Top.Mail.Ru
архив

Американский пирог

Выход московской компании «Вимм-Билль-Данн» на крупнейшую биржу мира NYSE может дать начало новой тенденции. Сразу несколько российских производителей продовольствия и потребительских товаров теперь намереваются разместить ценные бумаги на западных биржах. Впрочем, осуществить эти планы будет непросто.

 

Российские компании идут на Нью-Йоркскую биржу за «длинным рублем», то есть, конечно, за долларом. Ну в каком банке российская компания может получить пару-тройку сотен миллионов долларов, причем навсегда и без четких обязательств по выплате процентов? На таких условиях ссудить российской компании деньги соглашаются лишь западные инвесторы. Ради их денежных мешков акционеры московских компаний согласны поделиться значительной долей собственности. «Мобильные ТелеСистемы», например, продали через NYSE более 15% своих акций, а «Вимм-Билль-Данн» – целых 25%.

И это только начало. Парфюмерно-косметический концерн из Екатеринбурга «Калина» планирует в 2003 году разместить на NYSE или одной из европейских бирж 20 – 25% акций. «В конкуренции с международными компаниями на российской территории сможет выстоять тот, кто будет иметь доступ к «длинным дешевым» деньгам», – говорит финансовый директор концерна Александр Петров. «Калина» хочет получить $60млн – $70 млн. Компания уже разместила два облигационных займа «для создания положительной кредитной истории», а в марте этого года собирается выбрать себе андеррайтера (компании – посредника для размещения акций) для работы на NYSE.

Акционеры водочной компании «Союзплодимпорт» готовы пойти еще дальше и продать на Западе до 50% своих акций. «Этот способ получения дополнительных финансовых средств несоизмеримо выгоднее кредитов», – полагает гендиректор «Союзплодимпорта» Андрей Скурихин. Компания планирует размещение акций на 2004 год, для чего будет наращивать балансовую прибыль, налаживать бухучет по международному стандарту GAAP и переделывать структуру акционерного капитала под западные стандарты.

Президент агропромышленного холдинга «Черкизовский» Игорь Бабаев планирует выставить акции своей компании на NYSE или какой-либо европейской бирже через два года. Бабаев хочет при этом сохранить за собой контрольный пакет (сейчас ему принадлежит 70% акций группы). Президент «Черкизовского» рассчитывает выручить около $100 млн. «Сейчас мы поднимаем все свои финансовые параметры», – говорит он. Андеррайтером компании, возможно, будет американский инвестиционный банк Morgan Stanley, который в конце прошлого года стал акционером головного предприятия холдинга – завода «Черкизовский».

На 2004 год ориентируется и кондитерский концерн «Бабаевский». Совет директоров концерна предполагает разместить на Западе около 10 – 15% акций. Подготовку к этому «Бабаевский» начнет с продажи своих облигаций в России уже в этом году. «Сначала посмотрим, как пройдет этот заем, а потом, видимо, начнем консультации с андеррайтерами», – рассказывает Павел Заикин, начальник департамента ценных бумаг концерна.

Успех «Вимм-Билль-Данн», получившей за четверть своих акций сумму, равную примерно трети ее годового оборота, может быть примером для российских производителей потребительских товаров. Тем более что компании с «потребительской» специализацией, даже из стран с развивающимися рынками, довольно благосклонно принимают в Нью-Йорке. Например, из 25 мексиканских компаний, акции которых котируются на NYSE, восемь занимаются продуктами питания, напитками и розничной торговлей; из 21 чилийской компании таких семь.

А деньги в Нью-Йорке можно выручить очень даже серьезные – настолько серьезные, что конкурентоспособность компании вырастает на порядок.

 

Города, где деньги лежат

Сотовая компания «Вымпелком» за два подхода (в 1996-м и в 2000 годах) собрала на NYSE более $335 млн. «Привлечение новых средств повлияло на наш бизнес очень серьезно, – говорит Михаил Умаров, руководитель службы по связям с общественностью «Вымпелкома». – Без них мы бы не стали тем, чем являемся сегодня, то есть крупной эффективной компанией с развитой сетью GSM. Мировые биржи остаются одним из крупнейших источников капитала».

«Вимм-Билль-Данн» собирается в этом году за счет средств от размещения ADS закрыть половину своих долгов и реализовать $90-миллионную инвестиционную программу. Для сравнения: за 1999 – 2001 годы компания «Вимм-Билль-Данн» потратила на покупку и модернизацию предприятий около $20 млн.

Добавим, что с точки зрения корпоративного управления гораздо выгоднее продать акции портфельным инвесторам (таких набирается несколько десятков), чем одному стратегическому, которого, как правило, интересуют не менее чем 10-процентный, а то и контрольный пакет акций.

«Для американского фондового рынка $200 млн не считаются большими деньгами, – говорит Егор Соболев, аналитик московской инвестиционной компании АТОН. – Среди мировых фондовых рынков американский является самым широким по количеству участников и самым привлекательным по объемам доступных финансовых средств. Получить за акции там можно больше».

