Top.Mail.Ru
архив

Бензин вкуснее колы

Торговля продуктами питания на автозаправках в Западной Европе приносит владельцам до 70% прибыли. Невероятный показатель для России, где продуктовый магазин есть от силы лишь на каждой десятой АЗС. Пока большинство отечественных нефтяных магнатов только мечтают о подобных нововведениях на своих станциях, с опаской оглядываясь на неудачный опыт сотрудничества ЮКОСа и розничной сети «Копейка».

 

Столетие назад русским, которые собирались в Англию, напоминали, что в этой «сумасшедшей» стране ездят по левой стороне дороги. С тех пор набор знаний, необходимых иностранцу в Британии, несколько увеличился: помнить следует также о том, что после восьми вечера покупать продукты и заправляться напитками можно в основном на АЗС. Нынешних туристов из России это обстоятельство шокирует не меньше, чем их прадедов левостороннее движение: для большинства россиян магазин на заправке до сих пор является экзотикой.

 

Заправка для желудка

Магазины на АЗС в розничной торговле за рубежом играют значительную роль. Аналитики исследовательского агентства ACNielsen подсчитали, что даже в ЮАР в конце 2002 года при заправках работали 1300 магазинов (2,3% розничных точек). В Великобритании в 2002 году функционировали около 11 000 фирменных магазинов на АЗС с совокупным оборотом в 2,5 млрд фунтов стерлингов (около $3,9 млрд), а в Германии оборот 15 700 подобных магазинов был еще выше – $7,9 млрд.

Как отмечает ACNielsen, продажа сопутствующих товаров в Западной Европе способна приносить АЗС до 70% прибыли. Все дело в популярности формата «convenience store на заправке»: в среднем около трети городских жителей отовариваются в магазинах на АЗС не реже одного раза в неделю, тем более что у 40% посетителей заправки находятся рядом с домом.

В России количество магазинов на АЗС значительно меньше, чем в европейских странах. В октябре 2003 года, по данным объединения столичных торговцев бензином – «Московской топливной ассоциации» (МТА), на территории Москвы работали 686 коммерческих и 126 государственных автозаправочных станций. О количестве АЗС, оборудованных торговыми зонами для продовольственных товаров, данные есть лишь приблизительные. Как утверждает директор по продажам одного из крупных производителей продуктов питания, продуктовыми магазинами обладают всего 150 – 170 московских заправок: меньше 1% от общего количества торговых точек в Москве (более 20 000). Для самого развитого в России московского рынка это очень незначительная по европейским меркам цифра.

 

Королева бензоколонок

Прививать цивилизованные формы торговли продуктами питания на российских заправках стала транснациональная компания BP. Ее первый заправочный комплекс в Москве, построенный в 1996 году включал в себя круглосуточный магазин. На всех сорока заправках BP, появившихся в Москве и Московской области, также есть продуктовые магазины и кафетерии – это стандарт, по которому АЗС под брэндом BP строятся во всем мире. Объяснение такому постоянству дается в официальных материалах компании: «Продажи в магазинах достигают $5 млрд и составляют лишь 2 – 3% от общего оборота группы, однако имеют более высокую маржу, чем продажа бензина, и продолжают расти». Эта сумма вполне сопоставима со всей годовой выручкой крупнейших российских нефтяных компаний (например, у ТНК, основного партнера BP в России, в 2002 году она составила $6,912 млрд).

BP не случайно стала лидером в сфере дополнительного обслуживания клиентов заправок. Московский топливный рынок до сих пор находится в процессе консолидации. И ранее развивался он, как отмечается в недавнем докладе МТА, в основном благодаря поглощению нефтяными компаниями сформировавшихся сетей АЗС. Участники рынка слишком много внимания уделяли затяжным баталиям за автозаправки, поэтому реконструкция «завоеванных» станций, многие из которых были построены еще при Советах, откладывалась до более спокойных времен. Тем более что во многом случайный набор разноформатных заправок отнюдь не способствовал развитию на них одноформатных магазинов.

