Битва за ресурсы: что будет с IT в 2024 году
Пока компании в срочном порядке внедряют российские аналоги зарубежного софта и «железа», IT-сектор переживает бурную трансформацию, пытаясь удовлетворить резко возросший спрос. О том, какие тренды ждут нас в 2024 году, рассказывает Андрей Саломатин, советник председателя правления Бланк банка, бывший вице-президент и CTO Ренессанс Банка.
Импортозамещение не закроет все потребности
Согласно планам правительства, к 2024 году на отечественное ПО и оборудование в госкорпорациях должно приходиться 70%, а к 2025-му — 100%. По официальным данным, доля замещения ПО российскими аналогами составляет около 90%, а электронных компонентов — более 80%. Однако на деле все не так радужно, и реальная доля иностранного ПО даже в российских решениях по-прежнему очень велика.
Хуже всего обстоят дела с замещением оборудования: в его производстве задействовано сразу несколько отраслей, а все основные поставщики — из недружественных стран. Пока что из заметных успехов — только банкоматы на базе российского ПО и процессоров «Эльбрус». Корпорации, у которых сохранились контакты с зарубежными поставщиками, предпочитают по-прежнему закупать импортное оборудование при помощи параллельного или серого импорта.
В области ПО самая сложная ситуация складывается вокруг сервисов для производства и узкоспециальных программ — некоторые из них просто не имеют отечественных аналогов. Например, системы для управления ресурсами аэропортов. Сложности возникают и у банков, которые просят отсрочить для них обязательный переход на отечественное ПО.
Проблему решают при помощи Open Source-решений или собственных команд, которые раньше занимались внедрением и сопровождением иностранных систем, а теперь разрабатывают их аналоги. Но даже при самом позитивном раскладе заменить всю IT-инфраструктуру отечественными аналогами за 1–2 года просто невозможно: ведь иностранные поставщики развивали бизнес и привлекали инвестиции десятилетиями.
Битва за ресурсы
Заменить импортное ПО и оборудование в обозначенные сроки получается далеко не везде, а переносить их никто не намерен. Поэтому потребуется гораздо больше людей для форсирования работ. Это значит, что в будущем году нас ждет настоящая битва за ресурсы. И если раньше это касалось в основном разработчиков, аналитиков и менеджеров проектов, то теперь еще и специалистов по внедрению и сопровождению: всем им предстоит заместить огромный штат техподдержки на аутсорсинге, который занимался сопровождением заменяемых иностранных решений.
Это заметно уже сейчас: за 2023 год зарплаты айтишников в РФ выросли на 15–20%, хотя прогнозировали 10–15%. Зарплатные ожидания кандидатов на самых востребованных направлениях, таких как руководители DevOps, data scientist и ИБ, и вовсе стали на 40% больше. Помимо зарплат, соискатели обращают внимание на другие бенефиты, например на аккредитацию работодателя в качестве IT-компании, чтобы получать различные льготы, возможность релокации или удаленки.
Работодателям с ограниченными ресурсами в таких условиях придется буквально выживать. В поисках выхода некоторые пробуют договориться с вузами о профильной подготовке (хотя во многих «поляна» уже занята) и вводят оплачиваемые стажировки для соискателей без опыта. Но привлеченных специалистов еще нужно как-то удержать, обороняясь от посягательств со стороны конкурентов. Для самих специалистов это время больших возможностей, включая джунов и возрастных кандидатов, у которых раньше почти не было шансов.
Рассвет российского ПО
Хотя импортозамещение пока не закрывает все «боли» коммерческого и госсектора, российские разработчики получили редкий шанс захватить весь рынок в отсутствие конкурентов. В 2024-м темп проникновения отечественных решений будет нарастать.
Активно развивается слой системного ПО — СУБД, ОС. Вместе с ними появляются новые решения класса CRM, системы для автоматизации бэк-офиса и отчетности, бизнес-приложения. Ренессанс переживает 1С, появляются цифровые промышленные платформы. Всего на рынке есть около 60 российских ОС и примерно 70 СУБД, а всего в реестре отечественного ПО — порядка 18 тыс. продуктов.
Чаще всего компаниям приходится мигрировать с решений от Microsoft, Oracle и SAP на 1С, ZIIoT, SmartEAM, nanoCAD, Astra Linux, Postgres Pro.
Также есть перспективные разработки в области кибербезопасности, включая криптографическое шифрование, сканеры уязвимости и антивирусы. Многие компании перешли на российские решения для защиты от DDoS-атак. Следом популярность набирают решения для управления проектами, task/bug-tracking-решения.
