Top.Mail.Ru
архив

Видимо – невидимо

Приватизировав мир футбола и «Формулы-1», немецкий медиа-магнат Лео Кирх принялся продавать права на их телетрансляцию по новым правилам, повергнув планету в шок. Сегодня, за семь месяцев до старта очередного чемпионата мира по футболу, лишь в нескольких странах телезрители твердо знают, что смогут увидеть главный турнир четырехлетия. Доктор Кирх, практически с нуля сколотивший свое состояние, несомненный гений медиа-бизнеса, хотя в этом определении все реже звучат лестные нотки. Для простых болельщиков он скорее враг рода человеческого.

Несколько лет назад во время крупного медиа-конгресса в Мюнхене Лео Кирха у входа в конгресс-центр остановили охранники и потребовали у него пропуск. Явно опешивший немец нашелся не сразу: «Какое пропуск? Я здесь все оплатил – и конгресс-центр, и печать этих пропусков, и вашу работу тоже!»

Эта история больше похожа на анекдот, но одного из самых могущественных бизнесменов Германии и крупнейших игроков мирового медиа-рынка действительно мало кто знает в лицо. Каждый европеец хотя бы иногда смотрит на телеканалах фильмы, права на которые принадлежат Кирху, читает выпускаемые им газеты, слушает издаваемые его компаниями компакт-диски. Но почти никто не знает, как он выглядит.

Самого Кирха это нисколько не смущает. Более того, сведенная к минимуму публичность – одно из его жизненных кредо. Этот человек, которому сейчас 75 лет, появляется на публике не чаще нескольких раз в год и за всю свою карьеру дал всего два интервью. Готовя этот материал, я позвонил в пресс-службу Kirch Gruppe и попросил поделиться некоторыми фактами из биографии их патрона. На другом конце провода явно удивились моей наивности и порекомендовали заглянуть на веб-сайт компании, содержащий необычайной лаконичности резюме: «Извините, но добавить к этому нам нечего».

Бизнесмен с большой «Дороги»

В условиях тщательно хранимой секретности Кирх стал фигурой почти мифической, так что ручаться за достоверность сведений о магнате не берется никто. Родился Кирх в 1926 году в баварском городке Вюрцбурге в семье владельца виноградников. Служил помощником профессора экономики в Мюнхенском университете, однако в 50-х решил перейти от теории к практике и открыть собственное дело. Лео Кирх классический self made millionaire, то есть все свое нынешнее состояние заработал сам, начав практически с нуля. Первым серьезным успехом Кирха стала покупка в 1959 году прав на прокат фильма Феллини «Дорога». Говорят, на это будущий магнат потратил все свои средства. Кирх рисковал всем, но ставка на Феллини оказалась верной. Да и в дальнейшем Кирх почти не промахивался – даже когда брался за такие казавшиеся поначалу сомнительными предприятия, как покупка прав на довоенную голливудскую классику: в 60-е Кирх приобрел права на многие фильмы Бастера Китона и шедевры из фильмотеки Говарда Хьюза.

Не сумев договориться с немецкими прокатчиками относительно отчислений за фильм Friends for Life, Кирх продал права на его показ телевидению. Тогдашние журналы о кино назвали эту сделку очередным «коммерчески бесперспективным предприятием» Кирха. Но будущее доказало правоту Кирха, и сегодня принадлежащие ему Beta Film и Taurus Film являются безусловными лидерами этого сегмента кинорынка за пределами США.

Дирижер

Лео Кирх славен тем, что он не просто занимает некие ниши рынка – он их формирует. В частности, до него никто не предполагал, что у классической музыки и оперы огромный коммерческий потенциал. Кстати, согласно скупым анкетным сведениям, именно классическая музыка, а не кино является для доктора Кирха «важнейшим из искусств». Совмещать приятное с полезным немецкий предприниматель начал в 1966 году, когда учредил компанию Unitel. Вскоре она стала коммерческим партнером большинства звезд классической музыки, а кое-кого из них (например, Лючано Паваротти) Кирх фактически открыл, заметив еще в младые годы. Сегодня влияние Кирха в мире классической музыки столь велико, что его именуют не иначе как «главным дирижером».

Успех Unitel основывался не только на солидной репутации и высоких гонорарах – этому способствовало неустанное стремление Кирха к технологическому совершенствованию. Его телеканалы полностью перешли на цветное изображение еще тогда, когда большинство телевизоров были черно-белыми, а эксперименты с цифровой записью Кирх начал еще в 70-е. Unitel раньше других стала использовать технологии диалогового телевидения (когда зритель может сам управлять камерами и соответственно «картинкой»), которые теперь обеспечивают успех спутниковому каналу Кирха – Premiere World.

