Top.Mail.Ru
архив

Армен Варданян: «Люди ищут новый вкус»

Как и большинство руководителей винных компаний, президент «Вагра – Vina Vita» Армен Варданян занялся этим бизнесом случайно. Профессиональный переводчик с арабского собирался делать дипломатическую карьеру. Но развал СССР изменил его планы. Используя свои знания иностранных языков, Армен стал заниматься дистрибуцией дорогого алкоголя в России. А в 1995 году создал собственную компанию. В ее портфеле разные марки – от французского шампанского до экзотических вин с южноафриканского побережья.

«ПГ»: С чего начиналась ваша компания и какова ее стратегия сегодня?

Армен Варданян: Я не предполагал, что продажа вина станет моим бизнесом. Но, видимо, что-то сработало на генном уровне. Мой прадед Вартан Айвазян был виноделом и в начале XX века возглавлял самый крупный винный торговый дом в Средней Азии «Тарон».

А началось все с поездки в Южную Африку в середине 1990-х годов, где мы с отцом открыли для себя яркие и насыщенные вина Стелленбоша. 300 бутылок разных марок мы привезли в Москву. На дегустацию были приглашены руководители ресторанов и крупных супермаркетов, которых тогда в столице, надо сказать, было немного. Вино произвело фурор. Через три месяца пришли первые контейнеры, и южноафриканские вина попали в винные карты лучших московских ресторанов. Чуть позже их включили в свой ассортимент крупнейшие гостиницы Санкт-Петербурга.

Такая быстрая раскрутка объясняется прежде всего тем, что в середине 90-х хороших вин импортировалось не так уж много, а люди хотели пить хорошие напитки. Например, ресторан с немецкой кухней «Пивнушка», название которого говорит само за себя, продавал 50 коробок южноафриканского вина в месяц. Больше, чем супермаркет «Седьмой континент» в то время.

Наша компания пережила все банковские кризисы, хотя никто из нас не имел специального бизнес-образования. Наверное, потому, что мы не стремились сразу заработать много, а прежде всего старались сохранить бизнес. Я всегда говорю: «Не надо спешить зарабатывать деньги, потому что они все равно быстро заканчиваются».

Сегодня в портфеле нашей компании «вина пяти континентов», что является нашим рабочим слоганом. И формировался он непросто – на это ушло пять лет. Но мы им гордимся.

«ПГ»: Все винные компании сегодня работают сами по себе. Как вы думаете, почему безуспешны попытки их объединить, хотя, как известно, они периодически предпринимаются?

А.В.: Потому что все тянут одеяло на себя и не думают о том, что сегодня важнее выстроить общий бизнес. Хотя у нас у всех немало нерешенных вопросов. Хорошо бы, конечно, создать ассоциацию и лоббировать свои интересы вместе. Но у винных компаний это не получается. Причем, я уверен, что на рынке хватит места всем. Пока же все остается на уровне разговоров.

«ПГ»: Наверное, вы, как и многие другие компании, устраиваете промоуш-акции для продвижения своих брэндов. Есть ли у вас какие-то собственные ноу-хау?

А.В.: Мы несколько разочаровались в профессиональных изданиях, пишущих о вине – от рекламы в них нет большой отдачи. К сожалению, она возбуждает только конкурентов. Поэтому предпочитаем идти своим путем. Мы, например, первыми повезли российских сомелье во Францию на сбор урожая. У нас есть планы сделать серьезный фильм о вине – масштабный рассказ о культуре пития разных стран: Чили, Аргентины, Австралии, Африки и других. Мы не просто зарабатываем деньги, мы стремимся приносить удовольствие, а это важная составляющая профессионального алкогольного бизнеса. Кстати, об удовольствиях. В этом году мы начали сигарную дистрибуцию таких знаменитых марок, как САО и Juan Clemente, а также производство сигар под собственной маркой Nastroeff в Доминиканской республике. Настроевы – легендарный русский род сигарных магнатов. Почти 170 лет, вплоть до революции, они были поставщиками императорского двора. А мы возрождаем их традиции, выкупив торговую марку. Уникальность сигар Nastroeff заключается в расположении полного цикла производства, включая и выращивание покровного листа, в Доминикане. Все эти сигары плюс наши лучшие алкогольные брэнды сформируют подарочные наборы, которые будут называться «Коллекция удовольствий».

