Top.Mail.Ru
архив

Альянс рождается в муках

Алюминиевый передел еще не завершен. Несмотря на широковещательные заявления, новый монополист - объединенная компания Романа Абрамовича и Олега Дерипаски "Русский алюминий" - встретил настороженный прием со стороны менеджмента и миноритарных акционеров (зачастую это одни и те же люди) новоприобретенных заводов.

Собрание акционеров Братского алюминиевого завода (БрАЗ) началось 3 июня, а закончится только 1 июля. Ситуация, в которую попал БрАЗ, как раз и стала следствием давления новых хозяев на миноритарных акционеров. На собрание в Братск прилетели два замдиректора "Русала" - Давид Давидович и Виктор Беляев. Давидович представляет интересы Абрамовича, Беляев - Дерипаски. Накануне собрания Давидович был уверен в победе "Русала". В прессе он практически заявил, что у "Русала" в кармане 99% акций БрАЗа. Однако "упреждающий пиар" не помог. После первого этапа собрания диспозиция осталась прежней. У "Русала" - 66% акций, у менеджмента БрАЗа - 32,7%. И директор остался прежний - Борис Громов. Правда, у него появился первый заместитель. "Русал" предлагал кандидатуру бывшего гендиректора КрАЗа, братчанина Баранцева. Но оппоненты категорически отказались. В итоге представлять "Русал" на БрАЗе будет бывший менеджер "Сибнефти" Игорь Шпитонов.

По словам Давидовича, с 1 июня весь бизнес БрАЗа уже перешел под контроль "Русала" (после покупки акций Абрамовичу достался только бизнес Льва Черного и TWG - примерно две трети производства алюминия - пропорционально объему купленного пакета акций; оставшимся бизнесом распоряжается менеджмент). Однако в утверждении Давидовича можно усомниться. Если бы менеджмент БрАЗа 1 июня оказался полностью отлученным от финансовых потоков, то днем позже "Русалу" не стоило бы и "огород городить", уговаривая председателя совета директоров Юрия Шляйфштейна и Бориса Громова продать акции.

А ведь уговаривали, да еще до глубокой ночи. Провал переговоров формально объясняли так: Юрию Шляйфштейну, мол, не понравилось, что "Русал" поспешил выдать прессе желаемое за действительное. На самом деле менеджеры, видимо, требовали от "Русала" предоплаты за акции. Чтобы не кинули невзначай. А "русаловцы", в свою очередь, наверное, чересчур сильно давили на оппонентов, пугая их другими методами решения акционерного вопроса. Однако уже перед самым собранием стало ясно, что с "другими методами" не получится. Менеджеры "Русала" вели переговоры и с губернатором области Борисом Говориным, и с мэром Братска Александром Петрунько, и с региональными правоохранительными структурами. По всей видимости, никто из них не дал согласия на силовой захват завода.

После переговоров Юрий Шляйфштейн, как ни странно, не выглядел подавленным. Он говорил о том, что такому альянсу, как Абрамович - Дерипаска, трудно противостоять. Но гигант споткнулся о "карлика". Правда, седины у Шляйфштейна за последние месяцы заметно прибавилось.

Демарш миноритарных акционеров возможен, по слухам, и на КрАЗе. Владелец 10% акций завода - депутат Госдумы Геннадий Дружинин якобы планирует комбинацию по возврату в госсобственность 20% акций, переданных ГКИ в 1997 году местной ФПГ "Танако". Если дело выгорит, то контрольный пакет КрАЗа будет у триумвирата Анатолий Быков (21%) - Дружинин (10%) - государство (20%), а не у Абрамовича, чьи 56% после возможного возврата госпакета уменьшатся. Схема, впрочем, сомнительная, поскольку для ее реализации требуется, чтобы к комбинаторам присоединился как минимум губернатор Лебедь.

Как видно, у "Русала" немало проблем с предприятиями, которые в холдинге небезосновательно считают полностью подконтрольными. Чего уж тогда говорить о прочих! В этой связи ситуация, сложившаяся вокруг Новосибирского электродного завода ("НовЭЗ"), который обеспечивает алюминиевые заводы анодными блоками и в силу этого притягателен для вертикально интегрированной алюминиевой компании, заставляет сомневаться в скорых перспективах перехода "НовЭЗа" под крыло "Русала".

За контроль над этим заводом уже не первый год сражаются компания "Ренова" и Лев Черной. Бывший губернатор Новосибирской области Виталий Муха благоволил "Ренове". TWG тогда с завода прогнали, хотя и не без труда. Местные журналисты говорили, что, уходя, "черновцы" оставили завод и прилегающий к нему поселок Линево без всяких средств связи с внешними миром: в поселке не было ни телефонной связи, ни телевизионного сигнала. Возможно, "Ренова" почувствовала, что от Виктора Толоконского, сменившего в прошлом году Муху, столь безоглядной любви не дождаться. Поэтому все производственные мощности "НовЭЗа" были переданы в собственность ЗАО "Сибэл", подконтрольному трем аффилированным с "Реновой" фирмам (почти 60%).

А в конце прошлой недели "Ренову" вновь потеснили люди Льва Черного. 7 июня был отстранен от должности исполнительный директор "НовЭЗа" Сергей Кохановский. На его место назначен представитель Богословского алюминиевого завода Виктор Пирогов. Известно, что Богословский завод связан не только с предпринимателем Василием Анисимовым, но и с фирмами Черного, которые после ухода с БрАЗа и КрАЗа переключились на обслуживание алюминиевого холдинга Анисимова. Так что нетрудно догадаться, под чей контроль теперь переходит "НовЭЗ".

Правда, непонятно: зачем вновь вступать в борьбу за предприятие, которое имеет значение только для тех, кто контролирует большой объем производства алюминия? Завод можно продать только в том случае, если активы удастся извлечь из-под "Реновы". Если же игра будет складываться в пользу "Реновы", то вряд ли "Русал" станет покупать у Черного неконтролируемые им активы.

И в заключение - о ситуации внутри самого "Русала". Люди Абрамовича и Дерипаски и без того относятся друг к другу достаточно настороженно. Можно предположить, что "братский" провал станет еще одним клином, вбитым между двумя партнерами. Как говорят, на самом деле в холдинге "Русал" пока еще нет ни одной алюминиевой акции. Видимо, пакеты БрАЗа и КрАЗа до сих пор "висят" на офф-шорах Абрамовича. Единственное, что пока объединяет партнеров, - совместный бизнес, который ведется через компанию "Руником-трейд". Формально независимая, компания по сути является алюминиевым отделом нефтетрейдера "Руником", который обслуживает "Сибнефть". Однако помимо людей Абрамовича в "Руником-трейд" теперь работают и люди из "Сибирского алюминия".

Еще по теме