Top.Mail.Ru
архив

Андрей Скурихин: «Давление чиновников не изменит наши планы»

Прошедший год был для московской компании «Союзплодимпорт» (СПИ), владельца водочных марок «Столичная», «Московская» и «Зубровка», годом приобретений. Ее гендиректору Андрею Скурихину удалось присоединить к компании крупнейший латвийский ликеро-водочный завод Latvijas Balzams (владелец марки «Рижский бальзам»). В настоящий момент СПИ завершает переговоры о покупке четырех российских алкогольных предприятий.

 

До сих пор «Союзплодимпорт» (СПИ) самостоятельно разливал водку на своем калининградском заводе СПИ-РВВК только на экспорт. Российские производители работали со «Столичной» по лицензиям СПИ. С 2002 года компания планирует перейти к самостоятельному розливу алкоголя под своими торговыми марками для продаж внутри России. С этой целью Андрей Скурихин провел реструктуризацию холдинга.

Между тем популярные марки не дают покоя некоторым влиятельным российским чиновникам и крупным бизнесменам. С 1999 года «Столичную» у СПИ пытались отнять то МВД, то Генпрокуратура. После появления государственного алкогольного холдинга «Росспиртпром» большой интерес к брэндам начал проявлять его гендиректор Сергей Зивенко. Он инициировал создание при Минсельхозе государственной компании «Союзплодоимпорт», в советское время владевшей «Столичной».

До сих пор Андрей Скурихин успешно отбивал атаки на свою компанию. Но в середине октября 2001 года Генпрокуратура обратилась в Высший арбитражный суд с требованием признать недействительной правопреемственность «Плодовой компании», у которой в 1997 году СПИ купила «Столичную», от «Союзплодоимпорта», первоначального владельца водочных брэндов. Суд удовлетворил требование прокуратуры. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев поспешил заявить, что дело осталось за малым – перерегистрировать марки на государство.

В интервью журналу «Ко» Андрей Скурихин рассказывает о подоплеке событий вокруг «Столичной» и планах компании по ее продвижению на рынке.

 

Торопиться не надо

«Ко»: Что для СПИ означает решение Высшего арбитражного суда о том, что «Плодовая компания» не является правопреемником государственной компании «Союзплодоимпорт»? Вам придется расстаться со «Столичной» и другими некогда государственными марками?

Андрей Скурихин: Для СПИ это решение ровным счетом ничего не означает. Вопрос о собственности на товарные знаки судом не рассматривался. Мы приобрели водочные марки четыре года назад, и на тот момент никто не оспаривал правопреемственность «Плодовой компании» от «Союзплодоимпорта». Более того, когда мы заключали сделку по покупке брэндов, руководство «Плодовой компании» показывало мне свои архивы. Ее правопреемственность в 1990 – 1992 годах была оформлена вполне законно.

«Ко»: А говорят, что все было сделано без согласия Госкомимущества и не в соответствии с Законом о приватизации.

А.С.: Ни Госкомимущества, ни Закона о приватизации в 1990 году не существовало. Минсельхоз, Министерство внешнеэкономических связей и Роспатент подтвердили в письменном виде, что «Плодовая компания» является законным правопреемником «Союзплодоимпорта». Более того, государство опосредованно продолжало владеть «Плодовой компанией» – Москомимущество было среди ее акционеров. Это показалось нам гарантией законности сделки. Решение Высшего арбитражного суда интересно тем, что создает прецедент деприватизации. И теперь уже нет гарантии, что аналогичные решения не будут приняты в других отраслях.

«Ко»: К «Плодовой компании» вместе с марками перешли и долговые обязательства «Союзплодоимпорта»? По некоторой информации, в прошлом году некоторые зарубежные кредиторы предъявили «Плодовой компании» претензии на долг в $90 млн, возникший в результате деятельности ее советского предшественника.

А.С.: Возможно, но точного размера задолженности я не знаю. По моей информации, «Плодовая компания» регулярно выплачивала какие-то долги по решению судебных органов. Логику судей понять трудно. Сначала выплачивайте долги, а потом вы вообще не правопреемники.

«Ко»: Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев утверждает, что после решения Высшего арбитражного суда перерегистрация марки «Столичная» на государство – дело техники.

А.С.: Либо господин Гордеев юридически неграмотный человек, либо ему предоставили неверную информацию. Техническая перерегистрация товарных знаков, как и любой собственности, невозможна. Смена владельца возможна только в судебном порядке. А если будет суд, я уверен, что мы защитим свое право на эти знаки.

 

Расширение на Запад

«Ко»: Покупка Latvijas Balzams (LB) как-то связана с конфликтом вокруг «Столичной»?

А.С.: При покупке мы учитывали в том числе и то, что события в России начнут развиваться не так, как нам того хотелось бы. В такой ситуации латвийский комбинат стал бы основным плацдармом для производства водки на экспорт. Причем хорошим плацдармом: завод модернизирован, с точки зрения логистики он ничем не хуже калининградского «СПИ-РВВК», с политической точки зрения уровень защиты наших интересов в Латвии значительно выше, чем в России. Но защита марок не была основной задачей. Завод сам по себе является выгодным объектом инвестиций. Это лидер по производству алкогольных напитков в Прибалтике, монополист на рынке Латвии.

«Ко»: После покупки вы стали называть СПИ холдингом. Что еще входит в него?

А.С.: Компании, объединенные не только собственностью, но и совместными сделками.

«Ко»: Какими сделками?

