Top.Mail.Ru
рынки

Азбука для эйчара

Фото: unsplash.com Фото: unsplash.com

Актуальный для многих компаний дефицит кадров особенно чувствителен для малого и среднего бизнеса. Если крупные компании могут привлекать и удерживать кандидатов за счет развитого HR-бренда или престижа конкретной организации, многие МСП с нуля прорабатывают инструменты поиска квалифицированных специалистов. Есть и еще одно существенное отличие — согласно исследованиям рынка, в предприятиях численностью до 250 человек подбором кадров часто занимается либо лично руководитель компании, либо сотрудники фирмы без профильных компетенций. И закрытие вакансий при этом может занимать месяцы. 

Восполнить возникший информационный пробел можно различными способами. Один из них — «Бригада HR-помощи». Совместный проект команды Авито Работы и экспертов кадрового рынка предоставляет безвозмездный доступ к полезным материалам, инструкциям и пошаговым чек-листам, посвященным найму сотрудников. С помощью «Бригады HR-помощи» также есть шанс получить бесплатную консультацию по найму и развитию персонала.

Как и почему появился такой проект? «Руководителям предприятий малого и среднего бизнеса зачастую приходится выступать в роли HR-специалистов, самостоятельно организовывать процессы найма и адаптации сотрудников в компании. Это важный и трудоемкий блок задач, решение которых может увеличить продолжительность найма. Например, в микропредприятиях в 42% случаев поиск работника длится в среднем от 1 месяца. «Бригада HR-помощи» призвана дать предпринимателям четкие и понятные инструкции для того, чтобы процесс подбора и найма сотрудников стал более быстрым и простым», — объясняет его замысел директор по маркетингу Авито Работы Никита Макаров.

Фундаментальное образование начинается с азбуки — предлагаем вам начать знакомство с миром HR-технологий с тематического словарика.

А
Автоматизация

Б
Безопасность

В
Верификация работодателя

Г
Где найти соискателей?

З
Зарплатная вилка

К
Коммуникация с кандидатом

Н
Название вакансии

О
Отклик с резюме

С
Структура вакансии

У
Удержание сотрудников

Э
Этапы трудоустройства

РаботаФото: unsplash.com

Автоматизация

Автоматизация — хороший способ упростить процесс найма сотрудников. Быстрый ответ работодателя на отклик со стороны соискателя играет огромную роль: в условиях дефицита кадров кандидат может буквально за сутки «перейти» к конкуренту. Для ускорения коммуникации и повышения качества откликов на Авито Работе работодатель при размещении вакансии может добавить к ней чат-бота, который по готовому сценарию проведет первичный опрос кандидата и позволит работодателю сразу получить релевантный отклик с необходимыми данными: например, ФИО кандидата, предпочитаемый график работы, опыт работы и т.д. Также автоматизировать можно и нужно аналитические инструменты.  Так, с помощью бесплатного Индекса рынка труда работодатель может оценить уровень конкуренции по сфере или профессии в своем регионе, получить рекомендации по размещению вакансий, а также увидеть средние зарплатные «вилки» и наиболее популярный формат занятости по той или иной специальности.

К оглавлению

Безопасность

Бытует мнение, что именно кадровая безопасность — ключевой элемент финансовой стабильности любой компании. По статистике, в 30% случаев разорения компаний причиной стало планомерное невнимание к теме кадровых рисков, так что фраза «кадры решают всё» не случайно стала популярным лозунгом.

На этом фоне значимость роли эйчара повышается — именно он стремится сделать наём эффективнее, профессионально и тактично проводит первичное собеседование, изучает анкетные данные кандидатов и знакомит их с принятой у работодателей системой информационной безопасности, определяя уровень лояльность будущих сотрудников.