Среди клиентов Unitel сегодня фактически вся «высшая лига» мировой классической музыки: Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лючано Паваротти, Франко Дзефирелли, Мстислав Ростропович и др.

 

Футбол как золотая жила

Телевизионная империя Кирха развивалась стремительно. В 1984 году он запустил швейцарский канал Teleclub. Десятью годами позже купил 25% акций испанского Telecinco. В 1999-м Кирх вторгся на итальянский телевизионный рынок, заключив альянс с Сильвио Берлускони. В том же году были приобретены 5% акций компании BSkyB – лидера спутникового телевидения Великобритании. Но главными для Кирха и учрежденной им медийной Kirch Gruppe стали конечно же внутригерманские проекты – бесплатный канал SAT1, а также спутниковый Premire World (впоследствии к нему добавились Premire Digital и DF1), за доступ к которому немецкий зритель платит порядка DM60.

Впрочем, если SAT1 безусловно успешен и является одним из двух самых влиятельных германских телеканалов, то спутниковые детища Кирха развиваются непросто и пока нерентабельны. У Premiere World сейчас 2,2 млн подписчиков вместо планировавшихся 2,9 млн, и выход на самоокупаемость ожидается не ранее чем в 2003 году. Неудачи, преследовавшие этот проект с самого начала, в 1997 году едва не привели к банкротству Kirch Gruppe, избежать которого помогли реструктуризация медийного бизнеса Лео Кирха и продажа части активов – в частности, 24% акций Premiere World. Примечательно, что этот пакет за $1,5 млрд приобрел Руперт Мердок – другой медиа-гигант, успешно продвигающий спутниковое телевидение в Великобритании.

Но еще большую услугу Мердок оказал Кирху, поделившись с немцем своими идеями. Основой преуспевания мердоковского BSkyB стал большой спорт. «Чтобы люди покупали наши спутниковые тарелки и платили за просмотр наших каналов, мы должны дать зрителю нечто такое, без чего он не может обойтись», – резонно рассудили в BSkyB в начале 1990-х. В Англии таким «товаром первой необходимости» является футбол, борьбу за право показа которого BSkyB с тех пор неизменно выигрывает, каких бы денег Мердоку это ни стоило. Последний из телевизионных контрактов на трансляцию матчей английской футбольной премьер-лиги обошелся BSkyB в $1,6 млрд, что сделало этот чемпионат самым дорогим в мире. Но потраченную сумму BSkyB рассчитывает вернуть с лихвой – за счет растущей армии подписчиков и технологии pay-per-view, предусматривающей отдельную плату за просмотр топ-игр.

Кирх, пусть и с некоторым опозданием, пошел по тому же пути. За права на показ матчей футбольной бундеслиги в течение ближайших пяти лет он выложил $1,4 млрд, одним махом убрав всех конкурентов. Для полного счастья Лео Кирх прикупил также Интернет-права бундеслиги и права на трансляцию ее матчей за пределами Германии. Кроме того, сейчас Kirch Gruppe активно продвигает свой проект «Виртуальный стадион», позволяющий телезрителю руководить «картинкой» прямо из дома. Разумеется, за отдельную плату.

Приватизировав мир футбола и «Формулы-1», немецкий медиа-магнат Лео Кирх принялся продавать права на их телетрансляцию по новым правилам, повергнув планету в шок. Сегодня, за семь месяцев до старта очередного чемпионата мира по футболу, лишь в нескольких странах телезрители твердо знают, что смогут увидеть главный турнир четырехлетия. Доктор Кирх, практически с нуля сколотивший свое состояние, несомненный гений медиа-бизнеса, хотя в этом определении все реже звучат лестные нотки. Для простых болельщиков он скорее враг рода человеческого.

Несколько лет назад во время крупного медиа-конгресса в Мюнхене Лео Кирха у входа в конгресс-центр остановили охранники и потребовали у него пропуск. Явно опешивший немец нашелся не сразу: «Какое пропуск? Я здесь все оплатил – и конгресс-центр, и печать этих пропусков, и вашу работу тоже!»

Эта история больше похожа на анекдот, но одного из самых могущественных бизнесменов Германии и крупнейших игроков мирового медиа-рынка действительно мало кто знает в лицо. Каждый европеец хотя бы иногда смотрит на телеканалах фильмы, права на которые принадлежат Кирху, читает выпускаемые им газеты, слушает издаваемые его компаниями компакт-диски. Но почти никто не знает, как он выглядит.

