Top.Mail.Ru
архив

Бизнесмен, который обыграл Карпова

Когда в 1990 году выпускник Московского автодорожного института Герман Лиллевяли основал малое предприятие «Ликомп», он вряд ли мог предполагать, что спустя восемь лет с компанией будут связаны многие герои восьмидесятых.

Сейчас на Лиллевяли, возглавляющего холдинг «Ликомп», работают 500 человек, среди которых знаменитый шахматист Анатолий Карпов - председатель наблюдательного совета банка «Актив», являющегося ядром холдинга. С компанией ассоциируется и не менее знаменитый музыкант Андрей Макаревич, придумавший торговую марку «Смак», созданием и раскруткой которой занимался Лиллевяли.

Какими только проектами не занимался Лиллевяли: и налаживанием импорта зубной пасты из Болгарии, и созданием ряда торговых марок; туристическим бизнесом и ипотечным кредитованием. Особый период в жизни Лиллевяли - сотрудничество с Владимиром Довганем, когда Лиллевяли был президентом ООО «Довгань» и занимался выводом на рынок одной из самых известных новых отечественных торговых марок.

Обычно президент холдинга ставит перед собой две цели. Первая - выбрать и развить перспективный проект. Вторая - подобрать человека, который будет заниматься дальнейшей реализацией этого проекта.

В «Ликомпе» один из главных принципов, которым руководствуются при назначения руководителей, - их психологическая совместимость с коллективом. Про самого Лиллевяли в холдинге в шутку говорят, что его можно спокойно отправлять на космическую станцию с любым из коллег - шеф уживется с кем угодно.

Поэтому, наверное, Лиллевяли (который, кстати, до конца восьмидесятых активно занимался шахматами и даже принимал участие в соревнованиях на первенство Центрального шахматного клуба СССР) легко находить общий язык с гроссмейстером Анатолием Карповым, который регулярно принимает участие в работе наблюдательного совета банка.

Во время одной из первых встреч Лиллевяли и Карпов сыграли подряд восемь шахматных партий, причем последнюю партию Лиллевяли удалось выиграть. Теперь, когда партнеры по бизнесу предлагают сыграть «партийку», Лиллевяли отшучивается: «Обыграйте сначала Карпова».

Как Лиллевяли чуть не стал коммерческим директором СП

Времена, когда бизнес компании только зарождался, вспоминаются теперь с ностальгическим чувством. Инженер «Мосэнерго» Лиллевяли (он работал здесь по окончании автодорожного института) на паях с приятелем решил создать малое предприятие. В то время множество госучреждений страдало от недостатка юридической информации. Лиллевяли и его партнер наняли группу юристов и программистов, которые поставили на абонентское обслуживание ряд частных и государственных предприятий (заказчикам предоставлялись ежемесячные информационные пакеты, в которых содержались обновленные сведения о законодательстве страны). Сотрудничество с государством тогда оказалось делом выгодным, деньги за предоставленные услуги предприниматели получали регулярно, так что через год им удалось накопить достаточно приличную по тем временам сумму - около 6000 рублей. Этот капитал и пустили на раскрутку еще одного проекта тогда еще не созданного холдинга - в ноябре 1990 года малое предприятие взяло в аренду булочную на Щелковском шоссе, которая, кстати, работает до сих пор.

Постепенно кроме хлеба в арендованном помещении стали выпекать еще и пиццу под фирменным названием «Ликомп». Где пицца - там и пиццерия. Следующим этапом в развитии компании стала сеть закусочных. Затем «Ликомпу» удалось выиграть тендеры на открытие пунктов питания в Центре международной торговли и в «Экспоцентре».

Надо сказать, что уходить в собственный бизнес, расставаясь со стабильной зарплатой инженера, было делом рискованным. Именно поэтому, наверное, Лиллевяли поначалу говорил родителям, что трудится заместителем генерального директора по экономике на одном «совместном предприятии». С «легендой» про СП было покончено лишь год спустя - когда Герман пригласил родителей в кафе и рассказал, что оно принадлежит ему. Через год после этого, кстати, в частный бизнес ушел и брат Лиллевяли.

Булочные и кафе приносили прибыль, а первоначальный проект, на котором был заработан стартовый капитал, между тем стал увядать - у государственных предприятий уже не хватало денег на покупку правовой информации. Однако Лиллевяли к тому времени нашел новый способ зарабатывания денег - торговлю зубной пастой. В 1993 году «Ликомп» в сотрудничестве с некоторыми отечественными предприятиями наладил поставки полимеров в Болгарию. На вырученные деньги Лиллевяли закупал в той же Болгарии недорогую зубную пасту, которая пользовалась в России большим спросом. Уже к 1994 году предприниматель контролировал до 70% импорта зубной пасты из Болгарии в Россию. Чтобы продавать импортные товары по всей стране, компания открыла региональные представительства в Санкт-Петербурге, Красноярске и Новосибирске.

