Top.Mail.Ru
архив

Alcoa, которая придумала алюминий

Ни разу за всю карьеру Пол О’Нил не подвергался столь жесткой критике, как за первые недели своего пребывания в должности министра финансов США. Более всего западное деловое сообщество было возмущено тем, что бизнесмен, перешедший на государственную службу, не отказался от управления крупным пакетом акций, полученным за 13 лет работы в крупнейшей алюминиевой компании мира – Alcoa. Впрочем, злые языки назвали это причудами «одного из лучших, но уже стареющих менеджеров Америки».

Недавно О’Нилу исполнилось 65 лет. Однако новый хозяин Белого дома Джордж Буш абсолютно уверен, что только О'Нил сможет «успокоить нервы, рынки и тех, кто будет спекулировать на долларе» в случае экономического спада. «Наша экономика показывает тревожные признаки замедления, – заявил президент Буш. – И потому для меня было чрезвычайно важно найти такого человека, который обладал бы огромным опытом, твердой рукой и способностью говорить властно, убедительно и компетентно». К примеру, именно О’Нилу предстоит провести через конгресс программу Буша по сокращению налогов на $1,3 трлн в ближайшие 10 лет. На одной из пресс-конференций О’Нил смело заявил, что экономика Америки способна развиваться быстрыми темпами, не вызывая галопирующей инфляции. Новый министр финансов США олицетворяет собой типичного капитана американской индустрии, аналогом какового в российских условиях был Виктор Черномырдин. В качестве возможных недостатков О’Нила наблюдатели отмечают отсутствие у него опыта работы в финансовых компаниях Уолл-стрит, а в качестве возможного достоинства – большой стаж работы в «коридорах власти». Свой поход по «коридорам власти» Пол О’Нил начинал с должности простого программиста в управлении социального обеспечения бывших военнослужащих США. Его карьера была потрясающе успешной. В 32 года О’Нил становится сотрудником администрации тогдашнего президента США Джеральда Форда, где вскоре достигает должности заместителя директора бюджетного управления. Тогда же он подружился с нынешними вице-президентом США Диком Чейни и председателем федеральной резервной системы Аланом Гринспеном. В то время Дик Чейни был главой администрации Белого дома, а Гринспен – председателем комитета советников по экономике при президентской администрации. К слову сказать, именно Гринспен сыграл одну из ключевых ролей в дальнейшей карьере О’Нила. Гринспен потратил немало усилий, чтобы убедить совет директоров транснационального концерна Alcoa взять на работу О’Нила. Именно эта компания стала «местом рождения» одного из ведущих политиков США. И это отнюдь не случайно. На сегодняшний день Alcoa – крупнейшая в мире алюминиевая компания, владеющая тремя сотнями заводов, которые работают в 36 странах, и насчитывающая более 140 тыс. сотрудников. Ее годовой оборот превышает $25 млрд. Немалая заслуга в достижениях Alcoa принадлежит О’Нилу, который был председателем совета директоров Alcoa с 1985 года по 1998-й. За это время годовой оборот компании увеличился с $8 млрд до почти $20 млрд.