Самого Кирха это нисколько не смущает. Более того, сведенная к минимуму публичность – одно из его жизненных кредо. Этот человек, которому сейчас 75 лет, появляется на публике не чаще нескольких раз в год и за всю свою карьеру дал всего два интервью. Готовя этот материал, я позвонил в пресс-службу Kirch Gruppe и попросил поделиться некоторыми фактами из биографии их патрона. На другом конце провода явно удивились моей наивности и порекомендовали заглянуть на веб-сайт компании, содержащий необычайной лаконичности резюме: «Извините, но добавить к этому нам нечего».

Бизнесмен с большой «Дороги»

В условиях тщательно хранимой секретности Кирх стал фигурой почти мифической, так что ручаться за достоверность сведений о магнате не берется никто. Родился Кирх в 1926 году в баварском городке Вюрцбурге в семье владельца виноградников. Служил помощником профессора экономики в Мюнхенском университете, однако в 50-х решил перейти от теории к практике и открыть собственное дело. Лео Кирх классический self made millionaire, то есть все свое нынешнее состояние заработал сам, начав практически с нуля. Первым серьезным успехом Кирха стала покупка в 1959 году прав на прокат фильма Феллини «Дорога». Говорят, на это будущий магнат потратил все свои средства. Кирх рисковал всем, но ставка на Феллини оказалась верной. Да и в дальнейшем Кирх почти не промахивался – даже когда брался за такие казавшиеся поначалу сомнительными предприятия, как покупка прав на довоенную голливудскую классику: в 60-е Кирх приобрел права на многие фильмы Бастера Китона и шедевры из фильмотеки Говарда Хьюза.

Не сумев договориться с немецкими прокатчиками относительно отчислений за фильм Friends for Life, Кирх продал права на его показ телевидению. Тогдашние журналы о кино назвали эту сделку очередным «коммерчески бесперспективным предприятием» Кирха. Но будущее доказало правоту Кирха, и сегодня принадлежащие ему Beta Film и Taurus Film являются безусловными лидерами этого сегмента кинорынка за пределами США.

Дирижер

Лео Кирх славен тем, что он не просто занимает некие ниши рынка – он их формирует. В частности, до него никто не предполагал, что у классической музыки и оперы огромный коммерческий потенциал. Кстати, согласно скупым анкетным сведениям, именно классическая музыка, а не кино является для доктора Кирха «важнейшим из искусств». Совмещать приятное с полезным немецкий предприниматель начал в 1966 году, когда учредил компанию Unitel. Вскоре она стала коммерческим партнером большинства звезд классической музыки, а кое-кого из них (например, Лючано Паваротти) Кирх фактически открыл, заметив еще в младые годы. Сегодня влияние Кирха в мире классической музыки столь велико, что его именуют не иначе как «главным дирижером».

Успех Unitel основывался не только на солидной репутации и высоких гонорарах – этому способствовало неустанное стремление Кирха к технологическому совершенствованию. Его телеканалы полностью перешли на цветное изображение еще тогда, когда большинство телевизоров были черно-белыми, а эксперименты с цифровой записью Кирх начал еще в 70-е. Unitel раньше других стала использовать технологии диалогового телевидения (когда зритель может сам управлять камерами и соответственно «картинкой»), которые теперь обеспечивают успех спутниковому каналу Кирха – Premiere World.

Среди клиентов Unitel сегодня фактически вся «высшая лига» мировой классической музыки: Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лючано Паваротти, Франко Дзефирелли, Мстислав Ростропович и др.

 

Футбол как золотая жила

Телевизионная империя Кирха развивалась стремительно. В 1984 году он запустил швейцарский канал Teleclub. Десятью годами позже купил 25% акций испанского Telecinco. В 1999-м Кирх вторгся на итальянский телевизионный рынок, заключив альянс с Сильвио Берлускони. В том же году были приобретены 5% акций компании BSkyB – лидера спутникового телевидения Великобритании. Но главными для Кирха и учрежденной им медийной Kirch Gruppe стали конечно же внутригерманские проекты – бесплатный канал SAT1, а также спутниковый Premire World (впоследствии к нему добавились Premire Digital и DF1), за доступ к которому немецкий зритель платит порядка DM60.

