Top.Mail.Ru
финансы

Антикризисный бюджет Москвы

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Москве впервые за 10 лет не хватает денег. Это следует из проекта бюджета на 2021 год и на 2022-2023 годы, который столичное правительство внесло на рассмотрение в Мосгордуму. Не желая снижать уровень расходов, город строит новые экономические модели. Такая финансовая «расточительность», как считают эксперты, не только позволит выполнить все социальные обязательства, но и способна превратить Москву в локомотив постковидного выздоровления экономики всей страны.

Дефицит во имя развития

Столичный бюджет на 2021 год сверстан с расходной частью в 3152 млрд руб., притом что доходы составят только 2643 млрд руб. Власти осознанно идут на рекордный дефицит бюджета — 510 млрд руб., который планируют закрыть с помощью внешних заимствований.

Привлечение средств позволит быстрее вернуться к прежним темпам экономического роста — ВРП будет прибавлять 3,3-3,4 % в год, бюджетные доходы — до 9 % в год — и эффективно противостоять новым «вирусным» вызовам.

Принципиальное решение не оптимизировать расходную часть обусловлено желанием сохранить высокий уровень социального развития Москвы.

По мнению председателя Московской ТПП Владимира Платонова, бюджет столицы уже много лет имеет яркую социальную направленность, но проект на 2021–2023 годы выделяется даже в этом ряду.

«Городская казна понесла немалые расходы для поддержки малого и среднего бизнеса, сильно пострадавшего от пандемии COVID-19. Но, несмотря на эти незапланированные ощутимые траты, социальная доля в бюджете не только не сократилась, но и увеличилась», — говорит Владимир Платонов.

Как подчеркивает вице-мэр столицы Владимир Ефимов, в 2020 году город столкнулся с беспрецедентно неблагоприятными для развития экономики внешними условиями: пандемией, глобальным карантином, падением цен на нефть. Для преимущественно сервисной экономики мегаполиса это оказалось неожиданным и сильным ударом. Кроме того, столичное правительство взяло на себя дополнительные обязательства по спасению бизнеса, предложив предпринимателям налоговые и арендные льготы более чем на 80 млрд руб. Проектом бюджета предусмотрены сохранение уже действующих мер поддержки и прямая финансовая помощь промышленникам и субъектам малого и среднего бизнеса в 2021 году в объеме 5 млрд руб.

Но, несмотря на сокращение доходов, отказ от госзаказа стал бы тормозом для инвестиционной политики региона. Московские власти выработали стратегию капиталовложений: на один бюджетный рубль — три рубля частных инвестиций, что должно обеспечить мультипликативный эффект уже в ближайшем будущем.

В 2021 году столица, по словам Владимира Ефимова, планирует привлечь до 396 млрд руб.

«Мы понимаем, что в период перезапуска экономики и ее восстановления после пандемии особенно важны дополнительные стимулы в виде госзаказа, и мы не хотим изымать из экономики города те деньги, которые вкладываем в нее как инвестор», — аргументирует Владимир Ефимов решение правительства.

Реализация программно-целевых методов планирования в системе государственного управления в целом демонстрирует свою эффективность, — подчеркивает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Соколов. «В Москве предполагается реализовывать более 90 % расходной части бюджета именно в рамках госпрограмм, где ключевыми становятся инфраструктурные и социальные направления развития», — отмечает Максим Соколов.

Среди уже осуществленных и планируемых расходов бюджета г. Москвы на реализацию государственных программ на 2017–2021 годы лидируют расходы на развитие транспортной системы, что вполне естественно ввиду бурного развития Московской агломерации. Инвестпрограмма, или так называемый бюджет развития, предусматривает в течение трех лет строительство 25 станций метро, четырех электродепо и более 30 объектов транспортно-пересадочных узлов. В городе появятся пять транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и МКАД и 12 мостов, будет завершено строительство крупных магистралей в ТиНАО. На развитие транспортной инфраструктуры выделяется более 370 млрд руб.

Москва обновит парк общественного транспорта, продолжит программу реновации жилого фонда. Планируется, что в новостройки до 2023 года смогут переехать около 118 тыс. человек.

прочитать весь текст

Не экономить на людях

Бюджетные приоритеты остались прежними: выполнение всех действующих социальных обязательств.

«Расходы бюджета Москвы в 2021 году планируются в объеме 3,15 трлн руб. — то есть на уровне 2020 года. При отсутствии роста общего объема расходов объем и доля социальных расходов в бюджете будущего года будут серьезно увеличены. Более 56 % расходов города, а это 1,8 трлн руб., будет направлено на социальную сферу», — отмечает Владимир Ефимов.

Опережающими темпами увеличиваются расходы на государственные программы развития культуры (+5,4 %), спорта (+5,0 %) и образования (+2,6 %), социальной поддержки жителей (+5,0 %).