Управляющая сетью заправок ВР компания «Петролкомплекс» – совместное предприятие ВР (74%) и московской девелоперской компании ST Group (26%) – строила АЗС с нуля, руководствуясь типовыми схемами создания автозаправочных комплексов с продуктовыми магазинами, бистро и дополнительными сервисами вроде автомоек. Кстати, именно отработанные в других странах процедуры позволили сделать магазины BP Connect популярными: на этих заправках бензин в баки заливают работники, и у клиента остается достаточно свободного времени, чтобы зайти в магазин. Такой вот психологический нюанс.

Еще одной причиной невнимания российских нефтяников к формату «магазин на заправке» стала значительно более высокая прибыльность отечественного бизнеса по торговле нефтепродуктами по сравнению с западным. Как сообщил «Ко» представитель компании, управляющей одной из крупнейших в Москве сетей АЗС, разница между ценой нефтепродуктов при доставке на АЗС и при продаже клиентам в Западной Европе редко превышает 1 – 2%. В России соответствующий показатель близок к 20%.

Именно этим объясняется и высокая доля доходов от продажи сопутствующих товаров в общей прибыли западных заправок, и невнимание отечественных бензиновых операторов к розничному бизнесу. Имея высокую норму прибыли на основном направлении деятельности, крупные торговцы нефтепродуктами вполне логично не спешили браться за непривычное и хлопотное дело – продажу на АЗС продуктов. Как отмечает Александр Леньшин, заместитель директора по развитию компании «Европарк» (занимается проектированием и строительством АЗС), до недавних пор практически все существовавшие на российских заправках магазины продавали в основном моторные масла и технические жидкости. «Рентабельность АЗС и без продуктовых магазинов была достаточно хорошей, поэтому крупные нефтяные компании, плохо понимающие специфику торговли продуктами питания и считающие ее в большей степени имиджевой, предпочитали не заниматься этим непрофильным бизнесом», – говорит Леньшин.

 

Бессилие сетей

Действительно, управлять магазинами на АЗС весьма непросто. Главная трудность – в нехватке площадей: размеры торгового зала редко превышают 150 кв. м, а складских помещений на заправках, как правило, вообще не бывает. Ассортимент такой точки, по мнению Кирилла Терещенко, руководителя отдела «Дирол Кэдбери» по работе с ключевыми клиентами, может состоять примерно из 3500 наименований товаров, причем контроль за остатками должен вестись очень четко. «Фактически, все, что находится на полках, и есть товарный запас магазина до следующей поставки», – говорит он. Кроме того, управляющие магазинами должны учитывать особенности аудитории торговых точек на АЗС. «Заправки посещают владельцы автомобилей, то есть представители среднего и высшего сегментов среднего класса. Требования таких клиентов к качеству сервиса высоки, поэтому обслуживание в небольшом магазине должно быть как минимум на уровне хорошего сетевого супермаркета».

Многие эксперты в области торговли уверены, что заниматься развитием торговых точек на АЗС должны именно владельцы самих заправок. «В основном это бизнес операторов АЗС, который приносит достаточно доходов за счет высокой наценки на товар и оптимизации расходов управления заправочным комплексом: АЗС, магазин, автомойка и т. д. Доходность здесь напрямую зависит от единого расчетно-кассового центра. Разделение процесса управления АЗС и магазином делает бизнес нерентабельным для продовольственного торгового оператора, поскольку возникают дополнительные издержки», – поясняет Борис Васильев, вице-президент холдинга «Марта», владеющего субфраншизой SPAR на Московский регион.