Питсбургский чайник

История Alcoa – это мировая история производства алюминия. В конце прошлого века алюминий считался полудрагоценным металлом. В год его выпускалось не более 125 фунтов. В одном из колледжей штата Огайо профессор химии Франк Джаветт, показывая студентам маленький кусочек алюминия, приговаривал: «Человек, который обнаружит дешевый способ производства этого металла, станет безумно богатым». Один из лучших учеников Джаветта – Чарльз Холл запомнил слова профессора на всю жизнь. Переоборудовав сарай, расположенный около дома, в маленькую лабораторию, Холл начал эксперименты с полезными ископаемыми. После долгих научных опытов ему в конце концов удалось с помощью электролиза получить из глинозема несколько гранул чистого алюминия. Это замечательное открытие позволяло производить алюминий промышленным способом. Однако для продолжения исследований Холлу требовались значительные деньги. В поисках инвестиций он направился в Питсбург – центр сталелитейной промышленности Америки. Холлу удалось заинтересовать своим изобретением группу из шести промышленников во главе с Альфредом Хантом, которые согласились предоставить средства на развитие рискованного бизнеса. В 1888 году партнеры зарегистрировали фирму Pittsburgh Reduction Company, а чуть позже построили маленький заводик по производству алюминия. Первую в мире промышленную партию этого металла Холл и его помощник Артур Дэвис выпустили специально к Дню благодарения Однако радость их была недолгой. Вскоре заводской склад оказался целиком забит алюминиевыми слитками. «Где же покупатели?» – недоумевал Холл. Все оказалось просто: потенциальные клиенты боялись использовать незнакомый металл. Тогда Дэвис впервые в мире применил замечательный маркетинговый ход – он стал делать из алюминия различные товары, тем самым демонстрируя покупателям сферу применения неизвестного металла и его перспективы. Одним из таких изделий стал обыкновенный чайник. Шло время, Холл продолжал улучшать технологию промышленного производства алюминия, а Дэвис старательно увеличивал ассортимент выпускаемых товаров. За пять лет существования фирмы стоимость алюминия снизилась более чем в шесть раз – с $4,86 за фунт в 1888 году до 78 центов в 1893-м . Бизнес Pittsburgh Reduction рос колоссальными темпами. К концу века из алюминия уже делали столовые приборы, фольгу, электрические провода, детали автомобильных двигателей и даже первые самолеты. К 1907 году компании принадлежали бокситовые шахты в Арканзасе, нефтеперерабатывающий завод в Иллинойсе и три завода, производивших алюминий. В том же году акционеры Pittsburgh Reduction решили переименовать компанию, и с тех пор она носит имя Alcoa – Aluminium Company of America. В 1930 году стоимость алюминия уже равнялась 20 центам за фунт. С началом второй мировой войны потребность в алюминии удвоилась. Поэтому федеральные власти США пошли на государственное финансирование строительства новых заводов Alcoa, что немедленно отразилось на капитализации компании. Именно в годы войны алюминий получил прозвище «крылатый металл». В 50-е годы алюминий стали активно применять в авиастроении, а также использовать в качестве упаковочного материала. Все это способствовало росту Alcoa и в конце концов помогло ей превратиться в транснациональную корпорацию. К тому моменту компания помимо алюминиевого производства была задействована практически во всех секторах бизнеса: в добыче и переработке нефти, в строительстве, в выпуске упаковочных материалов. Alcoa даже участвовала в финансировании нескольких спортивных команд и средств массовой информации. В начале 90-х годов под руководством О’Нила Alcoa успешно расширила сферу своей деятельности. Она купила своего главного конкурента на тот момент – алюминиевую компанию Alumax, и в собственность Alcoa перешли заводы в Венгрии, Италии и Испании. В 1998 году О'Нил практически отошел от управления компанией, назначив своим преемником 55-летнего Алана Бельду – с зарплатой, достигающей почти $2,5 млн в год. Бразилец по происхождению, Бельда относится к числу наиболее агрессивных топ-менеджеров Америки. По мнению наблюдателей, молодому Бельде за короткий срок удалось превзойти своего прежнего босса. В 1999 году Бельда смог уломать американские антимонопольные органы найти лазейки в законодательстве, после чего «скушал» третью по величине алюминиевую компанию мира – Reynolds Metals. В итоге к сегодняшнему дню Alcoa контролирует около 40% мирового рынка глинозема и 25% рынка готового алюминия. У компании остался только один серьезный глобальный конкурент – европейская Pechiney. В начале нынешнего года Alcoa объявила о том, что планирует в течение ближайших трех лет сократить свои расходы на $1 млрд. И хотя по итогам 2000 года прибыль Alcoa перевалила за $1,4 млрд, в течение последних нескольких лет она испытывает заметные трудности. На финансовых показателях Alcoa негативно отразился не только рост мировых цен на энергоносители (для производства алюминия требуется большое количество электроэнергии), но и совершенно неожиданный конкурентный фактор.

