Top.Mail.Ru
компания будущего

Банкоматам внедрили российские «мозги»

Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва» Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

ПАО Сбербанк — претендент на премию «Компания будущего» в номинации «Вызов года». После введения крупномасштабных антироссийских санкций банкоматы, «изнанка» которых построена на зарубежном ПО, рисковали превратиться в ненужные железки. Вместе с директором дивизиона «Управление сетью устройств самообслуживания» Сбербанка Константином Подвальным рассказываем, как «Сбер» предотвратил это, внедряя софт собственной разработки.

Компания будущего 2022: номинация «Вызов года»
Вы можете ознакомиться с номинантами и подать свою заявку
вызов года

В банкоматах «Сбера» ежемесячно обслуживается 40% населения страны. Финансовая организация в 2022 году запустила проект кардинальной перестройки архитектуры банкоматной сети, заменив программные продукты иностранных вендоров собственными.

В 2022 году Сбер приступил к переводу своих банкоматов на Linux. Это стало самым серьезным вызовом. При этом важно было не просто обеспечить слепой запуск устройств на альтернативной операционной системе, но и не допустить снижения клиентского сервиса. 

К концу 2023 на Linux будут работать 90% сети, а до конца текущего года на отечественной операционной системе заработают первые 100 устройств. Это первый в России опыт использования Linux для банкомата. На данный момент успешно завершена миграция 14 тыс. устройств электронной очереди на Linux собственной сборки.

Также в этом году Сбер завершил перевод 80% программного обеспечения сети банкоматов на собственную разработку. Банк отказался от использования вендорских инструментов управления инфраструктурой сети, внедрил онлайн-инструменты мониторинга и восстановления работоспособности устройств самообслуживания. Вся логика работы банкомата и инструменты отражения клиентского и сервисного интерфейса функционируют с помощью разработок Сбера, в том числе на базе open source решений.

Важнейшим результатом этого стало то, что в 2022 году Сбербанк достиг максимального уровня доступности банкоматов за все время работы парка устройств самообслуживания. Она превысила 96%. Это означает, что техника доступна для обслуживания клиентов все время, за исключением короткого технического периода инкассации и сервисного обслуживания.

«Решение об обеспечении независимости автоматизированных систем для сети банкоматов мы приняли еще в 2018 году и планомерно двигались к этому, трансформируя нашу сеть и разрабатывая собственные решения. Поэтому мы были готовы к вызовам текущего времени. Нам потребовалось кардинально перестроить архитектуру решений и пересмотреть процессы внутри сети. Собственная разработка позволила нам полностью управлять созданием продуктов, достигнуть требуемого уровня надежности и безопасности. Использование своих разработок и отечественного ПО при управлении устройствами самообслуживания Сбера является важным сигналом для российского рынка – управлять банкоматами можно полностью самостоятельно, независимо от иностранных вендоров, при этом сохранить высокий уровень безопасности и качество обслуживания»

— директор дивизиона «Управление сетью устройств самообслуживания» Сбербанка Константин Подвальный.

«Компания будущего»
Премия журнала «Компания»
Компания будущего

Еще по теме