Впрочем, если SAT1 безусловно успешен и является одним из двух самых влиятельных германских телеканалов, то спутниковые детища Кирха развиваются непросто и пока нерентабельны. У Premiere World сейчас 2,2 млн подписчиков вместо планировавшихся 2,9 млн, и выход на самоокупаемость ожидается не ранее чем в 2003 году. Неудачи, преследовавшие этот проект с самого начала, в 1997 году едва не привели к банкротству Kirch Gruppe, избежать которого помогли реструктуризация медийного бизнеса Лео Кирха и продажа части активов – в частности, 24% акций Premiere World. Примечательно, что этот пакет за $1,5 млрд приобрел Руперт Мердок – другой медиа-гигант, успешно продвигающий спутниковое телевидение в Великобритании.

Но еще большую услугу Мердок оказал Кирху, поделившись с немцем своими идеями. Основой преуспевания мердоковского BSkyB стал большой спорт. «Чтобы люди покупали наши спутниковые тарелки и платили за просмотр наших каналов, мы должны дать зрителю нечто такое, без чего он не может обойтись», – резонно рассудили в BSkyB в начале 1990-х. В Англии таким «товаром первой необходимости» является футбол, борьбу за право показа которого BSkyB с тех пор неизменно выигрывает, каких бы денег Мердоку это ни стоило. Последний из телевизионных контрактов на трансляцию матчей английской футбольной премьер-лиги обошелся BSkyB в $1,6 млрд, что сделало этот чемпионат самым дорогим в мире. Но потраченную сумму BSkyB рассчитывает вернуть с лихвой – за счет растущей армии подписчиков и технологии pay-per-view, предусматривающей отдельную плату за просмотр топ-игр.

Кирх, пусть и с некоторым опозданием, пошел по тому же пути. За права на показ матчей футбольной бундеслиги в течение ближайших пяти лет он выложил $1,4 млрд, одним махом убрав всех конкурентов. Для полного счастья Лео Кирх прикупил также Интернет-права бундеслиги и права на трансляцию ее матчей за пределами Германии. Кроме того, сейчас Kirch Gruppe активно продвигает свой проект «Виртуальный стадион», позволяющий телезрителю руководить «картинкой» прямо из дома. Разумеется, за отдельную плату.

,

«Бери, большой тут нет науки...»

Спорт в отличие от классической музыки Кирха интересует только с коммерческой точки зрения. Медиа-магнат относится к тем редким баварцам, которые никогда не были болельщиками. Это не помешало доктору Кирху оказался прилежным учеником и превзойти своего учителя Мердока. Новым козырем Kirch Gruppe стали права на трансляции матчей чемпионатов мира по футболу 2002 и 2006 годов, обошедшиеся «оптом» в $2,6 млрд. Судя по «розничным» ценам на трансляции чемпионата мира в различных странах, заработать немецкая медиа-группа планирует как минимум вдвое больше. Что ж, став монопольным хозяином главного турнира четырехлетия, Kirch Gruppe вполне может ощущать себя героем популярной в XVIII веке песенки «Бери, большой тут нет науки...».

Заплатив Кирху $140 млн, федеральные германские ARD и ZDF получили права на показ 25 матчей предстоящего чемпионата мира по футболу. Остальные 39 будут показаны на каналах Кирха, в том числе и на платных. Британским каналам BBC и ITV менеджеры Kirch Gruppe выставили счет на $255 млн, что в Англии назвали «выходом за пределы здравого смысла», согласившись заплатить Кирху максимум $83 млн (это, между прочим, в десять раз больше суммы, заплаченной BBC и ITV за право показа предыдущего чемпионата мира). В ответ на это адвокаты Kirch Gruppe пожаловались в британский офис честной торговли, обвинив BBC и ITV в «картельном соглашении». Мало того, Лео Кирх надумал подвергнуть корректировке законы этой страны и уже оспорил в суде так называемый Сrown jewel listing правительства Великобритании. Упомянутый документ являет собой реестр событий, обязательных для показа на общедоступном телевидении, и среди них значится футбольный чемпионат мира. В Kirch Gruppe считают этот документ антирыночным и демонстрируют готовность продать права на показ чемпионата мира не упрямым BBC и ITV, а спутниковому каналу BSkyB.

Суммы, которые требует за уступку прав на трансляцию чемпионата мира по футболу Kirch Gruppe, неподъемны пока для большинства стран Европы, в том числе и для России. Сначала германская медиа-группа выставила ОРТ и РТР счет на $255 млн, что превышает годовой оборот этих компаний. Потом ставка понизилась до $160 млн, а сейчас, по нашим сведениям, в Kirch Gruppe согласны уже на $30 млн. ОРТ и РТР тем временем утверждают, что не могут заплатить больше $10 млн – $12 млн (чемпионат-98 во Франции стоил им $4 млн). Скорее всего, ради урегулирования вопроса российское правительство сделает широкий жест и выделит телеканалам средства из бюджета. После выхода сборной России в финальную стадию чемпионата мира футбол и у нас стал «товаром первой необходимости», но окупить назначенную Кирхом стоимость показа за счет рекламы все равно не удастся. А вот бесплатные швейцарские каналы, например, уже объявили о своей неспособности показать чемпионат мира из-за его дороговизны. Что любопытно: именно в этой стране находятся офисы FIFA и UEFA.