Российская угроза

В середине 90-х годов Alcoa столкнулась, быть может, с самой серьезной проблемой с момента основания компании. В 90-е из России на мировой рынок неожиданно хлынул неконтролируемый поток дешевого алюминия, в советские времена считавшегося стратегически важным материалом и почти не поставлявшегося на Запад. В результате Alcoa понесла серьезные убытки. В поисках выхода из сложившейся ситуации О’Нил собрал руководителей практически всех алюминиевых компаний мира и убедил их сократить производство металла на 10%, дабы удержать цены. Понимая, что эта полумера не решит проблемы присутствия российского алюминия на мировом рынке, О’Нил решил сам выйти на российский рынок. Он попытался получить контроль над Белокалитвинским и Верхнесалдинским производственными объединениями. О’Нил предполагал наладить на этих предприятиях производство алюминиевых банок для прохладительных напитков, но его затея оказалась неудачной. А вскоре Alcoa пришлось окончательно отказаться от идеи покорения российской алюминиевой промышленности. Произошло это после того, как в России начала формироваться вторая в мире по величине алюминиевая компания – «Русский алюминий». Значительно уступая американцам по уровню капитализации, «Русский алюминий», включающий в себя Братский, Красноярский, Новокузнецкий и Саянский алюминиевые заводы, способен контролировать около 7% мирового рынка первичного алюминия. Впервые интересы «Русала» и Alcoa пересеклись в Гвинее, где обе компании управляют рудниками, на которых добывают бокситы (сырье для производства алюминия). Дело в том, что российская компания практически весь экспортируемый металл продает на бирже через посредников. Alcoa же своим потребителям (в их числе крупнейшие автомобильные концерны) алюминий поставляет напрямую. К примеру, машины Audi A8 изготавливаются целиком из металла, выпущенного на заводах Alcoa. Работать по такой схеме «Русалу» пока не удается.

Политические игры

После неудачной попытки экспансии в Россию нынешний руководитель Alcoa Алан Бельда старательно делает вид, что не замечает присутствия «Русала» на рынке. А московское представительство Alcoa ведет себя обособленно, категорически запрещая своим сотрудникам вступать в какие-либо разговоры с журналистами. Его главная задача – тихо собирать информацию. И делает это Alcoa весьма успешно. Так, по мнению некоторых наблюдателей, недавние иски на сумму $2,7 млрд, предъявленные «Русалу» и его главе Олегу Дерипаске тремя офф-шорными торговыми компаниями – Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd. и Alucoal, – были инициированы Михаилом Живило при поддержке Alcoa и президентской администрации США. Считается, что таким образом Пол О’Нил решил защитить интересы американских производителей алюминия, помешав дальнейшему проникновению россиян на мировой рынок. Это распространенное мнение, однако, не получило (да и вряд ли получит) никаких подтверждений. Вполне возможно, что именно поэтому «Русал» не склонен обвинять Alcoa в чем бы то ни было. Олег Дерипаска официально заявил, что он уверен в безупречной репутации нынешнего министра финансов США. Тем не менее аналитики оценивают эту ситуацию неоднозначно. То ли Alcoa действительно совершенно ни при чем, то ли «Русал» до поры до времени хочет сохранить статус-кво на мировом рынке сырья. Однако в любом случае интересы двух крупнейших алюминиевых компаний мира в дальнейшем так или иначе будут пересекаться. Пожалуй, ни в какой другой отрасли противостояние конкурентов не сказывается в такой степени на отношениях между Россией и США. Что, впрочем, неудивительно: российских и американских алюминщиков объединяет одно: и Alcoa, и «Русал» способны максимально использовать в своих целях возможности государственного аппарата.

Еще по теме