Top.Mail.Ru
архив

Болезненный налог

Импортеры и производители фармацевтических препаратов встревожены: новый проект Налогового кодекса, принятый Госдумой уже в двух чтениях, предполагает введение НДС на лекарства и медицинскую технику. Если поправка вступит в силу, то, по прогнозам фармацевтов, цены на лекарства повысятся на 30%, а из ассортимента российских аптек исчезнут дешевые медикаменты. Похоже, однако, что их апокалиптические прогнозы уже мало кого интересуют.

Игрушки депутатов

Когда речь идет о наполнении бюджета, депутаты готовы принимать самые экзотические законопроекты. Например, совсем недавно закончилась борьба КОНФОП против постановления, предусматривающего введение специальных марок на потребительские товары. В случае успеха глобального марочного проекта стоимость основных потребительских товаров увеличилась бы в несколько раз.

Введение НДС на лекарства и медицинскую технику, заложенное во вторую часть Налогового кодекса, тоже можно отнести к депутатским "находкам". Поправка в кодекс была внесена 23 июня депутатами Валерием Гартунгом, Владимиром Головлевым, Игорем Динесом, Валерием Драгановым, Владимиром Дубовым, Алексеем Михайловым и Виктором Паутовым. Кто из них первым подумал о бюджете - история умалчивает. Депутаты предложили создать список жизненно важных лекарств, а все остальные таблетки обложить налогом. Критерии составления списков неизвестны, как неизвестны и сами составители. Ясно одно: группа депутатов вряд ли советовалась с фармацевтами. По мнению президента компании "Фармимэкс" Александра Апазова, это, скорее всего, чей-то заказ. Тот, кто будет утверждать перечень, получит огромное преимущество. "Нельзя делить лекарства на жизненно важные и неважные, - подчеркивает директор ОАО "Акрихин" по экономике и финансам Григорий Левицкий. - Для конкретного человека важен любой препарат, назначенный ему врачом. Непонятны и принципы составления подобных списков".

Сомнительный доход

Усиление налогового давления приведет к снижению привлекательности российского рынка для иностранцев. Дело в том, что зарубежные компании, производящие в основном безрецептурные препараты, чрезвычайно заинтересованы в сохранении льготы по НДС. Доля импортных лекарств на российском рынке составляет примерно 50%. Кроме того, российские производители фармацевтических препаратов импортируют до 90% субстанций. Поскольку платежеспособность российского населения невысока, спрос на импортную продукцию неминуемо сократится. Значит, сократится и прибыль. Как заявил Роберт Маршалл из компании Pfizer, "многие иностранные производители хорошо подумают над тем, ввозить ли в Россию новые препараты". С подобной ситуацией российские производители уже сталкивались при экспорте продукции в страны СНГ. Отечественные экспортеры вынуждены были платить НДС со своей продукции, и в итоге экспорт в ближнее зарубежье сократился с 25 % до 3%.

Еще одна характерная особенность фармацевтической промышленности заключается в том, что одни и те же вещества и одно и то же оборудование могут быть использованы для производства самых разных лекарств. Например, невозможно доказать, что вы ввозите таблеточный пресс для производства лекарств, не облагаемых НДС. Аналогичная ситуация и с оборудованием. На таможне вряд ли будут долго разбираться с нюансами. А в итоге проиграют легальные розничные продавцы лекарств. "На российском фармацевтическом рынке сейчас очень жесткая конкуренция, - говорит Александр Апазов. - Если в доперестроечные времена на одно оптовое звено приходилось 100 аптек, то сейчас - 10". При введении НДС расходы на учет лекарственных средств возрастут на 50%. Как следствие фармацевтические компании будут вынуждены увеличить оборотные средства на 35%. Для российских фармацевтов это означает свертывание работ по реконструкции предприятий в рамках перехода на европейский стандарт GMP, который - по правительственному плану - должен закончиться к 2005 году.

