Top.Mail.Ru
политика

Атака клонов: какими будут новые санкции против России

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

22 февраля Совет ЕС обсудит новые санкции против России, связанные с острым кризисом в отношениях Москвы и Брюсселя. Бизнес они не затронут, но это не последние ограничения, а США с ними пока не определились. Журнал «Компания» составил обзор оставшихся у Запада рычагов давления на РФ и список потенциальных жертв.

Вероятность новых санкций из-за дела Алексея Навального предельно обострила конфликт России и Запада. Неформальный пакт 90-х «западные блага в обмен на соблюдение западных правил игры» давно разорван, обсуждать с Западом свою внутреннюю политику Кремль не готов принципиально, надежд на перезагрузку с США не осталось. Сейчас Москва пытается предотвратить худший сценарий с гораздо более близким Евросоюзом, грозя ему «разрывом отношений», если новые санкции ЕС окажутся чувствительными для российской экономики.

Но похоже армагеддона не будет. Как сообщил в пятницу высокопоставленный представитель ЕС, там не считают обоснованными санкции против олигархов из-за Навального. По словам дипломата, они вводятся против лиц, прямо связанных с конкретными решениями правительства.

Это разочарует сторонников опального оппозиционера, который считает эффективными только санкции против бизнесменов из ближайшего окружения Владимира Путина. В «списке Навального» — 35 вип-персон, включая премьер-министра, главу АП, мэра Москвы и как минимум девять олигархов и высших государственных менеджеров.

Тем не менее, в Евросоюзе говорят о стратегической развилке в отношениях с Москвой, а новая администрация США, традиционно более жесткая в отношении России, с новыми санкциями еще не определилась. И если у Байдена решат наказать олигархов и компании, Евросоюз будет вынужден выполнять американские санкции, так как они экстерриториальны.

Адвокат обвиняет

В сводном списке действующих санкций ЕС и США, подготовленном сервисом «Контур.Призма» по просьбе журнала «Компания», 6377 российских юрлиц. Все значимые фигуранты находятся либо под санкциями Соединенных Штатов, либо под санкциями США и ЕС одновременно. В отдельном списке Евросоюза — только организации вроде Хабаровской краевой филармонии.

Под мягкими секторальными санкциями — 5977 российских юрлиц в США и 4613 в ЕС. Здесь вся оборонка, нефтянка и все госбанки: «Газпром», Газпромбанк, Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Ростех, Рособоронэкспорт, «Газпромнефть», «Новатэк», «Роснефть», «Транснефть», «Уралвагонзавод» и т. д. Их активы не заблокированы, но им нельзя получать «длинные» займы в долларах и евро, технологии шельфовой и сланцевой нефтегазодобычи, продукцию двойного назначения.

Под жесткие блокирующие санкции США попали 178 российских юрлиц и 158 физлиц. В аналогичном списке Евросоюза — 44 юрлица и 170 персон. Это в основном «крымские» и оборонные компании, бизнесмены из ближнего круга президента (Геннадий Тимченко, клан Ротенбергов, Евгений Пригожин, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска) и их бизнес. Их счета и активы заморожены, с ними исключены любые сделки, им запрещен въезд.

Брюссель, в отличие от Вашингтона, не требует соблюдать свои санкции экстерриториально. При этом если санкции Конгресса США действуют десятилетиями, то ЕС может продлевать или отменять их ежегодно, напоминает программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Владимир Морозов.

Это объяснимо: доля США в российском товарообороте составила в 2019 году всего 3,9%, доля ЕС — 41,8%. Европа ощутимо зависит от поставок российской нефти, газа и угля. Поэтому даже сейчас Берлин и Париж выводят из-под удара «Северный поток — 2».

Однако санкционные практики США и ЕС сближаются. В 2020 году у Брюсселя появились механизмы введения санкций по тематике прав человека и химоружия. А Германия, выступавшая ранее «адвокатом Москвы», из-за дела Навального продавила блокирующие санкции против шести россиян, включая первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. «Немцы понимают, что в свете “зеленой доктрины” их зависимость от нефти и газа будет снижаться, — объясняет политолог Евгений Минченко, — поэтому они будут говорить с Россией все более жестко».