«ПГ»: То есть вы хотите сказать, что первоначальный капитал уже заработали, теперь время подумать о более масштабных проектах?

А.В.: Да, мы приблизились к этому. Специфика нашего бизнеса такова, что нам нельзя останавливаться. Это непрерывная цепочка действий, которая у нас отработана и оптимально выстроена. Но поскольку жизнь не стоит на месте и все время появляются новые интересные марки, то приходится придумывать оригинальные способы инвестиций в эти продукты.

«ПГ»: Как у компании «Вагр» складываются отношения с ресторанами?

А.В.: Очень хорошо, что у нас много разных ресторанов, что есть сомелье, которые «держат руку на пульсе» – следят за новинками, изучают справочники и начинают профессионально разбираться в вине. Русский человек любит хорошо поесть и погулять. И он готов на это тратить деньги. Все чаще он хочет тратить деньги на качественный продукт – например, на хорошее вино. Но у нас, к сожалению, действуют законы дикого рынка. Во-первых, огромные наценки на вино, а во-вторых, сомелье заинтересовывают в продажах. Да, есть классические примеры того, как должна выглядеть винная карта хорошего ресторана. А есть ассортимент, составленный за дополнительное финансирование отдельными компаниями. Все это когда-нибудь закончится. Клиенты очень скоро разберутся, что им на самом деле нужно.

«ПГ»: Что значит «дополнительное финансирование»?

А.В.: Это значит, что покупаются люди, которые занимаются составлением винной карты ресторана. Я считаю, что иметь в ассортименте «на эксклюзиве» вина только одной компании – это отнюдь не профессионально. Грамотный сомелье должен работать с несколькими поставщиками, чтобы максимально охватить разнообразие сегодняшнего рынка.

«ПГ»: По статистике, соотношение продаж вин из стран СНГ и импортируемых из дальнего зарубежья остается 4:1. Вас не пугает такое положение дел?

А.В.: Давайте я вам расскажу, как обстоят дела. 150 млн литров вина привозится из стран СНГ, 35 млн литров – из дальнего зарубежья. Фактически 5:1. Причем Молдавия экспортирует в три раза больше, чем сама способна производить. А что это значит? Это значит, что все, что не удается продать на Западе, с успехом закупается и продается у нас, в том числе под маркой Молдавии. Конечно, есть хорошие молдавские вина, но, к сожалению, есть очень много недобросовестных производителей. И все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет введен контроль ввоза из страны, происхождения, контроль качества и многое другое.

Вообще я за то, чтобы были восстановлены традиционные зоны возделывания винограда в России. Вот куда нужно привлекать инвестиции. Совсем недавно я был на винном заводе в Новочеркасске – он был построен в 1850 году, – где до сих пор сохранились прекрасные подвалы. Все в упадке, как и на большинстве предприятий. Но появились люди, решившие восстановить былую славу завода и вывести его на должный уровень.

«ПГ»: Сейчас все говорят о росте интереса к винам Нового Света, но, согласно все той же статистике, в импорте по-прежнему преобладают французские вина. Готов ли российский покупатель к экспериментам?

А.В.: Я думаю, готов. Сравните, что пили россияне 10 лет назад и что они пьют сегодня. Что же касается статистики, то я не совсем с вами согласен. До недавнего времени лидерами по импорту вин из Нового Света были Великобритания и Германия. И хотя первенство по-прежнему остается за ними, в списке стран – импортеров вина не последнее место занимает теперь и Россия. Это связано с тем, что люди ищут новый вкус. К тому же все научились считать деньги – не только за границей, но и у нас тоже. Подавляющее большинство не готово тратить сотни долларов на французское вино, предпочитая, к примеру, качественное вино из Чили за гораздо меньшие деньги. Хотя есть категория людей, которые пьют только французские вина.

Вообще человеку свойственно искать что-то новое, постоянно находиться в поиске. Я думаю, что сегодня немногие знают, что в Ливане делают прекрасное вино – например, Chateau Kefraya. И одна из основных задач импортеров вина, мне кажется, познакомить людей с новинками и активно участвовать в формировании вкуса.

 

Еще по теме