Top.Mail.Ru
архив

Академический уход

Сила привычки

Вряд ли кто-нибудь ожидал, что "Академсервис" открыто объявит о сворачивании программ международного туризма и закрытии своей филиальной сети. На самом деле уход "академиков" с рынка выездного туризма начался давно и незаметно для многих. Похоже, генеральный директор компании Игорь Зворыкин запоздал с переменами. Впрочем, как показывает нынешнее состояние дел, подобную ошибку допустило подавляющее большинство фирм, появившихся в начале 90-х годов. Вовремя не почувствовав изменения конъюнктуры на рынке и возросшей конкуренции, многие бывшие "киты" туризма были вынуждены свернуть свой бизнес. При этом многие из них уходили с рынка со скандалами и долгами. В отличие от них "Академсервис" повел себя по-джентльменски: все долги выплачены, все заявки удовлетворены, клиенты будут вовремя доставлены домой. Проблема только в том, что это будут последние выездные туристы "Академсервиса".

Еще совсем недавно, три-четыре года назад, туристический бизнес был похож на золотое дно. Массовый, постоянно растущий спрос и сравнительное предложение услуг позволяли крупным игрокам получать огромные прибыли. По оценкам ИС "Банко", только на массовых направлениях норма прибыли турфирм в 1995 году достигала 25 - 30% (а на менее популярных направлениях и в индивидуальных турах прибыль была еще выше).

Уходим, уходим, уходим…

Казалось, что счастье будет длиться вечно. Однако кризис 1998 года изменил расстановку сил. Столкнувшись с проблемами, крупные компании не сумели адаптироваться к изменениям спроса: потребители стали требовать лучшего сервиса за меньшие деньги. Одновременно на рынке появились новые агрессивные компании, которым удалось снизить издержки на собственный штат и подписать долговременные соглашения с зарубежными партнерами. "Старички" же только удивлялись отсутствию очередей взволнованных клиентов.

Падение гигантов получилось стремительным. Сначала из-за финансовых неурядиц развалилась компания "Беллвер", которая обслуживала самые популярные туристические направления. Трагические события - смерть от сердечного приступа Александра Головачева и самоубийство его супруги Светланы - привели к закрытию фирмы "Светал". Тихо растворился в "Интуристе" некогда благополучный "Бегемот", разваливается "Роза ветров". Закрытие же "Экзотура" вообще привело к громкому российско-турецкому скандалу. В Анталье без денег и паспортов остались сотни российских туристов.

Даже бывший супергигант "Интурист" работает в основном на въездном туризме. У "Интуриста", который сейчас живет за счет раскрученной торговой марки, нет собственных самолетов, турпотоки небольшие. Так что уход "Академсервиса" был предопределен.

Корпорация "Академсервис" создана в 1990 году. Работали практически на всех туристических направлениях и делили с "Интуристом" первое место по въездному туризму. Под маркой "Академэкспресс" в регионах действовали 11 филиалов и агентов. Также у компании было 12 дочерних фирм в Москве, работавших под маркой "Академсервис-Трэвел" и занимавшихся розничной продажей туров. В лучшие времена доходы корпорации составляли от $25 млн до $50 млн в год.

Явки провалены…

22 мая все агентства региональной сети "Академсервиса", работающие под торговой маркой "Академэкспресс" как филиалы ООО "Академэкспресс - регионы", получили письменное извещение о запрещении дальнейшей работы, остановке всех операций и строгой ответственности (вплоть до уголовной) в случае продолжения продаж. У руководителей филиалов были отозваны доверенности на работу. 24 мая вечером и 25 мая в первой половине дня службой охраны "Академсервиса" были закрыты оставшиеся агентства московской сети, работающие под торговыми марками "Академэкспресс" и "Академсервис-Трэвел". Вскоре на пресс-конференции глава компании Игорь Зворыкин подтвердил, что советом акционеров было принято решение временно приостановить деятельность сети "Академэкспресс". Кроме того, генеральный директор компании сообщил, что, "несмотря на организационные перемены", все отдыхающие за границей туристы "Академсервиса" будут вовремя доставлены на родину. Говоря о перспективах корпорации, ее генеральный директор предпочел воздержаться от конкретики, отметив, что теперь все внимание руководства агентства будет сосредоточено на развитии въездного туризма под маркой "Академсервис-ДМС".

Заявление Зворыкина стало сенсацией. На туристическом рынке "академики" всегда были в числе лидеров. "Думаю, поступок Зворыкина - серьезный прецедент, который способен изменить представления рынка о приоритетах и ценностях", - прокомментировала это решение руководитель компании TEZ-tour Александр Синегибский.

Есть и еще одна причина проблем "Академсервиса". Дело в том, что Зворыкин очень увлекался публичной политикой. Являясь вице-президентом Российской ассоциации туристических агентств он очень активно взялся за лоббирование интересов отрасли. Проблема только в том, что защищая корпоративные интересы, он забыл о своих собственных, частных интересах. "Зворыкин пропустил момент изменения соотношения сил на рынке", - говорит исполнительный директор ИС "БАНКО" Татьяна Чувилкина.

"История с "Академсервисом" не такая простая и понятная, как кажется на первый взгляд, - говорит начальник отдела маркетинга компании "Интурист" Сергей Шангин. - Пока неясно, по каким причинам компания вышла из бизнеса. Скорее всего, у "Академсервиса" возникли проблемы с технологиями. При укрупнении компании возникают проблемы с рентабельностью и управлением. Да и раскрутка высокорискового чартерного бизнеса порой приносит убытки. Вполне возможно, что руководство "Академсервиса" запоздало с реструктуризацией фирмы: сокращением персонала и накладных расходов".

"За последние два года штат нашей компании сильно увеличился, а эффективность операций даже снизилась, - рассказывает один из работников "Академсервиса". - Получилась странная ситуация: хозяева перестали понимать, что происходит с их деньгами". Слова нашего собеседника подтверждает и факт ревизии финансовой деятельности "Академсервиса", инициированной руководством компании. По слухам, реальные хозяева компании подозревают некоторых ее менеджеров в воровстве. Официальные лица корпорации пока не оглашают порядок сумм "утекших" средств. Но, судя по сообщениям различных источников, они могут достигать $250 - 300 тыс.

Нет уж, лучше вы к нам…

Теперь компанию могут спасти только иностранцы, а точнее, иностранные туристы. Концентрация сил на въездном туризме вполне понятна и объяснима. Во-первых, рынок предложения относительно свободен. Крупных конкурентов, кроме "Интуриста", пока нет.

"У нас хорошие отношения с менеджментом "Академсервиса", и мы не собираемся толкаться локтями, - подчеркивает Шангин. - Но тем не менее мы готовы предъявить свои весомые козыри". В пользу "Интуриста" говорит его богатейший опыт на рынке въездного туризма. В Россию по линии "Интуриста" ежегодно въезжают около 200 тыс. человек Да и на Западе других агентств, кроме "Интуриста", практически не знают.

Но въездной ("инкаминговый") туризм - дело затратное, и для его ведения нужно иметь немало оборотных средств. Дело в том, что оплата туров происходит по факту, а не по предоплате, как на международных направлениях. Соответственно для работы на этом направлении нужны хорошие стартовые капиталы. Есть ли они сейчас у хозяев "Академсервиса" - не знает никто.

Еще по теме