К оглавлению

Верификация работодателя

В январском исследовании Авито Работы положительные отзывы работников (31%) и репутация работодателя (28%) заняли в рейтинге главных факторов для россиян при поиске работы 3-е и 6-е места соответственно. По данным аналитиков сервиса, 92% соискателей предпочитают откликаться на объявления, размещенные с проверенных аккаунтов. Отметка «Компания проверена» ставится в сервисе «Авито Работа» в профиле организаций, существующих более полугода, соблюдающих положения ТК, зарегистрированных на платформе более трех месяцев назад и сдающих налоговые документы. Наличие у компании такого бейджа не только позволяет кандидатам убедиться в безопасности выбора, но и помогает работодателям привлечь больше внимания к вакансиям. После верификации работодателю также нужно заполнить профиль — указать название компании, разместить логотип, добавить краткое описание, часы работы и контактное лицо. По статистике, в заполненных профилях кандидаты на 64% чаще нажимают кнопки «Написать» и «Позвонить».

К оглавлению

Где найти соискателей?

Участники опроса, подыскивавшие в течение последнего года подходящие варианты трудоустройства, в 71% случаев делали это через специальные онлайн-сервисы. Такой выбор более характерен для соискателей в возрасте 35-44 лет (76% участников исследования), 45-54 лет (76%) и 25-34 лет (74%). Почти треть (30%) искали работу через родственников, друзей и знакомых — чтобы охватить этот инструмент найма, многие крупные компании разрабатывают специальные реферальные программы, позволяющие сотрудникам получить денежное вознаграждение за рекомендацию кандидата на открытую вакансию при условии его дальнейшего трудоустройства и прохождения испытательного срока. 

Менее четверти респондентов (22%) поделились, что пытались найти подходящую вакансию в мессенджерах и соцсетях (последние больше распространены среди молодежи — 27% и 28% соответственно) — для работодателя может быть эффективным размещение открытых вакансий в специализированных интернет-группах и каналах. Только 14% находились в поиске работы через центр занятости или биржу труда.

При поиске сотрудников полезно также знать, какие устройства используют соискатели: 71% искали вакансии с помощью смартфона, 13% задействовали ноутбук, 12% — стационарный компьютер, и всего 3% — планшет.

К оглавлению

Зарплатная вилка

Большинство соискателей (68% респондентов) считают зарплату основополагающим фактором при приеме на работу, подтверждая многолетнюю тенденцию. В условиях дефицита кадров работодатели соревнуются друг с другом в этом критерии и активно повышают зарплаты. По данным Авито Работы, в I квартале 2024 года средние зарплатные предложения для новых сотрудников по России выросли на 7,5%, в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

При размещении вакансии и общении с кандидатом надо четко понимать, какую зарплатную вилку ему можно предложить, и она не должна «размываться» на сотни тысяч рублей. Для определения подходящей зарплатной вилки для кандидатов на вакансию стоит оценить предложения конкурентов, а также использовать Индекс рынка труда, анализирующий средние зарплатные предложения и зарплатные вилки по разным профессиям. 

К оглавлению

Коммуникация с кандидатом

По статистике, 56% соискателей предпочитают при отклике на вакансию обсуждать с работодателем дальнейшие действия с помощью телефонной связи. Мессенджеры выбирают 45% участников исследования рынка труда, а на долю любителей получать письма по электронной почте приходится 25%.

Готовиться к переговорам относительно перспектив трудоустройства важно обеим сторонам. Конструктивному диалогу сопутствует короткая и емкая презентация компании, подчеркивающая ее сильные стороны. Представителю работодателя также надо быть готовым к ответу на вопрос об ожиданиях от кандидата и его должностных обязанностях, а также возможных льготах и бонусах, которые компания может предложить сотрудникам.

