Top.Mail.Ru
финансы

Аналитики спрогнозировали повышение ключевой ставки

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Банк России на заседании 23 июля может повысить ключевую ставку на 0,5–1 п. п., до 6–6,5%, продолжив ужесточать денежно-кредитную политику. Регулятор поднимет ставку четвертый раз подряд на фоне ускорения инфляции, оттока капитала из страны и ужесточения риторики Федеральной резервной службы (ФРС) США, считают аналитики, опрошенные журналом «Компания». По их словам, в конце года следует ожидать подъема ставки с действующих 5,50 до 7%.

В конце июня сигнал к повышению ставки дала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В интервью Bloomberg она назвала и диапазон подъема: от 25 до 100 б. п. Несмотря на четвертое подряд повышение ставки, Набиуллина называет политику регулятора мягкой. Если учитывать инфляцию, то реальная ставка (ключевая ставка минус инфляция) остается отрицательной. По ее словам, окончательное решение будет зависеть от статистики к моменту заседания совета директоров регулятора.

Руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова:

Ожидаю повышения на 100 б. п. Движение ключевой ставки до 6,5% 23 июля обосновано ускорением роста цен — за июнь инфляция оказалась выше ожиданий (6,5% год к году при прогнозе 6,3–6,4%). Негативным сюрпризом было значительное ускорение инфляции услуг (показатель вырос с 3,2% год к году до 4%)

Кроме того, за первые пять дней июля цены выросли на 0,3%. Это означает, что к концу месяца уровень российской инфляции может достичь 7% год к году.

Если мой прогноз движения ставки на 6,5% в июле оправдается, то на конец года следует ожидать ставку на уровне 7% минимум.

Это связано с риском того, что во втором полугодии ФРС может начать ужесточать риторику, что приведет к ослаблению валют стран формирующихся рынков, в том числе рубля. Это может стать дополнительным фактором инфляционного давления и заставить ЦБ дополнительно ужесточить политику.

Главный управляющий портфелем УК «Атон-менеджмент» Константин Святный:

Вероятность того, что ЦБ поднимет ставку рефинансирования либо на 100 б. п., либо на 75 б. п., равна.

При этом остается небольшой шанс увеличения ставки на 50 б. п. Это станет возможно, в случае если данные по недельной инфляции подтвердят резкое замедление ее темпов, которое мы впервые увидели на прошлой неделе (рост цен на 0,06%). Отмечу, что пандемия может скорректировать «ястребиные» настроения регулятора.

Финансовый аналитик Сергей Дроздов:

Регулятор однозначно поднимет ключевую ставку в диапазоне от 0,75–1 п. п. Мы видим, что инфляция хоть и затормаживается, но остается на достаточно высоком уровне. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ранее обтекаемо заявляла о возможном повышении ставки от 0,25 до 1%. Я впервые слышу, чтобы она обозначала столь высокую планку в своих сигналах.

Но это логично, поскольку классически ставка должна быть на 1 п. п. выше инфляционного показателя. ЦБ заявляет, что ее надо поднимать, обосновывая это инфляцией и инфляционными ожиданиями. Одной ставкой делу не поможешь — надо укреплять рубль, но его укреплять не хотят. Против этого, как я полагаю, выступает Минфин.

Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс»:

Ожидаем повышения ключевой ставки в диапазоне 0,5-1%. При этом наиболее вероятным представляется ее увеличение на 75 б. п. Поводом является инфляция, подскочившая до 6,5%. При этом, согласно мнению ЦБ, ее пик пока не пройден. А значит, повышение ставки не исключено и в сентябре. На рубль решение Центробанка, на наш взгляд, заметного влияния не окажет.

Важным стимулом к повышению ставки является необходимость не допустить девальвации рубля, что могло бы свести на нет попытки улучшить инвестсреду и поставить под удар финансовый сектор, который ранее активно наращивал кредитование под низкие процентные ставки.

Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов:

Мы полагаем, что на июльском заседании ЦБ поднимет ставку на 50 б. п.: на наш взгляд, это наиболее плавный шаг из возможных. Также ЦБ упоминал вероятность ужесточения денежно-кредитной политики вплоть до 100 б. п. Устойчивая повышенная инфляция и определенный отток капитала на фоне ужесточения риторики ФРС подталкивают регулятора к активным действиям.

С другой стороны, помимо повышения ключевой ставки, в качестве дезинфляционных факторов в этом году выступят наметившийся тренд на нормализацию бюджетной политики (речь идет о сворачивании антикризисных расходов) и некое ужесточение в части макропруденциальных мер (например повышение коэффициентов риска по потребительским кредитам): наличие этих факторов, а также относительная стабильность в части геополитической повестки может позволить ЦБ действовать более осторожно в сложившейся ситуации.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Ковалев:

На наш взгляд, шаг 25 б. п. сейчас точно неактуален, а остальные варианты (50, 75 или 100 б. п.) являются рабочими и могут обсуждаться. В обзоре ЦБ отмечается, что, хотя инфляционное давление остается повышенным, наметились признаки его некоторого ослабления, что может быть основанием для смягчения дисбаланса между динамикой спроса и предложения. Мы полагаем, что такая формулировка снижает вероятность повышения ключевой ставки сразу на 100 б. п. Таким образом, основные варианты повышения сейчас видятся как 50 или 75 б. п.

По нашему впечатлению, руководство ЦБ настроено довольно решительно, поэтому наиболее вероятным выглядит повышение на 0,75 п. п., до 6,25%, что совпадает с консенсус-прогнозом аналитиков в Bloomberg. При этом предполагаем, что окончательного решения еще нет и в самом ЦБ. На эту мысль, в частности, наводит отсутствие сигнала на прошлой неделе, так называемой «неделе тишины».

По-видимому, ЦБ станет смотреть на данные по недельной инфляции, которые будут опубликованы вечером в среду, 21 июля. Отметим, что последние по времени данные оказались позитивными (прирост 0,06%), отразив замедление инфляции.