Аршином общим не измерить
Пока западный телекоммуникационный рынок переживает времена застоя, российская связь продолжает набирать обороты. Главная отраслевая выставка «Связь-Экспокомм» наглядно иллюстрирует эту тенденцию: западные компании сокращают свои маркетинговые бюджеты, а российские наращивают. Причиной тому общий подъем отечественной экономики и большой «запас роста» для российского рынка услуг связи.
По сравнению с экспозицией 2001 года выставка «Связь-Экспокомм 2002» слегка «выросла»: в ней участвовали 800 экспонентов против 750 в прошлом году. Однако на сей раз на главной выставке российской связи крупные западные производители были представлены слабо. Пострадавшие от спада на мировом рынке американские и западноевропейские компании сокращают расходы на маркетинг. В частности, от участия в «Экспокомм-2002» отказались американская Motorola и финская Benefon. Другие западные компании существенно сократили выставочные площади. Заминкой западных компаний поспешили воспользоваться компании из Юго-Восточной Азии. Небывалую активность проявили корейские Samsung и LG, серьезное наступление на российский рынок ведут китайские Huawei и ZTE Corporation.
Дуэль шоуменов
Сокращение бюджетов западных компаний сказалось на характере выставки – она стала более «потребительской». Бал правили дистрибуторы техники и мобильных телефонов, увеличилось и число стендов производителей аксессуаров для мобильных телефонов. Направленность «Связь-Экспокомм» меняется уже не первый год. Из выставки для специалистов она постепенно превращается в мероприятие для широкой публики. Российские операторы связи только приветствуют такую тенденцию. «У нас было опасение, что «Связь-Экспокомм» повторит судьбу такой выставки, как «ИнтернетКом», которая ориентирована на узкий круг продавцов техники, – говорит директор по маркетингу компании «МТУ-Информ» Дмитрий Дронов. – В отличие от нее «Связь-Экспокомм» все более и более превращается в операторскую выставку. Акцент на конечного потребителя из года в год усиливается. Непосредственно на выставке идет конкуренция на уровне шоу-программ. Это неудивительно, так как сегодня в российской связи наибольшие обороты именно у операторских компаний».
Широко были представлены на выставке дистрибуторы. Выставочные бюджеты дистрибуторских компаний Dixis, «Техмаркет» и «Евросеть» по сравнению с прошлым годом значительно увеличились. Управляющий дилерской и дистрибуторской компанией «Евросеть» Евгений Чичваркин* объясняет эту тенденцию желанием «поймать региональный бум». «Регионам еще предстоит пережить бум сотовой связи. Очевидно, выставку посетят представители всех крупных региональных операторов и дилеров сотовой связи, а это наши потенциальные клиенты. Вторая причина увеличения рекламных бюджетов дилеров объясняется ожидающимся вскоре насыщением московского рынка. В ситуации, когда борьба пойдет за каждого абонента, дилеры будут вынуждены серьезно увеличить расходы на рекламу, улучшить качество обслуживания клиентов и заняться продвижением собственных торговых марок», – говорит Чичваркин.
Расти большой
По словам директора департамента технического развития компании «Роснет» (оператор проводной связи) Надежды Старшиновой, за год количество клиентов ее компании увеличилось в полтора раза.
Директор по развитию бизнеса компании-оператора «Голден Телеком» Сергей Стефанович объясняет такую ситуацию недостаточным развитием услуг связи в России: «Общие доходы отрасли связи в РФ увеличиваются на 20 – 25% в год. Но Россия все еще отстает от развитых стран: уровень телефонизации у нас составляет 20 телефонов на 100 человек, тогда как на Западе этот показатель составляет от 50 телефонов на 100 человек и выше. Уровень же проникновения Интернет-услуг в России вообще не превышает нескольких процентов от общего числа домохозяйств. С учетом этих обстоятельств можно предположить, что отечественная связь в ближайшие годы будет развиваться очень быстрыми темпами. И в этом коренное отличие российских компаний связи от операторов, действующих на развитых рынках – нашим операторам есть куда расти. К тому же и относительный уровень конкуренции в России ниже, чем в Европе и США. Одним словом, будущее отрасли представляется мне весьма радужным».
Заместитель генерального директора российского отделения Cisco Systems Александр Зюзин считает, что спрос на оборудование связи растет и что локомотивом роста является корпоративный сектор. «Российский бизнес переживает подъем, компании модернизируют и развивают инфраструктуру связи. Это первый фактор, но есть и второй. Спрос на телекоммуникационное оборудование будет увеличиваться по мере реорганизации «Связьинвеста». Дело в том, что укрупненные операторские компании могут позволить себе гораздо больше инвестиций», – сказал он.
Каким бы впечатляющим ни был рост, бюджеты российских компаний по западным меркам остаются скромными. В условиях ограниченных бюджетов российские операторы проявляют интерес к конвергентному (универсальному) оборудованию, на базе которого можно строить многопрофильные сети. Универсальные решения числятся в списке «бестселлеров» у крупных западных производителей – Lucent Technologies, Cisco, Nortel, Alcatel и др.
Эту тенденцию комментирует менеджер российского отделения Lucent Владимир Лебедев: «Сегодня основной спрос приходится на оборудование для универсальных – мультисервисных – сетей. Отдельно услуги телефонии не интересуют уже никого. Преимущество универсальных решений в том, что они позволяют при минимуме инвестиций развивать собственную инфраструктуру связи и быстро вводить новые услуги. Раньше каждая функция – телефония, доступ в Интернет, локальная компьютерная сеть – требовала установки отдельного оборудования. Универсальные решения позволяют объединить все функции в одной сети. В результате появляется экономия: сокращается штат, отпадает необходимость в большом складе запчастей».
Коллективизация
Еще одна тенденция на рынке российских телекоммуникаций – стремление компаний к консолидации. Про объединение сотовых операторов сказано уже немало. Три крупнейшие сети – МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» продолжают наступление на регионы. При этом владелец «МегаФона» – холдинг «Телекоминвест», имеющий лицензии для работы по всей территории России, предпочитает строить сети с нуля, поскольку это экономически выгоднее. Аналогичной тактики придерживается и «Вымпелком». Компания МТС вынуждена действовать иначе: на недоступных для нее территориях она приобретает уже действующих операторов. В частности, в апреле этого года была завершена сделка по приобретению краснодарского оператора «Кубань GSM», а в мае МТС официально объявила о покупке башкирского оператора «БМ-Телеком».
Тенденция к консолидации прослеживается и среди проводных операторов. Самый яркий пример – объединение компаний «МТУ-Информ», «Голден Лайн», «Телмос» и других структур, принадлежащих АФК «Система» (см. схему на следующей странице журнала). Первый вице-президент «Системы Телеком» Александр Вронец заявил, что объединение всех проводных операторов субхолдинга в единую компанию – вопрос решенный. Дело только за процедурными тонкостями.
Сергей Стефанович из «Голден Телеком» считает, что консолидация проводных операторов неизбежна, но процесс этот – дело не одного года: «Консолидация в этом сегменте еще только начинается. На такой шаг операторов толкает усиление конкуренции. Всех крупных корпоративных клиентов альтернативные операторы уже «разобрали». Поэтому операторские компании стремятся проникнуть в сегменты малого бизнеса, начинают работать на массового потребителя, телефонизировать квартиры в новых домах, вводить новые услуги связи. В такой ситуации слияние операторов – закономерный ход, один из проверенных способов нарастить свои прибыли. В результате слияния исключаются дублирующие функции и сокращаются расходы на обслуживание абонентов».
* признан в России иностранным агентом