Top.Mail.Ru
архив

Атомная exit-стратегия МДМ

«Группа МДМ» вроде бы нашла способ избавиться от Конверсбанка. «Конверс», скорее всего, будет продан Академхимбанку (АХБ).

Для владельцев «МДМ» опорный банк Минатома, который год назад послужил причиной бессмысленной и беспощадной войны с «Альфа-групп», давно уже превратился в обузу. Председатель правления МДМ-Банка Владимир Рашевский в сентябре даже заявил о возможной ликвидации «Конверса».

В умении считать деньги «МДМ» не откажешь, и вложенные в «Конверс» $20 млн группа Андрея Мельниченко отбила. Достаточно вспомнить оказавшийся у «МДМ» деловой центр Конверсбанка и кредиты, выданные предприятиям группы и ее партнерам. МДМ-Банк забрал себе даже имиджевый проект по премированию лучших авторов «Иностранной литературы».

Возможно также, что в одном «пакете» с Конверсбанком Мельниченко получил долю в компании Globe Nuclear Service Supply (GNSS), занимающейся реализацией российского урана за рубежом в рамках контракта ВОУ-НОУ. (Напомним, что председатель совета директоров GNSS Вячеслав Письменный считается личным другом экс-главы Минатома Евгения Адамова, который в свое время посодействовал Мельниченко в получении контроля над «Конверсом».)

Но нельзя исключить того, что владельцы «МДМ» переуступили и этот бизнес. Ведь сам по себе «Конверс», откуда благодаря лоббистским усилиям «Альфы» Минатом перевел все серьезные финансовые потоки, вряд ли может сегодня считаться привлекательным объектом для инвестиций даже для такого сравнительно небольшого банка, как АХБ, который не входит и в top-200. Тем более что его собственный капитал не превышает $10 млн, а в «МДМ», наверное, запросили за Конверсбанк не меньше.

Упорство Академхимбанка достойно восхищения. Но вопросы, откуда у него деньги на покупку «Конверса» и зачем вообще АХБ этот банк, по-прежнему остаются актуальными. Несколько проясняет ситуацию тот факт, что в конце 1990-х Академхимбанк довольно плотно сотрудничал с американо-российским бизнесменом Алексом Шустеровичем. Принадлежащее последнему ООО «Международное академическое агентство «Наука» владело более 13% акций в Академхимбанке. Кроме того, Дмитрий Ершов, бывший сотрудник принадлежавшей Шустеровичу «Плеадес Медиа Групп ЛТД.», работал в 1998 – 1999 годах в АХБ на должности заместителя председателя правления.

Основные интересы Шустеровича лежат как раз в атомной отрасли. А с активностью его американских партнеров, многие из которых близки к нынешней администрации США, наблюдатели связывали прошлогоднюю отставку Евгения Адамова с поста министра атомной энергетики. Ведь именно Адамов, придя в Минатом в 1998-м, отстранил компанию Шустеровича Pleades от участия в обслуживании контракта ВОУ-НОУ. В свою очередь, отставка Адамова существенно затруднила «атомную» экспансию МДМ и фактически понизила стоимость соответствующих активов группы, в том числе и Конверсбанка.

Алексу Шустеровичу (конечно, если Академхимбанк действует в его интересах, поскольку сам бизнесмен утверждает, что уже давно не работает с АХБ ) нужен не столько сам «Конверс», сколько GNSS. Тогда вожделенный миллиардный контракт окажется у него в руках. Правда, для того чтобы Евгений Адамов (который по-прежнему патронирует GNSS) санкционировал продажу компании своему заклятому врагу, нужны очень веские основания. Возможно, на фоне наступления Генпрокуратуры (о чем наглядно свидетельствует, например, история с «Байкалуглем») «семейная» группировка пытается избавляться от участия в наименее прозрачных бизнесах, к числу которых торговля российским ураном безусловно относится.

Еще по теме