Top.Mail.Ru
$ 65.73
 108.40
£ 79.45
¥ 49.15
 63.99
Нефть WTI 112.70
GOLD 1814.76
РТС 1200.81
DJIA 32654.59
NASDAQ 11984.52
BTC/USD 30495.00
рынки

«Аттракцион невиданной щедрости в Крыму закончился»

В Крыму меняется экономический климат. Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости В Крыму меняется экономический климат. Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Федеральная целевая программа по развитию Крыма и Севастополя до 2025 года стоимостью 1,37 трлн рублей досрочно прекратила свое существование. Замминистра экономики РФ Сергей Назаров объясняет это реформой управления. Эксперты связывают с общим кризисом и окончанием больших строек на полуострове. Крым жил не по средствам, теперь его уровень подушевой бюджетной обеспеченности снизится до среднероссийского, ожидают они.

ФЦП по Крыму и Севастополю прекращает существование с 1 января 2022 года. Это следует из п.3 постановления правительства, опубликованного на Портале правовой информации 31 декабря 2021 года. Документ был подписан премьером Михаилом Мишустиным 28 декабря. Тогда же глава Дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко сообщил в Facebook о своей отставке, а замминистра экономики Сергей Назаров констатировал, что «ФЦП как инструмент прекращает свое существование».

С 2014 года по Федеральной целевой программе Крым и Севастополь получили 1,37 трлн рублей, следует из данных Минэка. Из них 700 млрд было потрачено на транспортную инфраструктуру (Крымский мост, трасса «Таврида», обновление железнодорожных путей), 200 млрд на коммунальную и инженерную инфраструктуру (строительство очистных, капремонт домов, городских дорог, котельных, освещения), еще 200 млрд на социальную инфраструктуру (школы, больницы, МФЦ и т.п.), 150 млрд — на газопроводы, ЛЭП и две тепловых электростанции, еще 120 млрд на иные цели.

Учитывая небольшое (2,411 млн человек) население полуострова, финансирование уникально щедрое. Достаточно сказать, что бюджет полумиллионного Севастополя, где из-за разрухи и санкций не осталось ни одного крупного промпредприятия, а 60% населения занято в бюджетной сфере, за счет федеральных дотаций превышает бюджет полуторамиллионного Екатеринбурга.

Теперь вместо Федеральной целевой программы у Крыма будет одноименная Государственная. Ее в Минэке писали с августа по октябрь. Если почитать декабрьское интервью Сергея Назарова «Российской газете», то ничего, вроде бы, не меняется: трасса Симферополь — Евпатория — Мирный и Восточный объезд Симферополя будут построены, вторую взлетную полосу в перегруженном аэропорту Симферополя реконструируют, тоннельный водовод под Ай-Петри, симферопольский коллектор и очистные в Севастополе достроят, от проектов трубопровода в Керчь и опреснительной установки в Ялте тоже не отказываются.

Действительно, все расторгованные по ФЦП госконтракты продолжают действовать. Но результатом теперь будут считать не объемы «освоенных» средств, а своевременное введение объектов в эксплуатацию. Ужесточаются конкурсы по выбору подрядчиков. Оценивать работу будут специальный совет во главе с курирующим регион вице-премьером (в случае с Крымом это Марат Хуснуллин) и Дирекция по контролю при Минэке. Причем они смогут вычеркивать из Госпрограммы даже утвержденные проекты.

Как признает сам Назаров, за минувшие семь лет из 900 объектов ФЦП около 500 еще не построены, а 50 еще даже не начинали строить. Поэтому в конце 2022 года правительство решит, продлевать ли программу дальше. Один из вопросов: будет ли построена яхтенная марина в Балаклаве, проектировщиком и строителем которой назначены структуры Аркадия Ротенберга.

Целевые изменения в новой Госпрограмме тоже есть. Так, на 25% упали прогнозы по частным инвестициям в экономику полуострова и обвально сократились госрасходы с 2024 года. Если в наступившем году из-за строительства дорожных развязок они вырастут с 82,2 млрд до 109,5 млрд руб., а в 2023-м — со 150 млрд до 156,9 млрд руб., то в 2024 году финансирование Крыма упадет сразу на 50,4 млрд руб.

«Это хорошая новость, — считает профессор кафедры социальной и экономической географии МГУ Наталья Зубаревич. — Уже в 2021 году было четко видно, что трансферты Крыму сократились. Я каждый месяц считаю, сокращение было где-то на 20-23%. Но для Севастополя они продолжали расти. «Тавриду» построили? Все, это был основной крупнейший проект. Поэтому я считаю, что это разумное решение. Крым живет не по средствам, это очевидно. Уровень дотационности — за 70%, а подушевая бюджетная обеспеченность примерно на 60% выше, чем в среднем по регионам России. Они феерически жили, феерически».

«Это вполне ожидаемо, и я думаю, что это связано с более реалистичным представлением об инвестициях, — говорит руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. — Далеко не каждый отечественный инвестор пойдет в Крым из-за угрозы санкций, не говоря уже об иностранных. Правительство повело себя даже более разумно, чем можно было ожидать: признать, что ситуация усложнилась, тоже надо иметь мужество. Другой вопрос, что проблемы Крыма — анклавность экономики и нехватка воды — от этого не меняются».

По прогнозу Натальи Зубаревич, «аттракцион невиданной щедрости для Крыма не закончится в ноль». «По опыту Чечни мы видим, что, когда программа ее восстановления закончилась, у них все равно остаются индивидуальные специальные трансферты. Их не обижают и держат на среднероссийском уровне. Но извините, не на 60% выше него. Поэтому Крыму придется, я надеюсь, привыкать, что их дотянут до душевой бюджетной обеспеченности 70-80% от средней по стране», — говорит эксперт.

Интересно, что незадолго до Нового года на полуострове возобновилась утихшая было дискуссия о целесообразности объединения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в один субъект федерации. Вновь поднял этот вопрос сенатор от Крыма Сергей Цеков. Крымские элиты, в отличие от севастопольских, считают такое развитие событий желательным, и на этой почве между субъектами уже случались публичные перепалки.