Возможно, как раз по этой причине оказались неудачными инвестиции нефтяной компании ЮКОС в крупную сеть универсамов «Копейка». Нефтяники купили «Копейку» в начале 2002 года. С помощью розничного оператора ЮКОС намеревался развивать сеть мини-маркетов на своих заправках. Правда, проект столкнулся со сложностями: представитель компании «ЮКОС РМ» (управляет в ЮКОСе переработкой и сбытом) Александр Зубченко поясняет: «Технологии дискаунтера оказались не очень подходящими для формата «convenience store при АЗС». Кроме того, различались региональное покрытие сетей и цели их развития. Так, «Копейка» не смогла бы обеспечить торговыми точками всю региональную сеть ЮКОСа от Бурятии до Краснодара. Поэтому было принято решение о самостоятельном развитии сети продуктовых магазинов при АЗС».

В октябре 2003 года ЮКОС вышел из розничного бизнеса, продав за $60 млн 50,5% акций ТД «Копейка» его основателю Александру Самонову. Сейчас сеть продуктовых магазинов на заправках ЮКОСа развивают собственные предприятия по нефтепродуктообеспечению, чаще всего созданные на базе бывших «облнефтепродуктов». В данный момент магазинами оборудованы более 450 из 1200 станций ЮКОСа в России. Как утверждает Зубченко, в дальнейшем их количество будет расти.

 

Не нефтью единой…

Для владельцев заправки наличие работающего на АЗС магазина является неплохим конкурентным преимуществом. Торговая точка, интегрированная в автозаправочный комплекс, способна повысить лояльность клиентов к торговой марке нефтяной компании. Более того, выстроить хорошие отношения с поставщиками не слишком сложно, несмотря на то что оборот магазинов при автозаправках не так велик по сравнению с розничными сетями. Мини-маркет с его специфической аудиторией оказывается хорошей площадкой для запуска новых продуктов класса премиум, что, естественно, привлекает производителей. Во многих случаях они готовы даже самостоятельно заниматься доставкой своей продукции на АЗС. Поэтому все большее число продавцов нефтепродуктов задумываются о создании своих магазинов на заправках.

Руководитель отдела по связям с общественностью «Московской нефтяной компании» (МНК), управляющей самой обширной в столице сетью из 84 АЗС, Николай Фролов сообщил «Ко», что уже начиная со следующего года компания планирует развивать сеть магазинов на автозаправках МТК под собственным брэндом. По его словам, этот процесс будет происходить в рамках реализации проекта строительства новых АЗС и переоборудования старых станций МТК, значительная часть которых была построена несколько десятилетий назад.

Аналогичную программу разрабатывает ЛУКОЙЛ. Сейчас в Центральном регионе у компании имеются 73 АЗС, из которых торговыми залами оборудованы 54 (половина из них в Москве и Московской области). В планах ЛУКОЙЛа включить магазин в состав каждого автозаправочного комплекса. При этом бизнесы по продаже топлива и продовольствия будут активно развиваться в рамках единой управляющей структуры – «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», эксплуатирующей АЗС ЛУКОЙЛа в Центральном регионе.

Из общего потока выбивается государственная «Роснефть». Как сообщают в пресс-службе компании, в планах «Роснефти» по развитию и модернизации автозаправочных комплексов предусматривается создание на них сопутствующих торговых точек, профиль которых, впрочем, не обозначается. Сейчас на 130 из 605 АЗС, которые эксплуатируют дочерние предприятия «Роснефти», открыты магазины, однако продовольственных среди них лишь 50%, причем большинство сданы в аренду. Как утверждают в нефтяной компании, такой шаг является экономически более целесообразным.

Сложность содержания продуктовых магазинов и специфика ведения бизнеса на топливном рынке пока не позволяют надеяться, что мини-маркеты на АЗС в ближайшем будущем станут в России такими же популярными, как в Европе. Тем не менее продуктовый магазин на заправке – вещь перспективная и в хозяйстве полезная. Как показывает пример BP, соседство нефте- и пищевых продуктов может быть вполне прибыльным.

Еще по теме