Top.Mail.Ru
рынки

Цены с потолка: стоимость нефти марки Urals подобралась к лимиту в $60

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ / Legion-Media

Нефть Urals уперлась в ценовой потолок, установленный G7 и Евросоюзом для экспортных поставок российских углеводородов. За рубежом говорят о том, что дальнейший рост стоимости топлива может показать всю неэффективность западных ограничений. Российские же эксперты отмечают, что введенный лимит с самого начала был обречен, поскольку в дело вступил «сумеречный флот». Де-факто это позволило продолжать продавать нефть из РФ по рыночной цене. Постепенно несостоятельность наложенных санкций начинают осознавать и в Европе

Сенсация на ровном месте

К ценовому потолку стоимость российской нефти приблизилась еще неделю назад, 11 июля. Цена топлива Urals в порту Новороссийска достигла 59,98 доллара за баррель. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на данные ценового агентства Argus. Близка к ограничениям и цена на нефть марки Urals в порту Приморск на Балтийском море. Она поднялась до 59,38 доллара.

По таким ценам западным судам еще разрешено перевозить российскую нефть. Однако дальнейший рост стоимости вряд ли остановит поставки.

Превышение ценового потолка позволит Москве заявить «о своего рода победе», пишет агентство. Издание полагает, что таким образом РФ сможет подтвердить свою способность поставлять нефть без помощи западных фирм.

Угроза эта, впрочем, не является новой, полагает эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. В беседе с «Компанией» он заявил, что Bloomberg «пытается найти какую-то сенсацию на ровном месте», поскольку менее известные сахалинские сорта нефти, такие как Sokol и Vityaz, в принципе, не подчинялись потолку цен и вывозились морским транспортом по стоимости выше 60 долларов за баррель, что не рассматривалось в качестве нарушения.

Эксперт отмечает, что после введения санкций мировой флот разделился на две части, в результате чего одна из них ушла в тень. Такие перевозчики работают исключительно на подсанкционном рынке, занимаясь транспортировкой российской, иранской и венесуэльской нефти.

Аналогичное мнение Bloomberg высказал глава отдела геополитики в консалтинговой компании Energy Aspects Ltd Ричард Бронз. Он отметил, что за последнее время теневой флот значительно расширился, а число платежных маршрутов и страховщиков, действующих за пределами Запада, увеличилось. Все это, по словам Бронза, создает условия, позволяющие России торговать нефтью без оглядки на санкции ЕС.

Нерыночная мера

Потолок цен на российскую нефть был введен странами «Большой семерки» и Евросоюза в начале декабря прошлого года. Санкции включали в себя запрет на предоставление услуг по транспортировке топлива морским путем и его страхование, а также брокерские услуги и финансирование операций. Речь идет о продаже нефти по цене, превышающей утвержденный лимит.

Вице-премьер РФ Александр Новак, комментируя введенные ограничения, назвал этот инструмент «нерыночным, неэффективным, грубо вмешивающимся в рынок, противоречащим всем правилам и тому же ВТО». Он отмечал, что РФ готова сотрудничать только со странами, согласными работать на рыночных условиях.

При этом особой трагедии в новых нефтяных санкциях Новак не увидел. Он предположил, что ограничения спровоцируют изменения в цепочках поставок, однако менее востребованной российская нефть не станет.

С его мнением согласился министр финансов РФ Антон Силуанов. Он подчеркнул, что действия Запада будут иметь последствия для всего мирового рынка.

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков анонсировал ответные меры на ценовые ограничения. Механизм противодействия ценовому потолку предусматривает отказ от контрактов (в том числе действующих) на поставки топлива, если в договоре в качестве получателя указана страна, поддержавшая ограничения. Аналогичная мера касается ситуаций, когда лимит цен прописан в контракте как одно из условий.

Эти меры глава РФ Владимир Путин назвал предупредительными, пояснив, что введенный потолок еще не причинил серьезного ущерба РФ: страна и так продает топливо примерно по этим ценам.

прочитать весь текст

«Всем выйти из сумрака»

«Сумеречный флот», появившийся в мире в последние годы, стал ответом на ограничения США и ЕС. Входящие в него танкеры позволяют перевозить российскую нефть по всему миру, несмотря на санкции. По оценкам экспертов, сегодня флот насчитывает порядка 600 судов (около 10% от всех крупных танкеров в мире) и продолжает расти.

«С июня прошлого года шло формирование “сумеречного флота”: скупались с мирового рынка подержанные танкеры, которые оформлялись на всевозможные офшоры, в том числе связанные с российскими компаниями», — рассказал Юшков.

В то же время западные транспортные компании стали отказываться перевозить нефть из РФ даже по стоимости, не превышающей ценовой потолок, опасаясь санкций. По действующим нормам собственник танкера должен взять у поставщика перед отгрузкой справку, подтверждающую стоимость нефти.

России такое сотрудничество, по мнению эксперта, тоже невыгодно. Удерживать цены на нефть ниже 60 долларов за баррель, чтобы торговать с Западом, просто бессмысленно, поскольку сейчас уже налажены механизмы продажи через индийских и ближневосточных посредников.

