Бедные, гордые, эффективные
Первое, что отмечают все московские предприниматели, имевшие дела с компаниями северной столицы, - это невероятная для Москвы краткость тамошних переговоров. Если в Москве подписание какого-либо контракта может занимать месяцы, то в Санкт-Петербурге вопросы решаются за пару дней.
Конечно, скажете вы, по сравнению с московскими мерками все питерские контракты - мелочь. Кому мелочь, а кому и насущный хлеб.
Много не "надоишь"
Если в Москве на десять эффективных предприятий приходится примерно пять кое-как сводящих концы с концами компаний, то в северной столице это соотношение намного лучше. Более рациональный и конкурентный питерский рынок диктует местным бизнесменам и более жесткие правила игры. Суровая борьба за выживание заставляет питерские компании работать эффективно. Они не могут позволить себе быть аутсайдером, равно как и "разводить прожекты".
Жесткость и динамичность деловой среды накладывает отпечаток и на стратегию работы с приобретенными активами. В Москве довольно распространена стратегия "выдаивания" компании - это когда в предприятие не инвестируют средства, при этом выкачивая из него всю наличность. В принципе это нормально: если компания или вся отрасль неперспективна, то нужно получить с нее хотя бы шерсти клок.
В Питере, однако, так почти не поступают. Бессмысленно "доить" компанию, если спрос на ее активы невелик. Поэтому даже убыточные "Ижорские заводы" и "Кировский завод", обретя нового собственника, оживают.
С другой стороны, испытывая постоянный недостаток финансовых ресурсов, питерские предприятия гораздо эффективнее используют профессиональный потенциал сотрудников. Пример - сотовый оператор "Северо-Западный GSM". Порядка 250 тысяч клиентов компании обслуживаются 250 сотрудниками, в то время как 400 тысячами клиентов московского МТС занимаются 2,5 тысячи человек. При этом в Москве более высокий уровень тарифов и зачастую хамское обслуживание. Все просто. Барское сознание многих столичных бизнесменов всегда рассчитывало на провинцию: если свои не купят - приедут гости с Урала и разберут все подчистую.
На самом деле бизнесмены с Урала приезжают и в Питер. В приемной коммерческого директора молочного комбината "Петмол" Александра Некрасова не умолкают звонки от пермских, мурманских да и московских дилеров. Представить себе ситуацию, когда коммерческий директор крупнейшей московской компании снисходит до определения размеров скидки для некрупного магазина, просто невозможно. В Питере же это в порядке вещей: "большой начальник" не считает зазорным поговорить с партнерами и сам.
Кстати, кадровый дефицит в местных компаниях восполняется в основном неамбициозными выпускниками местных вузов. Они готовы работать за любые деньги - уровень безработицы в Питере явно выше московского.
Класс отсутствует как класс
Менеджер одной питерской торговой компании на вопрос об особенностях бизнеса в его городе отвечает: "У нас никогда не существовало среднего класса". Это, конечно, преувеличение. Проблема в том, как определять этот средний класс: если по уровню доходов московского среднего класса (от $200 на человека в семье в месяц), то в Питере таких людей менее 1%, а в Москве, даже по данным официальной статистики, - около 7%. Отсутствие среднего по московским меркам класса делает настоящим средним классом в Питере прослойку населения с доходами $70 - 150 на человека. Таких там более 15%. Именно на эту категорию ориентируются местные продовольственные магазины, ночные клубы, продавцы дешевой мебели и одежды.
Поэтому рентабельность любого бизнеса в Санкт-Петербурге гораздо ниже, чем в Москве, и, кстати, ниже, чем во многих крупных городах (Ростов-на-Дону, Новосибирск). Естественно, в такой ситуации санкт-петербургские компании стремятся на более богатый московский рынок. Здесь питерцы могут претендовать на секторы, ориентированные на небогатого покупателя, которыми мало интересуются московские компании. Все большее количество товаров, продающихся в Москве, имеет питерское происхождение - особенно заметным это стало со второй половины 1998 года.
Компании северной столицы неплохо освоили маркетинг. Многие производители обязаны своим успехом именно этому обстоятельству. Зубная паста "Новый жемчуг", пельмени "Дарья", кетчупы "Балтимор" и "Хан" никогда бы не преуспели в Москве, не имей их производители опыта продаж на бедном рынке Санкт-Петербурга. "Мы ориентировались на покупателя с достатком чуть выше среднего, - говорит директор по рекламе мясоперерабатывающего завода "Дарья" Михаил Горбунцов. - По питерским меркам это люди с ежемесячным доходом от 3 тыс. руб. до 7 тыс. руб. на семью". Неудивительно, что "Дарья" имеет успех в Москве, где такие доходы вполне привычны.
Успехи в Москве имеют и свою оборотную сторону. Все ресурсы, заработанные в столице, уходят в родной город и выводят местную конкуренцию на новый виток. Впрочем, и в Москве питерцев постепенно поджимают подмосковные производители.
Имиджа нет
Почему же в такой выигрышной для питерского бизнеса ситуации имидж Санкт-Петербурга как делового центра России столь слаб?
"Здесь принципиально другое PR-поле: очень сильно разделены крупные и средние компании, - говорит руководитель одного из местных PR-агентств. - Ясно, что никакая PR-компания не может работать только на бюджетах некрупных заказчиков. А гиганты вроде "Балтики", "Петмола", мясокомбината "Парнас" считают, что у них нет конкурентов".
Показательно при этом, что степень информированности местного бизнеса о том, что происходит у соседей, на порядок выше, чем в Москве. Информированность является в северной столице мощным конкурентным фактором. Только в Санкт-Петербурге может работать такое издание, как "Деловой Петербург" - газета, четко позиционированная на освещение местных деловых новостей.
Конечно, питерский бизнес изрядно комплексует перед московским - обороты несравнимы. Зато местное население с гордостью отмечает: это не питерцы ездят погулять в столицу, а москвичи забивают по выходным "Красную стрелу" и "Смену", с тем, чтобы посмотреть на Медного всадника и хлебнуть классного питерского пивка в местном подвальчике.
Кстати, развитие питерской индустрии развлечений - еще одно подтверждение того факта, что северный средний класс не выдумка. Стандартный отдых небогатого сотрудника санкт-петербургской компании - посидеть в баре или сходить на концерт. Искать в пятницу вечером местечко, где бы можно было "посидеть", - занятие пустое. И это при том, что концентрация питейно-увеселительных заведений в северном городе на порядок выше, чем в Москве.
Так вот они и живут: компании развиваются на заработанные копейки, а их сотрудники, получающие по столичным меркам гроши, размышляют: что же такого хорошего в жизни "московских богачей"? Когда-нибудь они поймут это, и тогда… Держись, "правильная" столица!
Еще по теме
"Долгосрочный отпуск" основателя и гендиректора телекомпании НТВ Олега Добродеева за один день превратился из слуха в официальное объявление. К исполнению обязанностей главы компании уже приступил Евгений Киселев. Наблюдатели продолжают спорить, что стоит за формулировкой "долгосрочный отпуск". Уже родилось несколько если не достоверных, то хотя бы правдоподобных версий.