$ 76.98
 89.89
£ 98.00
¥ 73.06
 83.35
GOLD 1864.70
РТС 1195.77
DJIA 26943.51
NASDAQ 10723.76
финансы

Брокерский брак

Фото: Photoxpress Фото: Photoxpress
Рами Зайцман — инвестиционный консультант, автор YouTube-канала «Экономист на час»

Все, кто занимается инвестированием, рано или поздно сталкиваются с брокерами. В работе с ними есть немало своих подводных камней, зная которые, можно сэкономить себе не только нервы, но и немалые деньги.

На первой строчке топа проблем, которые случаются при взаимодействии с брокерами, располагается открытие и закрытие счета. Проблема заключается в слишком затянутом проведении данных операций: нужно найти время для посещения офиса брокера, где клиенту помимо прочего настойчиво начинают предлагать дополнительные инвестиционные решения, что, безусловно, тоже отнимает время. Можно попытаться провернуть операции дистанционно, но это настоящий квест. Ввиду того, что опция доступна недавно, многие клиенты жалуются, что все реализовано очень непонятно, нелогично и неудобно. Открыть счет можно на портале «Госуслуги» или на сайте у брокера, но если у брокера это сделать хоть и трудно, но возможно, то вот на «Госуслугах» восьми из десяти клиентов это не удается.

Вторая проблема касается мобильных приложений и техподдержки. Откровенно говоря, у российских брокеров далеко не самые совершенные приложения для торговли на рынках. Лично мне несколько раз система не проводила покупку бумаг, пару раз даже через сайт брокера, который имел такую опцию… Ни техподдержка, ни финансовый консультант так и не смогли мне помочь. Я даже думал завязать с трейдингом и оставить бумаги в «долгосрок». Уверен, данная проблема знакома всем без исключения, кто когда-либо торговал или инвестировал через мобильные приложения, которые нередко вылетают или не запускаются.

В период особой загруженности приложения, к примеру, могут обнулиться счета, затем сумма появляется вновь, но ситуация не самая приятная. И, что самое плохое, повторяющаяся регулярно.

Можно представить, как себя чувствует человек, который, поставив сигнал на достижение цены, не смог произвести покупку или продажу актива из-за вылетевшего приложения. Также нельзя не упомянуть о задержке с подачей заявки на покупку или продажу, что, например, для активного трейдера трагедия. Задержка в секунду может стоить очень дорого. Именно поэтому я считаю данную проблему брокера очень серьезной, по его вине рядовые трейдеры и инвесторы упускают свою прибыль.

Второй аспект данной проблемы — техподдержка. Случается, что в техподдержке сидят неквалифицированные специалисты, которым просто выдали шаблоны ответов, и они не могут сделать шаг вправо или влево от скрипта. В результате запросы клиентов остаются не удовлетворенными.

Говоря об оперативности, нельзя не упомянуть о том, что время соединения с брокером по телефону может растянуться на полчаса. А в моменты высокой активности на рынках возникает часовая очередь. Экономя на квалифицированных специалистах и их количестве, брокер забирает наше время и желание торговать.

Третья проблема, присущая всем российским брокерам, — это довольно узкий выбор активов. Хотя в этом есть весьма интересный момент. Российские брокеры на самом деле предлагают весьма широкий диапазон инвестиционных возможностей для торговли не только на российском и американском, но и на разных других мировых площадках, также возможность покупки разных ETF-контрактов и множество других инвестиционных инструментов, о чем мы, как рядовые инвесторы, даже не слышали. А не слышали, потому что эти инструменты и площадки для торговли доступны только квалифицированным инвесторам. Для обычных инвесторов доступны только московская и петербургская биржи, разного рода акции, облигации, ПИФы и доверительное управление от брокера. Данная проблема довольно актуальна для начинающего инвестора, так как не дает ему почувствовать всю глубину и вариативность рынка.

Четвертая проблема работы с брокерами — неведомые для клиентов комиссии за сделки.

Часто инвесторы не могут понять, за что платят. Система не дает возможности сразу посмотреть отчет по сделке, за что была взята та или иная комиссия. Информацию можно получить только в конце месяца, а именно в течение десяти дней следующего месяца.

Почему нельзя формировать отчет сразу — загадка. Этот факт намекает на непрозрачность российских брокеров, в чем их так часто обвиняют. Да, некоторые скажут, что они берут маленькие комиссии, но, если посмотреть на оборот торгов, количество участников рынка и объем денежной массы, становится понятно, как из копеек за комиссию складываются немаленькие суммы, которые идут в карман брокера.

Пятая проблема современных брокеров — это навязывание дополнительных инвестиционных решений — например, специальных счетов, тарифов или простейших дополнительных инвестиционных решений по типу облигации плюс опцион (конфигурация структурного продукта легко меняется, но суть такова: доходность выше, риски меньше). Большинству клиентов навязывают ненужные им структурные продукты по типу «протариф», в котором будет авторитетное мнение аналитиков компании или более подробные графики и дополнительные сведения по разным вопросам. Нередко происходит и такое, что в тариф клиента уже вшита аналитика брокера, тариф от этого становится немного дороже, но чаще всего клиент даже не знает о имеющейся платной опции.

На самом деле в большинстве случаев всю дополнительную информацию можно найти в Интернете и на бесплатной основе, к тому же никогда не стоит забывать, что любое мнение является субъективным и не всегда истинным.

Неопытному клиенту очень легко навязать продукты, которые компания предоставляет на платной основе, завернув их в красивую упаковку и снабдив обещаниями. По факту же человек будет просто переплачивать. К тому же данная проблема влияет на восприятие человеком биржи, замораживая скепсис относительно возможности заработка путем инвестиций.

Шестая проблема в работе с брокерами — долгий вывод средств с брокерского счета и привязка брокерского счета к банковскому счету той же организации, которая предоставляет брокерские услуги. Во многих случаях привязка к банковскому счету — это, возможно, и удобно для вывода средств, но опять же не всегда нужно клиенту. Инвестор может пользоваться картой стороннего банка, и ему все равно придется платить комиссию за перевод средств с одного счета на другой, но если с брокерского он бы просто и сразу перевел на тот счет, который ему нужен, то с привязкой к новому банковскому счету человеку не становится легче или проще жить: ему приходится осваивать новый интерфейс приложения банка и разбираться с разного рода особенностями. Что касается временных рамок при выводе средств, тут все зависит от загруженности брокера банковскими операциями. Встречаются люди, у которых вывод средств совершается за пару часов, но бывает, что операция затягивается и до двух недель. В среднем стандартный вывод средств осуществляется за два рабочих дня, что тоже довольно долго. Скорость поступления и вывода средств играет огромную роль.

Старайтесь учитывать все эти моменты в работе с брокером и закладывать максимальные временные промежутки по каждой операции!