Абсолютная коммуникабельность
Кризисное время не могло не затронуть сегмент внутренних коммуникаций (ВК). Самое очевидное проявление этого влияния – эффект от сокращения соответствующих бюджетов при сохранении традиционных задач: информирование, мотивирование, формирование лояльности. В той обстановке специалистам по ВК приходилось в буквальном смысле творить, выдумывать и пробовать. В результате где-то формальные и официальные ВК в их чистом и незамутненном виде практически сошли на нет. Стоит ли сейчас по мере стабилизации и улучшения положения дел восстанавливать утраченное? Или наращивать обороты на основе того, что удалось сохранить? Стоит, говорят консалтеры. Но, скорее всего, на несколько ином фундаменте.
По данным опросов, проведенных пару лет назад AXES Management, 75% работников считают основным для себя способом получения информации о происходящем в компании неофициальные источники. Вряд ли с тех пор эти значения приницпиально изменились. Такой настрой естественен и по-человечески понятен, так что специалисты по ВК не рекомендуют ожесточенно бороться с подобными настроениями. Более эффективной на нынешнем этапе тактикой консалтерам представляется встраивание неформальных каналов коммуникации внутри компании в формальные. Или, если хотите, наоборот. Потому что при нынешнем уровне не то что популярности, а интегрированности сетевых площадок общения в повседневную жизнь сотрудников очень часто разница между формальными и неформальными каналами распространения информации стирается. Причем наиболее рационально мыслящие пиарщики, ВК-менеджеры сами и целенаправленно ведут дело именно к этому. Как минимум они оптимизируют корпоративные интрасети, упрощают внутренние сайты, приближая их интерфейс и функционал к тому, что предлагают внешние социальные сети. А как максимум – сами идут в Сеть. «Во многих российских компаниях, – рассуждает, например, Татьяна Климова (Мамышева) из IBS, – наблюдается непрерывная война между IT-службами и пользователями. Первые вводят ограничительные меры на пользование популярными социальными сетями, а вторые изобретают все новые способы обхода этих ограничений. При этом есть еще HR-департаменты, которые жаждут создать свои собственные – внутренние – социальные сети и завлечь в них персонал. В большинстве случаев эта борьба обречена на провал либо требует грандиозных инвестиций, не оправдывающих результат. Зачем тратить огромные ресурсы на разработку собственной социальной сети и еще более невероятные ресурсы на привлечение в нее своих сотрудников? Зачем конкурировать, закрывая доступ к внешним сетям и вызывая раздражение персонала? Придите сами туда, где вашим людям привычно и удобно общаться. Не ломайте и не навязывайте сотрудникам стереотипы поведения, используйте уже сложившиеся для своих целей. Люди сами отберут, что для них важно. Для вас важно, что вы будете участвовать в этом конкурсе».
Еще эксперты в один голос говорят о том, что кризис стал катализатором уже давно обозначившейся тенденции слияния коммуникаций внешних и внутренних. «В значительной степени, – отмечается в специальном исследовании консалтингового агентства Incorpore «Внутренние коммуникации в 2010 году», – по составу аудитории, контенту, каналам распространения информации внешняя и внутренняя аудитории становятся все менее дифференцированы. Иногда привлечение к обсуждению корпоративных проблем внешней публики позволяет получить ценную обратную связь и находить удачные решения. Внутренняя аудитория становится все более значимым участником создания позитивного или негативного контента для внешних целевых групп, в первую очередь с помощью социальных сетей и блогосферы».
Такое развитие событий обусловлено и распространением новых технологий и, во многих случаях, изменением структуры трудовых коллективов – ростом доли персонала, полностью или частично работающего в удаленном доступе. Более того, по мнению директора специализированного агентства Inside PR Анны Несмеевой, «функция внутренних коммуникаций в компании, где большинство сотрудников работают удаленно, как ни парадоксально, играет гораздо более заметную роль, чем в компании, ведущей свой бизнес по старинке. Если в стандартной компании обычное общение между людьми может сгладить недостатки функции ВК, то при удаленном контакте сотрудники общаются между собой только благодаря созданным для них каналам внутренних коммуникаций: рассылкам, форумам, блогам, обсуждениям в группах и интранет-порталу, который может объединять эти функции. Сегодня, когда компании, стремясь оптимизировать расходы, включают в свой состав удаленных сотрудников, функция внутренних коммуникаций становится востребованной как никогда ранее. А навыки работы в социальных сетях и блогах делают такие коммуникации комфортными, управляемыми и эффективными».
Анна Несмеева, директор специализированного агентства Inside PR:
Когда я прошлой осенью принимала участие в оценке проектов, поданных на конкурс лучших интранет-систем России Intranet-2010, меня поразила заявка одной фирмы, специализирующейся на продаже плитки и товаров для ремонта. Ее сотрудники работают в хоум-офисах на территории РФ, Италии, США, Украины, Румынии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Белоруссии. Именно внутренний интранет-портал в такой компании стал не только средством объединения коллектива, но способом реализации HR-функции – управления удаленными сотрудниками. Девиз проекта «Мы ищем лучших, а не ближайших» кратко и емко отражает суть подобного метода управления.
Очевидный пример важности ВК при значительной доле работающих в удаленном доступе – IT-компании, особенно те из них, кто нанимает на работу специалистов опять-таки по всему миру. Одна из них, компания из Санкт-Петербурга, в немалой степени именно благодаря своим эффективным ВК стала лауреатом премии «HR-бренд» 2010 года. Здесь активно работают с персоналом, строя коммуникационные потоки внутри организации на базе внутреннего портала и руководствуясь принципами групповой работы в социальных сетях. На этой же основе организует свои внутренние коммуникации обновленная «Евросеть», привлекая на помощь внутреннюю соцсеть компании. «Яндекс», активно приглашающий к сотрудничеству фрилансеров, организует деятельность проектных и рабочих групп в блогах на внутренним портале.
Еще по теме
Прошедший год был не самым удачным для российских страховщиков, но в целом по отношению к 2009-му динамика положительная. Медленно, но уверенно страховой рынок начинает оживать.
Наружной рекламе уже более 100 лет. Казалось бы, за это время она должна быть изучена вдоль и поперек, особенно учитывая ее совсем немалую стоимость. Но, увы, как только начинаешь с профессиональной точки зрения оценивать то, что видишь, понимаешь: надлежащие уроки извлечены далеко не всегда. Или извлечены, но прочно забыты, что сути дела, в общем, не меняет.