Top.Mail.Ru
архив

Без бодрости

На кофейном рынке появилась «белая ворона». Уже второй год подряд компания «Русский продукт», одним из главных направлений которой является производство кофе и чая, объявляет о низких годовых показателях. В 2003 году чистые убытки компании составили 251,48 млн руб. (в 2002-м было заявлено о 156,68 млн руб.). Компания показала очень низкую валовую рентабельность – 8,6%. Подобного в кофейной отрасли еще не случалось. В Организации производителей кофе в России отмечают, что рост кофейного рынка находится на высоком уровне: 10 – 15% в год.

В самой компании причину убыточности объясняют увеличением коммерческих расходов. В прошлом году «Русский продукт» потратил на рекламу $8 млн. Причем компания провела беспрецедентную акцию: по банкам с кофе были разложены 7 млн руб.

Однако аналитики теряются в догадках о реальных причинах убытков «Русского продукта». «Одними только высокими коммерческими расходами их не объяснишь. У компании низкая валовая рентабельность, а это выглядит довольно странно при том, что она работает в высокодоходном сегменте продовольственного рынка», – отмечает аналитик ИК «Проспект» Марат Ибрагимов.

На условиях анонимности эксперты объясняют возможность возникновения убытков стандартным желанием российских компаний сократить налоговые вычеты или потянуть время в переговорах с кредиторами. Истории, когда компании объявляли об убытках, а через несколько месяцев прибыль обнаруживалась, для России не в новинку. «Специфика российской учетной политики позволяет при желании не афишировать реальные проблемы компании», – полагает Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации «Росчайкофе». В то же время, по его словам, причиной убытков «Русского продукта» могла стать задержка в запуске кофейного завода. Официально завод полного цикла по производству кофе, инвестиции в который составили $35 млн, был открыт в Калужской области в марте 2003-го – с опозданием на год. Рамаз Чантурия отмечает, что это абсолютно нормальный процесс для сложного производства.

Вполне возможно, что проблем в проекте оказалось больше, чем ожидалось. Несмотря на официальный пуск завода, на многих банках Ruscafe до сих пор значится, что кофе произведен в Германии. Ольга Миримская, председатель совета директоров «Русского продукта», отмечала на открытии предприятия, что технологий производства полного цикла в России нет, западные игроки свои секреты оберегают, а многие поставщики оборудования являются монополистами и диктуют цены. В результате компания часть деталей изготавливала в России и компоновала их с немецкими и швейцарскими узлами.

Запуская кофейное производство, «Русский продукт» также объявлял о планах инвестировать в строительство завода по производству жидких супов и в расширение производства чипсов. Возможно, одна из причин убытков – ведение сразу нескольких проектов. Переоценка сил – распространенная проблема среди российских компаний.

«Типичные ошибки в реализации инвестпроектов зарождаются на стадии оценки и организации процесса управления проектом, – говорит Александр Толкачев, директор московского офиса консалтинговой компании A.T.Kearney. – Компании не учитывают необходимости капиталовложений в обновление основных фондов. Им свойственно желание избежать ряда затрат без видимой потери функциональности. Расчет будущих доходов и расходов ведется в прогнозных и постоянных ценах. Неверно оцениваются риски. Как следствие занижается или завышается ставка дисконтирования и т.д.» Толкачев отмечает также, что многие проекты характеризуются отсутствием четкого и ясного процесса управления и принятия решений.

Еще по теме