Как заявил председатель совета директоров Щелковского витаминного завода Владимир Нестерук, из ассортимента его предприятия могут исчезнуть ставшие неприбыльными из-за нового налога дешевые таблетки типа анальгина и парацетамола. Ассортимент продукции фармацевтических предприятий будет снижаться не только по причине "вымывания" из ассортимента дешевых таблеток, но и за счет прекращения запуска в серийное производство новейших препаратов. "За последние несколько лет из 30 новых препаратов, появившихся на рынке, 18 выпущено "Акрихином", - замечает Григорий Левицкий. - Например, активно рекламируемый нами препарат от аллергии кларотадин вполне может не попасть в список и по причине высокой цены не сможет конкурировать с импортными препаратами".

С появлением нового налога конкуренция увеличится, с рынка уйдут наиболее прозрачные организации, пытающиеся вести легальный баланс. Рынок постепенно будет уходить "в тень". Наилучшие шансы на выживание останутся у "серых" импортеров и предприятий, успевших хотя бы частично реконструировать производственные мощности. Кроме того, выживут фармацевтические производства, у которых хорошо налажены связи с банками-кредиторами. "Длинные" кредиты дадут производителям возможность дождаться возврата НДС с наименьшими потерями оборотных средств.

Школа выживания

Как ни странно, два первых слушания в Думе фармацевты прозевали. И лишь реальная угроза принятия кодекса в его нынешнем виде заставила их активизироваться. Этого, правда, не скажешь о Министерстве здравоохранения. Главное медицинское ведомство хранит гордое молчание, а его чиновники отказываются комментировать новации группы депутатов.

На стороне депутатской группы выступает Министерство финансов. В налоговом департаменте Минфина считают, что решение ограничить льготу вполне целесообразно. По мнению экспертов министерства, НДС мало влияет на цену. Тем более что этот налог затем возмещается.

Однако представители отрасли не разделяют оптимизма финансового ведомства. По мнению председателя правления ассоциации фармацевтических дистрибуторов "Фармрос" Владимира Чубарова, введение надбавки абсолютно бессмысленно, так как к серьезному пополнению бюджета не приведет. Эффективность этой меры составит всего 0,2 млрд руб. Бюджет же при этом может лишиться примерно 1 млрд руб. от сокращения импорта и уменьшения таможенных поступлений. Сейчас таможенные пошлины на импортные лекарства составляют от 10% до 20%. По расчетам "Росмедпрома", прибыль бюджета от введения НДС окажется меньше затрат государства. Около 70% лекарственных средств покупатели получают бесплатно - за счет различных государственных фондов.

В борьбе против НДС российские и иностранные производители идут к общей цели параллельными курсами. Даже пресс-конференции российской ассоциации "Росмедпром" и Ассоциации международных производителей фармацевтической продукции(AIPM) прошли в разное время. Несмотря на реальную угрозу рынку, в "Росмедпроме" уверены, что борьба против введения НДС - внутреннее дело отечественных производителей. По словам президента компании "Фармимэкс" Александра Апазова, иностранцы не должны диктовать условия, работая в чужой стране. Впрочем, действия российской ассоциации трудно назвать осмысленными. Непонятно, почему противодействие началось так поздно. По словам главы "Росмедпрома" Юрия Калинина, представители ассоциации днюют и ночуют в коридорах Госдумы, пытаясь уговорить депутатов крупнейших фракций отправить кодекс на доработку. Но обращения к Геннадию Селезневу и Валентине Матвиенко вряд ли помогут фармацевтам. Время упущено. Скорее всего, злополучная поправка пройдет третье чтение, и тогда все решат президент и Совет Федерации. Находящиеся в оппозиции к Думе губернаторы сделают все, чтобы провалить законопроект. Они прекрасно понимают, что средства на возмещение НДС надо будет черпать из местных бюджетов, в которых мало живых денег. Интересно, что депутатская группа, подготовившая поправку к Налоговому кодексу, не обсудила свою инициативу с думским Комитетом по охране здоровья и спорту. Поэтому комитет во главе с Николаем Герасименко будет выступать против введения НДС на лекарства и медтехнику. По словам представителя комитета Анатолия Денисова, кодекс должен быть возвращен ко второму чтению. Впрочем, возможен и вариант, когда введение НДС отсрочат до 2005 года. Тогда предприятия успеют модернизировать оборудование и встретят налоговую атаку во всеоружии.

Еще по теме