«При отгрузке танкера в Индию цена российской нефти всего лишь на 4 доллара меньше, чем сорта Brent. То есть фактически стоимость всегда превышала потолковые показатели. При этом в пояснительных документах о действиях санкций говорилось, что, если нефть до покупателя добралась, он может купить ее по любой цене. Нарушением санкций выступает только перевозка и ее страхование», — пояснил эксперт.

Юшков подчеркнул, что большая часть сделок заключается именно с таким условием. Запад данный сценарий не слишком устраивает, но это единственный выход, который им сейчас доступен. «Если бы действовал запрет на приобретение российской нефти или потолок был установлен для цены покупки, возникал риск радикального сокращения экспорта, что повлекло бы дефицит и взлет стоимости энергоносителей выше 100 долларов за баррель», — пояснил эксперт.

По словам Юшкова, перевозчики «сумеречного флота» учитывают все возможные риски: они страхуются российскими и азиатскими компаниями, не имеют счетов в американских и западных банках, не проводят расчеты через доллары и евро, а также не обслуживаются в западных портах. Сложности, с которыми приходится сталкиваться, не отпугивают теневых игроков рынка, поскольку получаемая в результате таких сделок маржа перевешивает.

Сложившуюся ситуацию Юшков сравнил с кейсом «Северного потока», когда компании, достраивавшие магистраль, продолжали работу, прекрасно понимая, что попадут под санкции.

Пустые хлопоты

Ценовой потолок никогда не был эффективной мерой, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. По его словам, сегодня существует несколько вариантов обхода западных ограничений. В первом случае нефть продают через Китай, Индию, Латвию, Грецию или Мальту, утверждая, что она смешана и больше не является российской. В действительности же топливо просто реализуют по рыночной цене, номинально изменив производителя.

Второй вариант — дробление цены продукта. В этом случае стоимость ставят по верхней границе санкционного потолка, а остальное включают в договор в виде транспортных расходов.

«Суеты вокруг этого потолка было очень много, но реальный выхлоп примерно как с иранской нефтью: на нее постоянно накладывают какие-то санкции, но она продолжает полулегальным способом поставляться», — подчеркнул Адамидов. 

Эксперт полагает, что Москва вряд ли продолжит увеличивать скидки, позволяющие оставаться в пределе установленного Западом порога, поскольку «рынок более-менее приспособился к новым условиям» и постепенно убирает «все финансовые несовершенства».

Скидки за риск кончились

Первоначально нефть марки Urals продавали с внушительным дисконтом, за счет чего биржевая цена была в полтора раза ниже ценового потолка. Так, в новогодние праздники она торговалась в балтийском порту с удвоенным дисконтом: по 37,80 доллара за баррель против 78,57 доллара за нефть марки Brent.

Эксперты отмечали, что такая ситуация неизбежна в сложившихся условиях и справиться с ней поможет лишь время. Они предрекали, что самым жестким и сложным окажется первый квартал 2023 года, а в дальнейшем рынок сможет приспособиться.

Через несколько месяцев дисконт российской нефти Urals к бенчмарку Brent действительно стал снижаться. С 1 апреля скидка уменьшилась до 34 долларов за баррель. И это падение продолжалось ежемесячно. В конечном итоге в июле дисконт на Urals к Brent опустился до 25 долларов. При этом, по мнению главы Минфина Силуанова, сохраняется потенциал и для снижения скидки до 20 долларов. Позже соответствующие поправки одобрил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Новая норма может начать действовать с 1 сентября.

Повышение цены, по словам Юшкова, во многом связано именно с уменьшением дисконта. Риски, закладывавшиеся в скидку на Urals, постепенно пропадают. «Сейчас все понимают, что покупать можно, наладились логистика, финансовые расчеты — соответственно, как только уходят риски, уменьшается и сама скидка», — пояснил эксперт.

Он полагает, что объем вывоза и число судов, занимающихся экспортом российской нефти, останутся прежними, несмотря на повышение цены.

прочитать весь текст

Реальный передел рынка, катализатором которого должен был стать ценовой потолок, был бы возможен лишь при условии ограничения потребления нефти, убежден аналитик. Однако ни одна страна «никогда не пошла бы на ухудшение своего положения». Ограничение потребления нефти сегодня просто невозможно, поскольку население планеты продолжает расти. «В этих условиях затея ограничений фактически обречена на неудачу. Именно это и признал Bloomberg», — резюмировал Адамидов.

В том, что ценовой потолок не выполняет свою изначальную функцию, убежден и финансовый аналитик Сергей Дроздов. На этапе введения санкций предполагалось, что Россия столкнется со сложностями, отказавшись от перевозки нефти западными судами. Однако поток был оперативно переориентирован на Азию и Восток, и «первые шоки» от этих перемен уже пройдены: «европейцы не замерзли, российский бюджет не обрушился, просто у всех выросли издержки».

Такие страны, как Китай и Индия, и вовсе оказались в выигрыше, несмотря на некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться. В целом же, по словам аналитика, механизм экспорта российской нефти в обход западных ограничений уже налажен и «повышение цены на этот порядок вещей никак не повлияет».