Nothing business, just personal

Глобальных санкций S&P и Fitch не ждут даже со стороны США: экономика России слишком вписана в мировую, чтобы блокировать ее текущий госдолг и ограничивать торговлю ее нефтью, а запрет на долларовые операции для ее госбанков обвалит сырьевые рынки.

В России осталось не так много отраслей, которые Запад может наказать, не задев себя, отмечает Владимир Морозов. Госбанки и так под секторальными санкциями, а у ВЭБ.РФ много пенсионных накоплений граждан — тут можно добиться обратного политического эффекта.

Блокирующие санкции против «Газпрома» едва ли возможны: Центральная и Восточная Европа более чем на 50% зависит от газа из России. С “Роснефтью” проще, Польша от ее услуг уже отказалась, но 20% “Роснефти” — это ВР. Такая же ситуация и с “Новатэком”: там есть доля Total, а в проекты “Ямал-СПГ” и “Арктик-СПГ — 2” вложились японцы.

Ни до госдолга, ни до ВЭБа санкции ЕС не дойдут, полагает управляющий директор ИК «Московские партнеры» Евгений Коган: «Есть дипломатия, а есть Realpolitik, думаю, кошелек Европе окажется ближе прав человека. Поэтому гора в итоге родит мышь».

Эти прогнозы вполне соотносятся с заявлением главы МИД Германии Хайко Мааса, что санкции должны носить «адресный характер» и не касаться крупных экономических проектов. Тем не менее общая динамика негативная, уверен Евгений Минченко: при Байдене Европа и Америка сблизятся на почве сдерживания России.

Санкции размножатся делением

Целевая группа персональных санкций за последние шесть лет определилась довольно четко — это столпы президентской власти. «Минченко консалтинг» описывает их как «Политбюро 2.0», кремленолог Татьяна Становая выделяет пять путинских элит. С учетом актуальности тематики прав человека, химоружия и «борьбы с дезинформацией», можно предположить, что в ближайшее время под ударом окажутся «политические технократы» и «охранители». Но в будущем мишенью может стать кто угодно.

Большинство из них уже под санкциями, поэтому может произойти унификация блокирующих списков США и ЕС. Сейчас, например, ФСБ, «Ренова», «Стройтрансгаз», «Новатэк», «Сургутнефтегаз» и ВЭБ есть только в первом, а ГосНИИОХТ – только во втором.

Санкции против компаний

Блокирующие и секторальные санкции США и ЕС:

— действующие 

▲ — вероятные

* — имеет отношение к расследованиям Навального**

Название

Блок., США

Блок., ЕС

Сектор., США

Сектор., ЕС

Новатэк

Ямал-СПГ

Арктик-СПГ-2

Сургутнефтегаз

Сибур

Согаз *

Evraz

Volga Group

Уралвагонзавод

ОСК

«Оборонпром»

USM Holding

Мегафон

Металлоинвест

ОАК

Сириус»

«Станкоинструмент»

«Химкомпозит»

«Калашников»

«Тульский оружейный завод»

НПК «Технологии Машиностроения»

«Высокоточные комплексы»

НПО «Базальт»

«Банк Москвы»,

«Газпромбанк»,

«Россельхозбанк»,

«Сбербанк»,

ВЭБ

ВТБ

«Ростех»

«Рособоронэкспорт»

«Силовые машины»

«Газпром нефть»

«Роснефть» *

«Транснефть» *

УК «Инвестстрой» *


АО «Дивноморье» *



АО «Южная цитадель»*



АО «Биком» *



«Инвестиционные решения» *



«Аротрон» *



Газпром-бурение


Агрохолдинг Кубань


Базовый элемент

Группа «ГАЗ»

