Банк не для бизнеса
«Храните деньги в сберегательной кассе!» - призыв, до боли знакомый еще с советских времен. Он отпечатался в памяти обывателя столь же отчетливо, как «Летайте самолетами «Аэрофлота» или «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
Однако для появившихся в начале 90-х «молодчиков-купчиков» возможность тупого хранения собственных накоплений вовсе не являлась абсолютным благом. Не зная очень многого, молодой отечественный бизнес тем не менее твердо усвоил одно: деньги должны быть в обороте. Причем чем скорее они там оказываются, тем лучше.
И тут уже монолитность Сбербанка мало что значила. На первый план выходила оперативность. А это качество, как правило, крупным учреждениям несвойственно. К тому же подавляющее большинство сбербанковских отделений просто технически не были приспособлены к обслуживанию корпоративной клиентуры. Только для оформления платежки предпринимателям приходилось тратить энное количество времени в одной очереди с вкладчиками. А время, как известно, - деньги.
Во всяком случае, сохраняя доминирующее положение на рынке частных вкладов, Сбербанк вовсе не стал лидером по обслуживанию частного бизнеса. Иначе не расплодилось бы столько банков. Ведь помимо игры на валютной бирже и отрицательных процентных ставках многие из них занимались обслуживанием своих учредителей или аффилированных фирм.
Правда, в карманных банках нередко прокручивались деньги, взятые в качестве кредита все в том же Сбербанке. Ведь мало кто из бизнесменов, упрекавших данное кредитное учреждение в неповоротливости, тем не менее отказался бы от сбербанковского кредита. Тем более что неповоротливость кредитора становится плюсом для не совсем добросовестного заемщика. Не случайно года четыре назад глава одного из наиболее продвинутых с точки зрения клиентского сервиса отделений Московского сбербанка сетовал, что его безуспешные попытки вернуть кредит собственными силами вызвали сочувствие даже у местных бандитов. Кстати, возможно, именно из-за слабой системы контроля за заемщиками Сбербанк пока не рискует включаться в столь популярные сейчас ипотечные программы. Хотя ему-то ипотека, что называется, на роду написана.
Впрочем, если отвлечься от экстремальных случаев, следует отметить, что как раз благодаря Сбербанку смогли запустить новые линии некоторые крупные молочные компании (см. «Ко» №5). А издательство «Аванта+» выпускало «Энциклопедию для детей» в том числе и на сбербанковские деньги.
Правда, во времена банковских кризисов жгучее желание перейти на обслуживание в Сбербанк возникает сразу у множества фирм. Так было в августе 95-го, когда после коллапса на рынке межбанковских кредитов рухнули многие популярные среди торговых компаний кредитные учреждения. Такие, например, как «Национальный кредит» или банк «Мытищинский».
Немудрено, что и в 98-м оправившийся после дефолта бизнес обратил свои взоры к Сбербанку. Количество счетов юридических лиц, открытых в «Сбербанке», увеличилось за 1988 год в 1,4 раза, перевалив к концу года за миллион. Счета, в частности, открыли «Ростелеком», «Вымпелком», пивоваренная компания «Балтика» и даже принадлежащая Nestle шоколадная фабрика «Россия» (хотя известно, что владелец «России» предпочитает сотрудничать с российскими «дочками» иностранных банков). Худо-бедно, а Сбербанк сумел отвоевать себе 25% от общего объема суммарных остатков средств корпоративных клиентов в российской банковской системе.
Однако едва ли подобные результаты можно поставить в заслугу самому Сбербанку. Просто ситуация работает на него. Если финансовый рынок практически мертв, а 165 млрд руб. вкладческих денег где-то размещать надо, почему бы не приманить «ЛУКойл» кредитом на $150 млн? (Тем более что в апреле, когда был выдан кредит, дружба с Вагитом Алекперовым позволяла президенту Сбербанка Андрею Казьмину надеяться на заступничество тогдашнего премьера Евгения Примакова, с которым, по слухам, глава «ЛУКойла» был в неплохих отношениях.)
Или не объявить о полномасштабном финансировании постройки кораблей, сооружаемых на «Балтийском заводе», сделав тем самым реверанс в сторону любящего ВПК первого вице-премьера Юрия Маслюкова (теперь уже бывшего)? Кстати, следуя этой логике, можно ожидать, что сейчас Сбербанк включится в финансирование какого-нибудь проекта, связанного с МПС.
В свою очередь, оказавшиеся после кризиса чуть ли не в банковском вакууме компании вынуждены прибегать к услугам Сбербанка в надежде, что хотя бы этот монстр окажется действительно «неподвластным стихиям». Причем очень часто оказывается, что бизнесмены приходят в Сбербанк не столько из-за желания застраховать от столь вероятных в родном отечестве потрясений активы собственной фирмы, сколько для того, чтобы успокоить контрагентов. В частности, именно этим руководствовалось издательство «ЭКСМО», открывая один из счетов в Сбербанке. Хотя, по словам пресс-атташе «ЭКСМО» Алексея Брагинского, Сбербанк явно не отличается оперативностью в проведении платежей.
В последнее время в Сбербанке часто открывают счета и фирмы, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. И тоже вовсе не из-за высокого уровня обслуживания, а ради того, чтобы легче было оплачивать таможенные платежи. Ведь банки, прежде предоставлявшие подобные услуги (вроде Инкомбанка, Промрадтехбанка, «Российского кредита» и т.п.), находятся в известно каком состоянии. Да и сеть сменивших их на этом поприще «новичков» оставляет желать лучшего.
Между тем генеральный директор таможенного терминала ВИБА Виктор Петров отмечает, что если в «Инкоме» или «Промраде» платежи обычно проходили в течение нескольких часов, то в Сбербанке - в лучшем случае от суток до трех. А гарантию Сбербанка для оформления статуса таможенного брокера ВИБА ожидал не менее двух месяцев. По мнению Петрова, это объясняется тем, что Сбербанк, хоть и обладает хорошими специалистами, все же очень консервативен и бюрократичен.
Единственными, кого сотрудничать со Сбербанком заставляет логика бизнеса, а не кризиса, являются, пожалуй, нерозничные компании, продающие свои продукты или услуги широким слоям населения. Это, в частности, всевозможные «каталожные» фирмы вроде 3 SUISSE, сетевые продавцы косметики (Avon) и организаторы лотерей (Российский фонд культуры). Они взаимодействовали со Сбербанком еще до августа 98-го. И едва ли не гордятся тем, что им удалось заполучить партнера, обладающего такой сетью. Очевидно, именно этот фактор заставил «Вымпелком» после краха Инкомбанка заключить с Московским сбербанком соглашение о приеме абонентских платежей.
Впрочем, нельзя не отметить, что сеть Сбербанка - это в значительной степени еще советский багаж. Сбербанк не отстраивал ее с нуля, как, например, СБС-Агро или тот же «Инком». И было бы совсем уж печально, не пригодись эта сеть «Сберу» в его взаимоотношениях с корпоративными клиентами. Однако во всех остальных аспектах корпоративного банкинга Сбербанк явно проигрывает многим своим конкурентам. Даже мертвым.
Впрочем, может, так и должно быть. Не будь Сбербанк столь слаб в данном секторе, другим банкам не на что было бы жить.