В этом, по мнению депутата Мосгордумы Александра Козлова, отличие нынешнего антикризисного бюджетирования. «Раньше во всех сложных ситуациях, например в 1990-е годы, пытались сэкономить на образовании и культуре, на соцобъектах, считая, что они как-нибудь вытянут. Проживут еще в имеющемся состоянии. Но сегодня кардинальным образом всё изменилось, — считает Александр Козлов. — Москва продолжает серьезное финансирование системы образования, закупает необходимое новое оборудование и для школ, и для среднеспециальных учебных заведений. Будет продолжаться ремонт и строительство школ и детских садов».


Расходы, предусмотренные проектом бюджета на 2021 год (на 2021–2023 годы):

  • Развитие транспортной системы — 641,3 млрд рублей (2 108,5 млрд рублей)
  • Социальная поддержка жителей — 569,0 млрд рублей (1 756,3 млрд рублей)
  • Развитие образования — 426,4 млрд рублей (1 269,4 млрд рублей)
  • Развитие здравоохранения — 447,1 (1 267,4 млрд рублей).

Программа «Развитие здравоохранения» с 2021 года становится лидером по финансированию — расходы на нее увеличатся почти на 12 %. С учетом средств ОМС расходы превысят 740 млрд руб. При этом траты регионального бюджета по программе «Развитие здравоохранения» вырастут с 400 млрд руб. в 2020 году до 447,1 млрд руб. в 2021 году, или на 11,8 %.

«Увеличение расходов на здравоохранение — закономерное явление в сегодняшней ситуации. Пандемия вскрыла проблемы, возникшие в результате предыдущих преобразований системы здравоохранения, в результате которых сильно пострадало первичное звено, возник кадровый голод. Решение этих и других проблем в здравоохранении требует увеличения расходов, что мы и наблюдаем в проекте бюджета на 2021–2023 годы», — подчеркивает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Бабкина.

На эти деньги в Москве в ближайшие три года построят 30 поликлиник, 18 больничных корпусов и шесть подстанций скорой медицинской помощи; 40 поликлиник будут отремонтированы. Также власти завершат строительство крупных медцентров, в том числе многопрофильный родильный дом в Коммунарке.

Чтобы решить вопрос с качеством помощи, запущена программа внедрения нового московского стандарта комфорта в городских поликлиниках. Ремонт и переоснащение медучреждений потребует более 85 млрд руб.

На профилактику инфекционных заболеваний город планирует направить только в 2021 году 12 млрд руб. В том числе 10 млрд руб. будут потрачены на бесплатную массовую вакцинацию столичных жителей от коронавируса.

За счет бюджета города москвичи смогут получить высокотехнологичную медпомощь на сумму 10,9 млрд руб., а с учетом средств ОМС эта цифра возрастает до 33 млрд руб. Также среди приоритетных направлений — борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Так, в расходной части бюджета запланированы 2,6 млрд руб. для финансирования лучевой терапии.

Расходы на обеспечение льготников бесплатными либо льготными лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в 2021 году составят 45,7 млрд руб.

Кто даст в долг

«Проект бюджета обеспечивает безусловное выполнение всех действующих социальных обязательств перед москвичами, но при этом открываются новые «окна возможностей» — например, через развитие инновационных медицинских центров, различных дистанционных сервисов и служб, помогающих противостоять пандемии, — полагает Владимир Платонов. — Это дает дополнительные точки роста, так же как и огромные усилия Правительства Москвы по выводу малого и микробизнеса в исключительно "белую" зону легальной работы. Благодаря новым подходам Москва вообще может стать локомотивом восстановления экономики России».

Для достижения целей власти планируют в 2021 году выпустить гособлигации на 396 млрд руб. В том, что столица без проблем найдет кредиторов, уверены все эксперты. Бумаги города могут быть интересны и банкам, и физлицам — как надежная и более доходная альтернатива другим инвестициям.

Сегодня город имеет долг всего в 30 млрд руб., или чуть более 1 % от объема доходов бюджета. Это микроскопический, по мнению руководителя консалтинговой компании Hall Industries S. R. Александра Безбердного, уровень даже на фоне российского, который доходит до 70 % ВВП. Увеличение долга до 15 % не несет угрозы бюджетной стабильности.

У Москвы как эмитента высокий рейтинг, и регион мог бы занять больше, чем планирует. Консервативный подход лишний раз показывает аккуратность московского Минфина.

Еще один фактор стабильности бюджета — эффективность трат, в том числе мер поддержки экономики. За этим следит Совет по стратегическому развитию, созданный в сентябре 2020 года. Совет во главе с Владимиром Ефимовым смог собрать представителей деловых сообществ для выработки действенных решений. Очевидно, что невозможно спасти «бизнес вообще». «Помогать надо только крепким компаниям, которые имеют перспективы роста, экспортный потенциал, выпускают высокотехнологичную продукцию, — уверен Александр Безбердный. — Нужно смотреть, чтобы у компании был реальный бизнес-план, который покажет, что она может не только выжить, но и развиваться. Тогда город одновременно сохранит рабочие места, получит выгодные инвестиции и увеличит потенциал экономического роста».

Еще по теме