НПО Базальт

Гранд Сервис Экспресс

Концерн «Созвездие»

НПО Машиностроения

ООО «Южный проект»

«Звездочка»

Концерн «Ижмаш»

ПАО «Звезда»

Ренова

Стройтрансгаз

Совфрахт

Мытищенский машиностроительный завод

АО «Международный аэропорт Шереметьево»

ООО «Лазурная ягода» *

TPS Real Estate Holding
«ТПС Недвижимость»

«М Инвест»

«Агентство интернет-исследований» (IRA)

(ЧВК) Вагнера

OOO «Федеральное агентство новостей»

ООО «Экономика сегодня»

ООО «Цифровая безопасность»

«Евро полис»


прочитать весь текст

Так же и с физлицами: если Николай Шамалов находится под блокирующими санкциями Евросоюза, но не попал в SDN-лист Минфина США, значит, в ходе унификации он может туда попасть. А санкции США против его сына Кирилла, напротив, могут клонировать в Европе.

Сравнив, таким образом, списки, «Компания» подсчитала, кто под какими санкциями может оказаться. У физлиц учитывалось общее количество факторов риска и наличие подсанкционных активов. Компании и персоны, уже заблокированные одновременно в США и ЕС (Банк «Россия», Concord Catering, Аркадий Ротенберг, Евгений Пригожин и т. п.), не учитывались: им терять нечего.

Персональные санкции

01_01.png01_02.png

санкции
санкции 

санкции
санкции 

Список Навального тоже рано списывать со счетов. Сейчас, помимо силовиков и телеведущих там есть Алишер Усманов, Игорь Шувалов и Роман Абрамович. Последние трое ни разу не попадали под санкции, но в будущем могут попасть. Особенно учитывая секретный пока доклад британских спецслужб о связях олигархов с «русским вмешательством» в Brexit. Правда, неизвестно, как быть в этом случае с американскими заводами того же Evraz. По всей вероятности, тогда Абрамовичу придется пойти по пути Олега Дерипаски (он тоже есть в списке).

Еще один важный момент — попадание в санкционную повестку героев расследований Навального. В частности, о «дворце» под Геленджиком. Это прежде всего глава «Транснефти» Николай Токарев и другие влиятельные бизнесмены, которых считают близкими к президенту России: партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Николай Егоров и бывший «король московской недвижимости» Ильгам Рагимов. Никто из них под санкциями пока не был.

Интересна также фигура экс-владельца «дворца», главы совета директоров Шереметьево Александра Пономаренко. В аэропорту поспешили заявить, что он вышел из компаний, связанных с дворцом. Но санкции могут грозить аэропортовым службам и за странную эпопею с посадкой самолета Навального и с его арестом в транзитной зоне.

Ящик Пандоры

В целом экономика Евросоюза выглядит более готовой к «разрыву отношений», чем российская. «Не стоит переоценивать важность России для ЕС, — говорит Владимир Морозов из РСМД. — Даже у Германии на РФ приходится всего 3,6% экспорта, меньше, чем на Польшу. В этих условиях единство Евросоюза для Берлина становится важнее».

При этом из России ежегодно выводится по $20–30 млрд в офшоры, в первую очередь в европейские юрисдикции — Кипр, Нидерланды и Австрию. Именно в Европе сосредоточено большинство принадлежащих крупным бизнесменам яхт, зарубежных банковских счетов и объектов дорогой недвижимости. Только на побережье Франции домами обзавелись около 2000 россиян, писал в 2013 году Forbes со ссылкой на данные Комитета по туризму и конгрессам Лазурного Берега.

В Евросоюзе это хорошо понимают. Юрген Триттин, член внешнеполитического комитета бундестага от фракции зеленых, призывает арестовать европейские активы россиян, в особенности госслужащих, чьих зарплат явно не хватило бы на дорогие имения. Для этого он предлагает полиции воспользоваться расследованиями Навального, приводя в пример «виллу Медведева» в Тоскане.



** Включен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга