Top.Mail.Ru
архив

Бремя развития

До последнего времени правительство проявляло крайне мало активности в области экономики. Оно занималось более увлекательными для себя делами, и в частности кадровой экспансией в систему политического и экономического управления. Дворцовыми интригами с включением всех ветвей власти. Однако более всего его занимала внешняя политика. Стиль во внешней политике был выбран жесткий. На первый взгляд это была попытка напугать и внушить опасения - а вдруг за этим стилем стоят намерения? Скорее всего, это был исключительно пропагандистский процесс, поскольку нет оснований считать, что Запад не имел достаточных гарантий того, что такой стиль не перерастет в действия. Правительство абсолютно точно знает, что никаких результатов оно своими действиями не достигает, но это его и не интересует. Неожиданно правительство лишили внешнеполитического поля, и стиль стал резко меняться. Сейчас оно может позволить себе переключить стрелки и вне зависимости от результатов президентско-черномырдинской деятельности, обвинить обоих в продаже Родины и низкопоклонстве перед империализмом.

Однако у правительства осталась внутренняя политика, которая до сих пор не была сферой его интересов. Оно оперативно переключилось на нее. Экономическая активность правительства увеличилась сразу на порядок. Тем не менее эта активность по-прежнему чудовищно мала. Событий и поводов все равно недостаточно, для того чтобы каждый день делать серьезный экономический комментарий. Такое ощущение, что мы живем в стране, в которой отсутствуют экономические проблемы. Не по причине полного их решения, а потому что они отошли на второй план ввиду утраты актуальности. Если так пойдет дальше, то скоро главным экономическим министерством в России станет МЧС.

До сих пор нас всех пугали тем, что правительство неуклонно движется к дефолту. Однако никто не предполагал, что оно так быстро, с такой резвостью и прытью к этому дефолту подойдет. У нас уже фактически объявлен дефолт по третьему траншу облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). При этом замечу, что совсем недавно правительство из ничего уже заплатило $5 млрд в погашение своих обязательств. Ради чего? Ради того, чтобы потом на такой мелочи - для погашения третьего транша ОВВЗ нужно $1,2 млрд - споткнуться? А может быть, могли бы и потянуть?

Все обстоятельства такого тихого объявления дефолта, а также позиция, занятая правительством в отношении погашения ГКО нерезидентам, заставляют предположить, что все это делается специально. Опять та же жесткая тактика. Главное - показать кредиторам, что мы и не то еще могём. На самом деле существует две тактики поведения по отношению к кредиторам. Желая максимально восстановить их доверие, правительство может пойти на вполне конструктивное сотрудничество с ними. Другой вариант - убедить кредиторов, что те условия, которые им предлагают, вообще самые лучшие. А если они и на эти не согласятся, то будет хуже, так как мы не уступим. Обе тактики имеют право на существование. Вопрос в цели: зачем все это делается?

Я не готов сейчас обвинить власть, что она хочет всех кинуть и что ей совершенно плевать на общую ситуацию и она хочет подвести страну к суверенному дефолту. Но я допускаю, что такая идея, может быть, и есть. Поскольку очевидно, что никакой стратегической цели добиться конструктивного и долгосрочного сотрудничества с инвесторами и кредиторами нет.

Возможно, правительство считает, что оно упустило свой шанс договориться. Переговоры по Лондонскому клубу затянулись настолько, что уже не осталось времени, чтобы цивилизованно реструктурировать внутренние долги. Но, похоже, правительство эти задачи не интересуют. Достаточно посмотреть на ситуацию с реструктуризацией ГКО. Предложения правительства состоят в том, чтобы оставить кредиторам только 2% их реальных денег и убедить, что больше они не получат, пусть берут хоть это. Мелкие инвесторы на это, безусловно, соглашаются, потому что их задача - вывести хоть какие-то живые деньги. Но крупные игроки отличаются тем, что у них есть стратегическая позиция. Они могут в данном случае пожертвовать деньгами, чтобы сохранить свои позиции в стране. Они готовы реструктурировать эти обязательства в полной мере, чтобы остаться в экономике России. И это позитивное бремя, бремя развития собственной экономики Однако правительство не интересуют долговременная позиция и долговременное сотрудничество с кредиторами. Соответственно его не очень интересует и конструктивная позиция по Лондонскому клубу. Потому что только шизофреник может поверить утверждениям, что позиция правительства в отношении ГКО и ОВВЗ не влияет на процесс переговоров в Лондоне. Там заседают практически те же самые кредиторы.

Дело не в жесткости позиции, стиле или тактике. Дело в стратегии. Очевидно, что правительству не нужен мировой финансовый рынок сейчас. И с этой точки зрения допустимо все, в том числе и полный дефолт. Недопустимо только давать слабину. Это политическая позиция. Отношения к экономике она не имеет.

Между тем усиление влияния кредиторов-инвесторов в России означает изменение политической парадигмы. Оно укрепляет внутри России те силы, на которые нынешнее правительство не хочет и не может опираться. Если мы возьмем всю его экономическую деятельность от начала до конца, то поймем, что укрепление власти собственной и лишение экономической базы всех сил и структур, на которые, по его мнению, опираться нельзя, является главной политической тактикой. В действительности цель правительства состоит в том, что весь экономический блок должен перейти под контроль МЧС. Только уже без легкомысленного товарища Шойгу. Потому что это и есть советский метод управления экономикой. А МЧС и есть по сути советский Госплан.

Еще по теме