Top.Mail.Ru
бизнес

100 мегаватт геополитики: как проект NVIDIA в Армении связан с арестом российского миллиардера

Дженсен Хуанг — сооснователь, президент и главный исполнительный директор компании NVIDIA — выступает в Белом доме. Фото: Ken Cedeno - Pool via CNP / Consolidated News Photos / Global Look Press Дженсен Хуанг — сооснователь, президент и главный исполнительный директор компании NVIDIA — выступает в Белом доме. Фото: Ken Cedeno - Pool via CNP / Consolidated News Photos / Global Look Press

Арест российского миллиардера Самвела Карапетяна в Ереване и национализация принадлежавших ему «Электрических сетей Армении» могут быть связаны с проектом NVIDIA по строительству в этой стране фабрики искусственного интеллекта мощностью 100 МВт. Одно из условий партнерства Армении и США в этой области — борьба с незаконным использованием нейросетей третьими странами.

11 июня 2025 года NVIDIA и стартап Firebird.ai, специализирующийся на облачных технологиях и ИИ, объявили о планах построить в Армении дата-центр мощностью 100 МВт. Финансировать проект стоимостью $500 млн инвесторы будут в рамках государственно-частного партнерства с правительством Армении. Местные и международные СМИ назвали это событие прорывом для всего Южного Кавказа. Российские медиа об этом почти не сообщали.

Спустя неделю, 18 июня, в Ереване по обвинению в публичных призывах к захвату власти был арестован российский миллиардер, основатель оппозиционного армянского движения «По-нашему» Самвел Карапетян. Сразу после его ареста правительство и парламент страны запустили процесс национализации компании «Электрические сети Армении» (ENA). Она входит в принадлежащий Карапетяну холдинг «Ташир». Миллиардер успешно оспорил национализацию в международном арбитраже, но премьер Никол Пашинян назвал ее «необратимой».

8 августа 2025 года Пашинян и президент США Дональд Трамп подписали меморандум о партнерстве в области искусственного интеллекта. Он включает ужесточение экспортного контроля в сфере ИИ и полупроводников, борьбу с их незаконным использованием. Наблюдатели истолковали это как желание исключить доступ к мощностям NVIDIA со стороны структур, связанных с Россией, которая остается партнером Армении по ЕАЭС. Национализация «Электрических сетей Армении» вписывается в эту версию.

Конкуренция с геополитическим оттенком

Стартап Firebird из Сан-Франциско, который неожиданно стал партнером крупнейшей по капитализации компании мира и выиграл без конкурса самый масштабный в истории Армении тендер, ранее был не на слуху. Но один из его основателей, армянский бизнесмен Александр Есаян, известен как давний конкурент Карапетяна на телеком-рынке страны. Братья Александр и Айк Есаяны стояли у истоков армянского телеком-оператора UCOM (основан в 2009 году). Позже в капитал компании вошла группа «Ташир» Самвела Карапетяна с долей 16%.

В 2020 году крупнейшие акционеры UCM, включая «Ташир», решили купить VEON Armenia (бренд Beeline на местном рынке). Братья Есаяны, чья доля в компании к тому времени уменьшилась до 6%, выступили против ее дальнейшего размывания и заявили, что слияние ограничит конкуренцию на телеком-рынке страны. Антимонопольное ведомство Армении их поддержало.

После конфликта Есаяны создали нового оператора — Team. При поддержке правительства эта компания сама выкупила VEON Armenia, и в настоящее время Александр Есаян — совладелец второго по величине телеком-оператора страны. Через Firebird он сможет предоставить NVIDIA доступ к инфраструктуре передачи данных Team Group и зарабатывать на трафике. А правительство Никола Пашиняна сможет подключить дата-центр NVIDIA к ранее принадлежавшим Карапетяну «Электрическим сетям Армении» и, как государственно-частный партнер этого проекта, выступить гарантом бесперебойного питания.

Ресурсы и гарантии

По словам вице-президента NVIDIA Реба Лебаредяна, дата-центр будет получать со всего мира огромные объемы данных, обрабатывать их с помощью графических процессоров Nvidia Blackwell и выдавать токены со сжатой информацией для любых приложений. Монетизация данных сделает Армению крупным игроком на мировом технологическом рынке, обещает он.

Для NVIDIA это будет уже 20-й крупный дата-центр, но до сих пор компания строила их в США, ЕС, на Тайване и в Саудовской Аравии. На постсоветском пространстве ничего подобного пока нет (строительство дата-центра BitRiver в Бурятии еще не закончено).

Ключевыми технологическими факторами для строительства фабрик данных считаются наличие постоянных источников воды и электричества. Почти вся конкретика о дата-центре в Армении, включая его местоположение, закрыта. Но, по оценкам MIT, для охлаждения такого центра нужно, в среднем, два литра чистой воды на киловатт. У Армении она есть: страна потребляет лишь 20–40% доступных водных ресурсов.

Выделить 100 МВт Армения, вроде бы, тоже в силах. Суммарная пиковая мощность всех ее электростанций — 3400–3500 мегаватт. Это почти вдвое больше суммарного пикового потребления (1900 МВт) и почти втрое больше среднегодового (1140 МВт).

Но есть проблема. По словам Лебаредяна, дата-центр будет питаться от Мецаморской АЭС. Сегодня она вырабатывает 470 МВт. Однако срок эксплуатации этой старой советской станции истечет в 2036 году.

В связи с этим правительство Никола Пашиняна обсуждает покупку малого реактора с Россией, США, Китаем и Южной Кореей. При этом, как отмечают эксперты, работающие модульные АЭС сегодня есть только у «Росатома».

Очевидно, что страна с очень ограниченными экономическими возможностями пытается зарабатывать всеми возможными способами и выстраивает для этого новые связи. Вот и сам Пашинян просит не искать в его действиях геополитику.