Президент компании, но не той

Следующий период - сотрудничество с компанией «Довгань» - Лиллевяли вспоминает с неохотой. Работу директору небольшого холдинга в конце 1996 года предложил сам человек-торговая марка. Партнерство с Довганем оказалось достаточно своеобразным. Владимир Довгань был генератором идей, общался с журналистами и занимался имиджевой поддержкой торговой марки. На долю же Лиллевяли досталась тяжелая черновая работа - ему пришлось заниматься структурной организацией фирмы, созданием торговой сети, системы менеджмента.

Возможно, имя Лиллевяли и до сих пор ассоциировалось бы с Довганем, если бы не конфликт, разгоревшийся между двумя предпринимателями в конце 1997 года.

«После того как бизнес раскрутился, Довгань стал говорить о том, что надо привлечь к работе еще одного партнера из Тольятти и акционировать компанию. Я был против этого решения - бизнес и так шел достаточно успешно, и в контроле со стороны инвесторов не было необходимости», - вспоминает Лиллевяли.

С конца 1997 года бывшие партнеры не поддерживают никаких отношений. Претензий по долгам, которые возникли перед рядом поставщиков, тоже нет. Их взял на себя новый инвестор Довганя - банк МФК.

Как создавалась марка «Смак»

Опыт, полученный при работе над созданием торговой марки «Довгань», пришелся Лиллевяли как нельзя кстати. Летом 1998 года он начал работу по раскрутке новой торговой марки в рамках своего холдинга.

Как нельзя лучше для этого проекта подходила торговая марка Андрея Макаревича «Смак». Марка рекламировалась в кулинарных передачах, которые транслировались по общенациональным телевизионным каналам, однако товаров под такой маркой не существовало. И вскоре дружеские отношения Лиллевяли с Макаревичем превратились в коммерческие. В офисе компании в Столешниковом переулке стали снимать очередные выпуски «Смака».

Макаревич не занимается рекламой торговой марки напрямую, несмотря на то что его передача, на которую приглашаются звезды эстрады, транслируется по центральному телевидению уже несколько лет, - он лишь упоминает время от времени о товарах под этой маркой.

При раскрутке «Смака» предприниматели решили не наступать на старые грабли, запуская большое количество товаров (под маркой «Довгань» выпускалось около 200 изделий), и ограничились примерно 40 видами продуктов. «Иначе нельзя - будет сложно контролировать качество», - говорит Лиллевяли.

Кстати, независимые эксперты полагают, что на первых порах продукты под маркой «Смак» даже обошли товары, производимые под маркой «Довгань». По мнению директора маркетингового агентства «Ветра-Маркетинг» Сергея Вергелеса, в начале осени прошлого года товары под маркой «Смак», позиционировавшиеся в более дешевой ценовой группе, чем продукты под торговой маркой «Довгань», были представлены гораздо шире своих конкурентов.

Однако сегодня позиции торговых марок сравнялись.

Наверное, некоторое ослабление позиций «Смака» на потребительском рынке можно объяснить не только тем, что конкуренты запустили рекламную кампанию и стали заполнять отечественные прилавки своей продукцией. Дело в том, что последние несколько недель глава холдинга «Ликомп» уделяет внимание новому проекту - развитию ипотечного кредитования.

Ипотека – самый перспективный бизнес

Развитие ипотечного кредитования Лиллевяли считает самым перспективным бизнесом на сегодняшний день. Правда, названия для новой компании в рамках холдинга еще нет, но в случае успеха новый проект позволит компании стать первой на рынке ипотечного кредитования.

Предполагается, что на реализацию всего проекта в течение первых трех месяцев потратят порядка $4,5 млн. Средства выделяют банк «Актив» и другие предприятия холдинга. Эти деньги будут потрачены на строительство почти 70 тыс. кв. м жилья до конца этого года.

Жилье будут предоставлять под сравнительно небольшой процент (10 - 12% годовых) людям, оплатившим примерно 30% его первоначальной стоимости. В подготовке проекта принимали участие американская ассоциация ипотечного кредитования, а также ряд немецких специалистов.

«Ипотека - очень важное направление в развитии бизнеса. Сегодня в Москве снимают квартиры порядка 450 - 500 тыс. человек. Именно на них мы и ориентируемся, реализуя свой проект», - говорит Лиллевяли.

Механизм реализации проекта по ипотеке достаточно прост. Обратившийся оплачивает часть стоимости получаемой квартиры, вселяется в нее и выплачивает банку оставшуюся сумму. В первые три месяца планируется выделить около 500 подобных кредитов.

Кроме того, сегодня компания занимается еще рядом проектов - строительством кондитерской фабрики в Подмосковье, а также - совместно с болгарской компанией Астер - фабрики по выпуску парфюмерии: зубной пасты, шампуней и кремов. Инвестиции в проект оцениваются в $2 млн.

«Несмотря на довольно тяжелое положение в нашей экономике, сегодня самое время заняться развитием реального сектора», - говорит Лиллевяли.

Еще по теме