Top.Mail.Ru
архив

Ford купил легковое подразделение Volvo

В АВТОМОБИЛЬНОЙ промышленности, охваченной всемирным поветрием на слияния и поглощения, очередная, на этот раз давно прогнозируемая сенсация. Утром 28 января пришло сообщение, что компания Ford Motor покупает за $6,5 млрд подразделение по производству легковых машин Volvo Group - Volvo Car. Шведская компания концентрирует свои усилия на других видах деятельности - производстве грузовых машин, автобусов, строительного оборудования и двигателей для морских судов. Эти направления бизнеса на сегодня обеспечивают Volvo Group около половины общего объема продаж и прибыли.

Еще с момента неудачной попытки объединения Volvo с Renault, случившейся в 1994 году, стало понятно, что шведскому производителю дорогих легковых автомобилей необходим альянс с более сильным партнером - иначе дальнейшее выживание компании становится все более проблематичным. Затраты на разработку и продвижение новых моделей становятся выше и выше, и позволить их себе могут лишь избранные. Просчет даже с одной моделью чреват утратой самостоятельности - так ухнул в объятия Daewoo корейский же Ssangyong, нахватав кредитов на производство внедорожника Korando. В мировой автопромышленности конца века ведущие позиции играют только «полуторамиллионники» - концерны с объемом выпуска и сбыта не менее 1,5 млн единиц автомобилей в год и перекрывающие своим модельным рядом все существующие потребительские сегменты. Остальным придется либо уйти в узкие ниши мелкосерийного производства эксклюзивных моделей, либо искать себе партнеров для альянса. Volvo с годовым объемом производства 400 тыс. машин выбрала второй, естественный для себя путь, проведя переговоры вначале с итальянским Fiat, а затем остановившись на американцах.

С покупкой Volvo Ford добавляет еще одну звезду к своему созвездию марок, в котором помимо американских Lincoln и Mercury, транснационального Ford и японской Mazda, сияют звучные имена Jaguar и Aston Martin - такие же символы автомобилестроения Британии, как недавно «попиленный» немцами Rolls-Royce - Bentley.

Что касается шведов, то можно констатировать, что легковая автомобильная промышленность этой страны практически утратила самостоятельность, оказавшись по британской же модели поделенной между американцами. Вторая в Швеции автомобильная фирма SAAB находится в совместном владении General Motors и крупнейшего шведского инвестиционного фонда Investor, причем в технологическом плане она все более зависима от американцев. Естественно, что, как показывает пример SAAB, Ford не будет настаивать на ликвидации марки Volvo, но постепенная унификация моделей и в особенности агрегатов будет происходить обязательно - как, например, на SAAB 9-5 устанавливаются «опелевский» двигатель и коробка передач. Надо уменьшать издержки - иначе зачем тогда вся возня с приобретением марки? Вероятно, что спустя некоторое время будут предприняты усилия по объединению дилерских сетей двух фирм, и вот тогда последствия сделки дойдут и до России.

Кстати, Volvo уже запустила сборочное производство автобусных кузовов в Омске и, вероятно, рано или поздно начнет здесь производство своих грузовиков (как это уже сделано в Польше) - о таких планах представители компании говорят давно. Теперь с продажей легкового отделения у Volvo Group появится для этого больше стимулов. На грузовом направлении дела шведов совсем неплохи - компания Volvo Truck занимает второе место в мире по производству грузовиков и продолжает расширяться, совсем недавно купив 13% акций своего местного конкурента Scania.