Развитию отечественных решений отчасти помогает и господдержка: до конца 2024 года действуют налоговые льготы для IT-компаний, а сотрудники имеют право на льготную ипотеку. Фирмы также освободили от проверок, разрешили упрощенный наем иностранных специалистов, а некоторым предоставили прямое финансирование.
Бум IPO
В уходящем году IT-сектор начал все активнее осваивать IPO в качестве канала для привлечения крупных инвестиций. Самым заметным стало размещение «Астры» по максимальной цене за акцию c переподпиской x10. При этом инвесторы проявляют большой интерес к бумагам даже не очень больших компаний. В 2024-м публичные размещения планируют такие «мастодонты», как Diasoft и «ИКС Холдинг». В ближайшие пару лет мы увидим еще больше листингов, в том числе IT-стартапов.
Спад финтех-сервисов
Бум разработки мобильных приложений в финсекторе, который мы наблюдали последние пару лет, пойдет на убыль.
Во-первых, потому что уже сейчас многим очевидно: современное мобильное приложение с дружелюбным интерфейсом и высоким уровнем стабильности — еще не гарантия роста клиентского портфеля и бизнеса в целом. Особенно когда его могут в любой момент удалить из AppStore или Google Play. Банки, столкнувшись с санкционными и другими ограничениями, перераспределяют бюджеты в пользу более прагматичных решений, например альтернативных способов бесконтактной оплаты (как Tinkoff Pay) или выпуска карт новых платежных систем — Troy или «Астрасенд».
Санкционные ограничения тоже играют свою роль, оставляя без работы значимую часть мобильных разработчиков, ранее занятых в финтехе. Параллельно с этим часть перспективных финтех-стартапов ушли из России и релоцировали свои команды.
GPT: от хайпа к реальным бизнес-кейсам
В 2024-м хайп вокруг генеративных нейронных сетей, пик которого пришелся на 2022-й, начнет спадать, и на его место придут реальные примеры использования ИИ для решения корпоративных задач. В первую очередь — для улучшения работы чат-ботов и автоматизации колл-центров, в том числе в части продаж.
К примеру, Росбанк внедрил цифрового помощника, который предлагает клиентам инвестиционные инструменты на основе персональных рекомендаций. Нейросети также используют для анализа и прогнозирования, автоматизации бизнес-процессов, составления отчетов, писем клиентам, рекламных текстов и юридических услуг. Свои решения в этой области уже внедряют «Сбер» (Kandinsky и GigaChat) и «Яндекс» (Yandex GPT). МТС работает над платформой для генерации кода, а технологическая компания red_mad_robot до конца 2024 года инвестирует $2 млн в лабораторию по разработке проектов в области генеративного ИИ.
Открытый банкинг
В 2024 году по распоряжению ЦБ крупнейшие банки РФ начнут применять открытые API, а в 2025-м ряд Open API станут обязательными к использованию в финансовом секторе: сведения о счетах, кредитах, страховых и инвестиционных продуктах, а также пенсионных накоплениях.
API — открытые программные интерфейсы — позволяют сторонним сервисам получать и обмениваться данными с банком: например, чтобы принимать на сайте платежи или выдавать кредиты. Такие решения появляются уже сейчас: у Альфа-банка есть собственный Alfa API, который позволяет быстро обмениваться большими объемами данных, обеспечивая их надежную защиту, а «Сбер» использует SberBusinessAPI, чтобы интегрировать свои сервисы для предпринимателей.
В 2024-м API-сервисов станет еще больше. Их внедрение позволит предлагать более персонализированные финансовые услуги и поможет даже небольшим финтех-стартапам конкурировать с крупнейшими банками.
Big Data в финсекторе
Банки и другие финансовые компании научились собирать большие данные, чтобы наращивать портфели и повышать лояльность клиентов. Однако с их обработкой и использованием в реальном принятии решений по работе с клиентами пока не все гладко. Согласится с этим любой, кто регулярно получает предложения взять кредит, имея крупный депозит в том же банке. В следующем году появится много новых задач по обработке и принятию решений на основе больших данных от финтех-стартапов, которые активнее всего будут использоваться в работе с корпоративными клиентами, особенно в сегменте МСБ.
При помощи больших данных банки и финансовые сервисы видят, какие продукты клиенты предпочитают, — депозиты, кредиты, инвестиции, сколько и на что тратят, какими дополнительными услугами пользуются. Все это они должны использовать, чтобы предлагать клиентам наиболее релевантные услуги или даже индивидуальные финансовые планы, исходя из структуры их активов и расходов.
Пока что российские решения в области big data отстают от западных, но с учетом растущего спроса в 2024-м их будут активно развивать и дорабатывать.