Top.Mail.Ru
архив

Анализ "поведения" затрат

Международный рынок переживает сейчас радикальную структурную перестройку, для которой характерны три существенных признака: глобализация (сращивание локальных рынков), стандартизация (наличие аналогичных продуктов у конкурентов) и персонификация (потребность клиентов в индивидуальном обслуживании). Изменился подход к планированию себестоимости - он начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем чтобы продажа продукции обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. То есть если раньше вычисляемой величиной была цена:

Стоимость товара + норма прибыли = Цена,

то в настоящее время цена задается рынком как данность. Соответственно если предприятие хочет иметь приемлемую норму прибыли, то стоимость (издержки) становится вычисляемой величиной, в которую необходимо уложиться:

 

Стоимость (издержки) = Конкурентная цена – норма прибыли.

 

Подобная постановка задачи требует детального анализа издержек и, что самое главное, выяснения причин, их вызывающих, и понимания их обоснованности. В связи с этим особое значение для предприятий приобретает оптимизация затрат. Однако «оптимизация» не является аналогом слова «сокращение», как часто считают. Непроанализированное, «волевое» сокращение затрат наносит не меньший вред, чем бесконтрольные расходы. Ведь важно сокращать или ликвидировать только те расходы, которые действительно являются необоснованными.

Такого рода информацию можно получить, используя метод функционально-стоимостного анализа – ФСА (англ. – activity based costing), помогающего получить сведения об уровне прибыльности конкретных операций и продуктов.

Серьезной проблемой существующих методов анализа прибыли и ее составляющих является отсутствие понимания связи между объемом и типом расходов и факторами, на них влияющими. Метод ФСА позволяет разложить продукты и услуги на функции, которые и определяют «поведение» затрат. ФСА рассматривает деятельность всех структурных подразделений компании.

Например, если взять работу банка, то при обычном анализе видна только общая сумма чистого процентного дохода, полученная от операций кредитования. Мы не знаем всех расходов, связанных с процессом выдачи кредитов, а именно: каков размер заработной платы кредитных работников; какое помещение они занимают – соответственно какова их доля в расходах на аренду; их оснащенность компьютерной техникой (доля в расходах на амортизацию); насколько велико время других подразделений (юридический отдел, служба безопасности и т.д.), которое они использовали в своей работе. Подобная «привязка» произведенных расходов к доходам, а также их анализ – это и является результатом ФСА.

В конечном итоге мы получаем набор данных, позволяющий осуществлять анализ по следующим основным направлениям:

  • продукты или группы продуктов – при определении себестоимости каждого отдельного продукта или услуги менеджмент получает возможность сравнить рентабельность различных видов продуктов и принять стратегическое решение о концентрации усилий на определенном направлении, о сокращении предоставления услуг на другом направлении или принятии мер по существенному сокращению издержек;

  • клиенты или группы клиентов – только при расчете себестоимости обслуживания клиентов или групп клиентов методом ФСА банк получает информацию о том, насколько прибылен тот или иной клиент, насколько результативны усилия по освоению той или иной рыночной ниши (например, работа с малыми предприятиями, физическими лицами или предприятиями определенной отрасли промышленности);

  • каналы сбыта – для банка каналами сбыта являются отделения и филиалы. На основании данных о себестоимости исследуемых каналов сбыта банк имеет объективную информацию о развитии или сворачивании отдельных каналов.

Если продолжить пример с банками, то можно сказать, что применение ФСА позволяет оптимизировать деятельность кредитного учреждения в следующих областях:

  • стратегическое планирование – менеджмент имеет наиболее полную информацию об уровне прибыльности каждого продукта, клиента и канала сбыта;

  • контроль и эффективное использование рабочего времени сотрудников;

  • понимание и оптимизация существующих бизнес-процессов.

Еще по теме