Сети «Азбука вкуса» и OBI меняют собственников

Ритейлер «Магнит» выходит в принципиально новый для себя сегмент — премиальный. В этом ему поможет покупка сети элитных супермаркетов «Азбука вкуса». Почти одновременно стало известно, что структуры, связанные с «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова, купили долю в сети строительных гипермаркетов Obi у группы «Синдика».
«Магнит» договорился о приобретении «контрольного пакета» в бизнесе «Азбуки вкуса» (операционная компания — ООО «Городской супермаркет»). Об этом сообщила пресс-служба ритейлера. В сделку вошли магазины ритейлера в Москве и Санкт-Петербурге, пять обслуживающих столицы фабрик-кухонь, а также три распределительных центра.
Стоимость контрольного пакета «Азбуки вкуса» может составлять 35-40 миллиардов рублей. При этом выручка ритейлера по итогам 2024 года была на уровне 100 миллиардов, оценивает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Схожей оценки придерживается исполнительный директор департамента анализа финансовых рынков Газпромбанка Марат Ибрагимов. «Это очень привлекательная цена. Особенно с учетом того, что публичные аналоги торгуются на своих исторических минимумах», — считает Ибрагимов.
Сеть «Азбука вкуса» была первым в России «супермаркетом для богатых». Первый супермаркет «Азбука вкуса» открылся в 1997 году на Павелецкой. Основателями сети были бизнесмены Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Сергей Верещагин и Олег Трыкин. Их путь в бизнес начинался в 1991 году в Москве с двух ларьков в Столешниковом переулке, где торговали сигаретами, зажигалками и прочими мелкими товарами.
Сегодня большинство магазинов «Азбуки вкуса» работает в Москве, сеть также представлена в Подмосковье и в Санкт-Петербурге. Всего у компании 170 магазинов, большая часть — супермаркеты под брендом «Азбука вкуса», а также минимаркеты «АB Daily». Торговая сеть также развивает интернет-магазин и собственное производство продуктов и полуфабрикатов. Помимо фабрик-кухонь у компании есть кофейный цех.
Выручка ООО «Городской супермаркет» в 2024 году составила 101,2 миллиарда рублей (+17,3% год к году), чистая прибыль выросла в 4,5 раза за прошлый год — до 3,6 миллиарда.
Марат Ибрагимов из Газпромбанка считает, что «Магнит» со своими возможностями «придаст новый импульс расширению сети», в том числе в городах-миллионниках. «У “Магнита” есть опыт успешной интеграции намного более крупного бизнеса — “Дикси” — также в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда “Магнит” принял решение сохранить бренд, но добавил синергии. И сегодня “Дикси” показывает лидирующие на рынке показатели выручки с квадратного метра», — рассказал эксперт.
Бурмистров называет покупку сети «Магнитом» неожиданной, но видит в этом логику. «"Магнит" выходит в принципиально новый для себя сегмент, премиальный, и тем самым достраивает свою эксосистему, закрывая практически все покупательские миссии в продуктовом ритейле», — считает он. «Магнит» сможет улучшить и расширить свое предложение в этом сегменте, который сейчас является самым быстрорастущим в ритейле, уверен эксперт.
Сообщения о потенциальной продаже «Азбуки вкуса» появлялись на рынке на протяжении нескольких лет. О том, что «Яндекс» договаривается о покупке сети премиальных супермаркетов, сообщалось летом 2021 года. Целью сделки, которая так и не состоялась, могла быть синергия с сервисом «Яндекс Лавка».
Покупку всего бизнеса «Азбуки вкуса» рассматривала и «Севергрупп» Алексея Мордашова. Владельцы ритейлера рассчитывали выручить от продажи около 40 миллиарда рублей. Однако условия, которые предложил «Магнит», видимо, оказались для владельцев «Азбуки вкуса» более «комфортными».
Впрочем, «Севергрупп» все же реализует свои амбиции на рынке ритейла — покупая долю в сети гипермаркетов OBI. Сделка станет многоэтапной, но в итоге связанные с «Севергрупп» структуры станут полноценными владельцами сети. Об этом сообщают «Коммерсант» и издание Shopper’s.
По их данным, связанные с «Севергрупп» структуры купили долю в сети строительных гипермаркетов Obi у группы «Синдика». Президент «Синдики» Олег Эскиндаров подтвердил, что 25% в OBI проданы новому стратегическому инвестору, не назвав покупателя.
Согласно данным ЕГРЮЛ, в конце апреля 2024 года по 24,99% долей в трех из пяти юрлиц сети — ООО «Оби Франчайзинговый центр» (основное юрлицо), ООО «Сделай своими руками Северо-Запад» и ООО «Сделай своими руками» — приобрело ООО «Гермес». Единственный владелец «Гермес» — Владимир Захватошин. ООО «Гермес» было зарегистрировано 26 марта 2025 года в Санкт-Петербурге, основное направление его деятельности — оптовая торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями.
Еще по теме