К оглавлению

Название вакансии

Важно, чтобы вакансия, которую размещает работодатель, отражала суть работы специалиста. Это должна быть популярная формулировка, которую используют другие компании и чаще всего ищут пользователи. Излишний креатив в этой задаче может помешать, так как соискатель попросту не поймет, как «хранитель очага», например, связан с вакансией «офис-менеджера», которую он ищет. С другой стороны,  не стоит выбирать и слишком общие термины. Например, вместо слова «менеджер» стоит указать «менеджер по развитию», а «бухгалтера» заменить на «бухгалтера по налогам».

К оглавлению

Отклик с резюме

Наличие резюме в отклике важно для большинства компаний, подбирающих офисных сотрудников (об этом сообщили 89% работодателей). Одновременно для многих работодателей проблемами становятся неинформативность откликов или нерелевантные отклики на вакансии. Компании, зарегистрированные на Авито Работе, могут повышать эффективность найма, используя разные механизмы поиска для разных категорий сотрудников. Так, если работодателю необходимы офисные кандидаты с подробной информацией о себе, в вакансию можно добавить отметку «отклик только с резюме». В свою очередь, для вакансий на рабочие и линейные позиции пользователь может не ограничивать возможности откликов. Для соискателей сервис также упрощает процесс создания резюме: можно использовать функцию пошагового заполнения резюме с инструкцией, импортирование резюме с других платформ и другие возможности.

К оглавлению

Структура вакансии

Вакансия должна быть читаемой, понятной, с хорошей структурой. Соискателей привлекают четкое описание условий труда и обязанностей, уровня зарплаты. Не помешает указание преимуществ, которые могут выгодно выделить предложение: гибкий график, ДМС, соцпакет. Получить более подробную инструкцию и изучить пожелания к оформлению вакансий среди представителей разных категорий соискателей (рабочие, офисные, стажеры) можно в материалах «Бригады HR-помощи».

К оглавлению

ОфисФото: unsplash.com

Удержание сотрудников

На одном месте, по данным опроса GeekBrains, россияне работают в среднем не более трех лет, а 69% занятых ищут новое место постоянно. По результатам другого исследования, самыми желанными бонусами сотрудники считают премии за достижение целей или выслугу лет (40%), социальный пакет с ДМС (38%), дополнительные выходные или отпускные дни (34%), гибкий график работы или возможность работать из дома (30%), обучение (29%) или транспорт (24%) за счет компании. Еще работников интересуют компенсация трат на питание (23%), оплата проживания и переезда (16%) и наконец — бесплатный чай, кофе или еда в офисе (16%).

Перед поиском кандидатов важно определить, какие материальные и нематериальные бонусы помимо зарплаты и кофе со снеками работодатель готов предоставить сотрудникам, и подготовить описание своих преимуществ для вакансий. Этими бонусами могут стать комфортный офис в центре города, премии по итогам отработанных периодов, возможности обучения и повышения квалификации за счет компании (такие возможно особенно привлекают молодых специалистов), ДМС и другие опции.

К оглавлению

Этапы трудоустройства

До старта процесса найма в компанию важно определить, через какие этапы трудоустройства предстоит провести кандидата. Для высококвалифицированного офисного специалиста это может быть формула «телефонный звонок — онлайн-знакомство с руководителем — тестовое задание — очное собеседование в офисе и знакомство с высшим руководством». Стоит помнить, что около трети соискателей готовы пройти 1-2 этапа трудоустройства. Ответа от работодателя по итогам собеседований соискатели готовы ждать чаще всего не более одной недели. Большинство россиян также не хотели бы проходить испытательный срок длиннее 1 месяца.

Важно заранее продумать тестовое задание — 71% соискателей готовы выполнить его при приеме на работу, но в основном готовы потратить на этот процесс не более 2 часов.

К оглавлению

Конечно, по мере расширения организации кадровые вопросы стоит перепоручить квалифицированным рекрутерам или HR-менеджерам, хорошо ориентирующимся в особенностях найма различных категорий сотрудников. Но если этого еще не произошло, «Бригада HR-помощи» поможет с подробной информацией и пошаговыми гайдами. 

Еще по теме