«Но накладные расходы по размещению акций в Америке также самые высокие, – развивает мысль Владимир Савов, аналитик московского офиса инвестиционного банка Branswick UBS Warburg. – Комиссия по ценным бумагам и биржам США очень придирчива к проспекту размещения и может неоднократно отклонять заявку, пока не получит все необходимые ей сведения. Для российских компаний желательно не менее трех лет вести учет по GAAP и пользоваться услугами международных аудиторов».

У NYSE к тому же сравнительно жесткие требования для иностранных участников – например, прибыль компании за последние три года в сумме должна составлять не менее $100 млн. Финансовые критерии Лондонской фондовой биржи (LSE) проще: компания должна показать, что ее оборот непрерывно рос последние три года, при этом капитализация компании должна составлять не менее $1 млн.

На других европейских биржах требования менее строгие. Но и денег собрать там можно меньше. Косвенное подтверждение тому то, что на NYSE разместились пять российских компаний («Вымпелком», «МТС», «Татнефть», «Ростелеком», «Вимм-Билль-Данн»), а на LSE только три, притом все – сырьевые («Татнефть», «Газпром» и «ЛУКойл»).

Тем не менее упомянутые выше четыре компании, нацелившиеся на размещение акций, не ориентируются только на Нью-Йорк. «Может быть, мы выберем Лондон», – говорит президент «Черкизовского» Игорь Бабаев. «Калина» два года назад заглядывалась именно на Америку, сейчас же в качестве варианта рассматривается Европа. «На NYSE можно достигнуть максимальной капитализации, – поясняет Александр Петров. – Но это самый дорогой вариант из всех возможных».

Вопрос, насколько вообще интересны американским портфельным инвесторам акции наших ритейлеров и производителей потребительских товаров? Аналитики российских инвестиционных компаний сомневаются, что спрос может быть большим.

 

Крупные акционеры как помеха

«Успех «Вимм-Билль-Данн» можно считать скорее исключительной удачей, чем вдохновляющим примером, – полагает Егор Соболев из АТОН. – На фондовом рынке США сейчас, конечно, высок интерес к новым акциям. Но и выбор у американских инвесторов большой. И, если компания из России сможет пройти регистрацию, не факт, что она удачно разместит свои акции. Наверное, со временем на NYSE будет больше компаний из России, чем сейчас, но им туда придется буквально пробиваться».

«Чтобы стать привлекательной для американских инвесторов, компания должна достигнуть некоей критической массы, – говорит Андрей Иванов, аналитик «Тройки-Диалог». – Как показывает практика, солидные портфельные инвесторы не интересуются компаниями с годовым оборотом менее $200 млн и капитализацией менее $100 млн. А на российском потребительском рынке крупных компаний мало, рынок сильно фрагментирован».

Получается, что российской компании легче «за раз» продать пакет акций какому-то одному инвестору, чем озабочиваться торгами на биржах. К тому же нужно отметить, что лидируют практически в каждом сегменте потребительского рынка компании с иностранным капиталом, для которых вопрос финансирования решен «всерьез и надолго». Особенно этим выделяется пивоваренная отрасль, где половину мощностей контролируют иностранные холдинги BBH и Sun Interbrew.

«Какая-то доля акций «Балтики» котируется в Российской торговой системе (РТС), но питерской компании это нужно скорее для имиджа, – говорит Владимир Савов из Branswick UBS Warburg. – Для BBH не проблема обеспечить «Балтику» кредитами».

Компании, которые попали в сферу влияния крупных финансовых структур (пусть даже стратегических инвесторов), зачастую теряют возможность стать публичными, то есть пускать свои акции в свободный оборот. Например, розничные сети «Перекресток» и «Седьмой континент» теоретически могли бы попробовать пробиться на западный фондовый рынок. Но первая компания частично находится под контролем «Альфа-групп», а акционером «Седьмого континента», кажется, вскоре станет «Группа МДМ».

Так что вряд ли в ближайшее время на NYSE российские компании сравняются по числу хотя бы с компаниями Индии или Чили.

 

Что покупают в Америке

Облигации

Ценные бумаги с обязательством выкупа через определенный срок

«Вымпелком» в 2000 году разместил в США на сумму $75 млн

ADR (американские депозитарные расписки) 1-го уровня

Выпускаются на существующие акции, предназначены для внебиржевой торговли

ГУМ в 1996 году и ЦУМ в 1997-м разместили в США

ADR 2-го уровня

Выпускаются на существующие акции с правом листинга на бирже

«Ростелеком» в 1998 году выручил за один день на NYSE $16,7 млн

ADS (американские депозитарные акции), или ADR 3-го уровня

Выпускаются на акции дополнительной эмиссии, а также на существующие акции с правом листинга на бирже

«Мобильные ТелеСистемы» в 2000 году разместили на NYSE на сумму $305 млн

 

Еще по теме