А.С.: По регистрации «Столичной» за рубежом. Отсутствие у марки хозяина в период с 1992 по 1997 год пагубно повлияло на ее положение не только в России, но и за рубежом. Сейчас много говорят о том, что наше государство продвигало водку в мире. На самом деле тому, что этот напиток популярен, мы должны быть обязаны исключительно западным дистрибуторам. Государство не вложило ни цента в продвижение этих товарных знаков. Более того, в некоторых странах (например, в Германии, Венесуэле, Аргентине) Россия просто «не успела» зарегистрировать на себя эти марки. В США наше государство было вынуждено уступить права на использование водочных брэндов. Так что, купив «Столичную», мы столкнулись с тем, что далеко не во всех странах она была зарегистрирована на российское предприятие. Нам удалось убедить ряд крупных финансовых институтов выкупить эти регистрации. Согласно договоренности новые владельцы со временем продадут нам «Столичную» – естественно, с определенными процентами от той суммы, которую они затратили на покупку.

«Ко»: Планируете ли вы расширение холдинга?

А.С.: На покупку акций четырех российских ликеро-водочных заводов мы планируем привлечь около $30 млн. Названия этих заводов я смогу раскрыть в начале 2002 года.

 

Ударный брэнд

«Ко»: Вы объявили о планах по продвижению «Столичной» в тот момент, когда возросло давление государства на СПИ. Они остаются в силе?

А.С.: Бюджет, сроки и запланированные объемы остаются прежними. Мы будем тратить $2 млн. в год на продвижение марки. Я считаю, что претензии государства к нам не имеют юридического основания.

«Ко»: Возможна ли перепродажа ваших брэндов?

А.С.: Может быть когда-нибудь, лет через двадцать. Пока наши затраты по поддержанию товарных знаков составляют $1 млн – $5 млн в год. Сюда входят поддержание регистрации, борьба с контрафактной продукцией. Маркетинг – отдельная и гораздо большая цифра. Сейчас мы вкладываем в брэнды практически все зарабатываемые средства.

«Ко»: Как вы боретесь с «пиратской» водкой?

А.С.: Мы были инициаторами создания Российской ассоциации владельцев товарных знаков в 1998 году, где я являюсь вице-президентом. Ее цель – гармонизация законодательства в области защиты прав владельцев товарных знаков. В частности, нам удалось добиться внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс в части, касающейся незаконного использования товарных знаков. Теперь в 180-й статье УК предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет либо штраф до 800 минимальных окладов. В России созданы пять фондов, которые курируют работу с правоохранительными органами по борьбе с нелегальным производством. Работаем и с зарубежными организациями, например, с Интерполом.

«Ко»: Какой континент лидирует по нелегальному производству?

А.С.: Естественно, Евразия. Ведь там есть такая страна, как Россия.

«Ко»: Мы говорим СПИ, а подразумеваем «Столичную». Но у компании есть и другие водочные марки. Когда вы приступите к их раскручиванию?

А.С.: В 2002 году начнем продвигать такие водки и настойки, как «Старка», «Зубровка», «Сибирская», «Охотничья». Но «Столичная» останется нашим ударным брэндом.

«Ко»: До сих пор ее производили более ста российских заводов. Сейчас вы собираетесь отозвать лицензии и приступить к самостоятельному розливу. Какова будет производственная база? Ведь «СПИ-РВВК» уже загружен полностью.

А.С.: Во-первых, мы собираемся нарастить мощности этого завода на 1,5 млн дал до 5,5 млн дал в год. Кроме того, производством «Столичной» будут заниматься четыре новых завода и, конечно, LB.

«Ко»: До сих пор СПИ не занималась торговлей. Почему вы не предоставили права на эксклюзивную дистрибуцию «Столичной» какой-нибудь крупной оптовой компании, а решили самостоятельно заниматься реализацией?

А.С.: На сегодняшний день я не готов доверить реализацию «Столичной» какой-либо из существующих компаний. Есть компании, которые сильны в Москве, Петербурге или регионах, но нет такой, которая могла бы покрыть своей сбытовой сетью всю Россию. Поэтому мы решили создать собственную торговую компанию, она и будет контактировать со всеми оптовиками.

 

СПРАВКА

Кто такой Андрей Скурихин

Еще пять лет назад 30-летний Андрей Скурихин, глава «Союзплодимпорта», крупнейшего российского экспортера водки, занимался аудитом и слышать не хотел об алкогольном бизнесе. Когда в 1996 году Артур Перепелкин, основатель московской компании ЗИИЛ, дистрибутора дорогих алкогольных напитков, предложил Скурихину должность заместителя гендиректора, курирующего юридические вопросы, это было неожиданностью. Но знакомство с Перепелкиным и деятельностью компании изменило представления Скурихина об этом бизнесе. Торговля по эксклюзивным договорам напитками компаний Allied Domecq, Seagram и нескольких французских винных домов показалась ему интересной. Скурихин занялся разработкой концепции построения компании, схем бизнес-операций. Некоторые его идеи воплощены в «Русской винно-водочной компании» (РВВК), в которую со временем превратились Альфа Спиритс Групп, Грандс, Воридспиритс, входившие в холдинг.

В 1999 году Артур Перепелкин назначил Скурихина гендиректором РВВК. Компания находилась в тяжелом положении: накануне кризиса 1998 года она вложила в раскрутку водочного брэнда «Флагман» $2,5 млн. РВВК выстояла в том числе благодаря умелому руководству Скурихина.

В конце 1999 года он перешел в «Союзплодимпорт». Первые несколько месяцев Скурихин работал в этой компании на должности замгендиректора, а в январе 2000 года стал гендиректором. За два года он превратил СПИ в производственный холдинг. С 2002 года Скурихин планирует изменить характер деятельности компании в России, перейти от раздачи лицензий к самостоятельному производству водки.

Еще по теме