Пролетарии всех стран, пролетайте!

Помимо предельно агрессивной манеры ведения бизнеса Кирх известен в Германии как человек, умело пользующийся лоббистскими рычагами. Согласно недвусмысленным намекам немецкой прессы, некие незримые нити связывают Кирха с Герхардом Майером-Ворфельдером – известным немецким политиком и главой бундеслиги. Майер-Ворфельдер (кстати, многие прочат именно его в следующие президенты FIFA) весьма посодействовал Кирху и его телекомпаниям в приобретении прав на трансляцию матчей германского чемпионата.

Тень Кирха маячит и за спиной нынешнего главы FIFA Зеппа Блаттера. Чуть ли не все глобальные события, происходящие в футбольном мире, теперь пытаются оценить по степени заинтересованности в них Кирха, а значит, и по степени его участия. Авторами идеи создания автономной от UEFA суперлиги, которая уже пять лет будоражит футбольную Европу, стали именно Лео Кирх и Руперт Мердок, готовые проинвестировать этот проект. Говорят, что и проект Зеппа Блаттера о проведении чемпионатов мира по футболу каждые два года (а не раз в четыре года, как сейчас) был подсказан ему из Мюнхена на родном немецком. С точки зрения футбола это предложение выглядит абсолютно несуразным (полетит в тартарары устоявшийся календарь, сорвется проведение континентальных чемпионатов и клубных турниров), но с точки зрения бизнеса оно вполне логично. Чемпионат мира по футболу – отличный товар, прибыльный и ходовой. Как обычно поступают в таких случаях производители? Правильно – расширяют производство…

О том, что скандальная победа Германии в борьбе за право проведения чемпионата мира по футболу 2006 года предопределена интересами Лео Кирха, говорят уже даже не шепотом в курилке, а во весь голос и на многомиллионную аудиторию. Европейские телеканалы, возмутившись астрономическими ценами Kirch Gruppe, поспешили пожаловаться в FIFA, но теперь уже не ждут от нее помощи. После краха компании ISL – финансового поверенного Международной федерации футбола – FIFA стала крайне уязвимой в финансовом отношении. И, судя по всему, очень зависимой от Kirch Gruppe, которая за права на показ одного только чемпионата мира 2002 года выплатит FIFA $1,122 млрд (и еще примерно столько же за следующий турнир). Зепп Блаттер недавно фактически подписался под лозунгом «Пролетарии всех стран, пролетайте!», санкционировав переход футбола на платные телеканалы. Согласно его заявлению, на бесплатных государственных телеканалах останутся лишь матчи сборных соответствующих стран, а также матч открытия, полуфиналы и финал. Возможно, молва приписывает серому футбольному кардиналу Кирху «злодейства», которых тот не совершал, но сегодня совершенно очевидно, что именно Лео Кирх та фигура, от которой зависит облик «игры № 1» в будущем.

Гонки с выбыванием

Новым лакомым куском, отхваченным недавно Kirch Gruppe, стала «Формула-1», каждая из гонок которой собирает у телеэкранов не менее 350 млн зрителей. В этом году Лео Кирх поступательно наращивал свою долю в компании SLEC, имеющей эксклюзивные права на «Формулу-1» сроком на 100 лет, и довел ее в октябре до 58%. Новый рубеж, которого намерена достичь Kirch Gruppe, – 75-процентный пакет акций «Формулы» (остальные 25% процентов остаются у Берни Экклстоуна). Он обойдется немецкой компании в миллиард с лишним долларов.

В Kirch Gruppe еще не успели объявить о своих планах относительно новоприобретенной «Формулы-1», а ведущие гоночные «конюшни», понимая, к чему идет дело, уже выразили протест против ухода «Формулы-1 на платные телеканалы. Владельцы команд даже грозят учредить альтернативные гонки. Однако наивно полагать, что на этот ультиматум они пошли, заботясь о зрителях. Просто основным источником дохода команд «Формулы-1» являются спонсоры, которые заинтересованы в максимальном зрительском охвате. Интересно, как будет развиваться это противостояние в дальнейшем. До сей поры в любой сфере, куда приходил Лео Кирх, игра продолжалась уже по его правилам.

Еще по теме