Top.Mail.Ru
архив

Будущее с доставкой на дом

почта, Почта России
Развитие и распространение электронных каналов и форм коммуникации, электронной торговли, систем электронных платежей, широкополосного Интернета в целом, несомненно, приводит к вопросу: а выживет ли при подобном развитии событий старая добрая и привычная почта, не грядет ли конец традиционным почтовым империям?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, консалтинговая компания Oxford Strategic Consulting подготовила обширное исследование состояния, деятельности и перспектив национальных универсальных провайдеров почтовых услуг стран G20*. Выводы, сделанные на основе данных по этим странам, заслуживают доверия, поскольку именно на эти государства приходится около 90% глобального ВВП, 80% оборота мировой торговли и две трети населения планеты.

К своим выводам аналитики Oxford Strategic Consulting пришли, взяв на вооружение не только и не столько традиционные показатели деятельности почтовых служб, а предложив и приняв за основу иные критерии оценки структурной эффективности почтовиков 20 богатейших экономик мира с учетом следующих факторов. Во-первых, обеспечение доступа к жизненно важным сервисам. По существу, речь идет о том, до какой степени почтовый провайдер позволяет потребителям проявлять гражданскую и экономическую активность. Во-вторых, в зачет шла эффективность использования человеческого ресурса. В-третьих, отношение общества к своей почте - позитивное или негативное, исходя, конечно, из эффективности оказываемых услуг. Такой подход дает возможность не абсолютизировать, например, имеющее место в некоторых случаях уменьшение объемов почтовых отправлений, сокращение финансирования почтовиков и штатов почтовых служащих и даже в какой-то мере выводить подобного рода параметры за скобки, чтобы ярче было видно главное.

В результате в подготовленном Oxford Strategic Consulting рэнкинге почтовиков стран G20 на первом месте стоит почтовая служба США, несмотря на то, что ей не хватает денег, она никак не научится обеспечивать собственное финансирование и не может выйти в другие, непочтовые сегменты рынка, а также на долговое бремя и стремительное наступление электронных коммуникаций. United States Postal Service вышла в фавориты, поскольку в высшей степени эффективна в решении своей главной задачи - именно доставке почты: объем доставляемых писем в США в расчете на одного штатного сотрудника вдвое выше, чем в других членах G20. А "Почта России" отнесена аналитиками Oxford к лидерам среди стран БРИК (Бразилия, РФ, Индия, Китай, в самое последнее время к этой группе стали относить и Южно-Африканскую Республику. - Прим. "Ко") по скорости позитивных перемен, внедрения улучшений, особенно в том, что касается доставки посылок.

Скорость и масштаб улучшения работы "Почты России" при этом таковы, что, по оценке директора Oxford Strategic Consulting профессора Уильяма Скотт-Джексона, занимающегося также исследованиями в Университете Оксфорда, "американская почта, возможно, и утратит свои позиции лучшего почтового оператора в мире. Почтовики Бразилии и России уже обходят почтовые службы некоторых европейских стран, и мы ждем сохранения этого тренда на фоне сокращений инвестиций в почту со стороны властей западных государств".

Вообще, как можно видеть из данных Oxford Strategic Consulting, "Почта России" с 2007 г. неуклонно улучшает показатели своей работы, причем делает это стремительнее почтовых служб всех развитых стран мира.


Цифровая экспансия

В целом авторы Delivering the Future: How the G20's Postal Services Meet the Challenges of the 21st Century констатируют, что немало слышно разговоров о закате традиционной почты, и разговоры эти не беспочвенны. Конкуренция со стороны цифровых технологий и в самом деле необычайно остра и становится все острее, а растущие цены на топливо - фактор повышения и стоимости доставки почтовых отправлений. Однако на самом деле на данный момент именно почта сохраняет за собой ключевую роль в качестве ядра системы коммуникаций во всех странах. Более того, на многих развивающихся рынках почта - единственный реальный канал отправления и получения товаров, электронной торговли, идет ли речь о сделках между отдельными людьми или о покупках у электронных ритейлеров.

Недаром в 2007-2010 гг., которые были, как известно, очень трудными для глобальной экономики в целом, к значительному сокращению почтовой инфраструктуры прибег только один член G20 - Великобритания. В большинстве же других стран - членов G20 почтовая инфраструктура оставалась на более или менее одном уровне, а в Бразилии национальный поставщик почтовых услуг даже расширился на 55%, правда, за счет развития франшизы. "Почта России" - так исторически сложилось - имеет достаточно обширную структуру, адекватную территории страны, и за счет этого в принципе способна обеспечивать потребителям достаточно легкий доступ к важнейшим сервисам. В качестве примера таких сервисов в исследовании Oxford Strategic Consulting приводится возможность возврата товаров, приобретенных через Интернет. По данным некоторых исследований, подобные возвраты могут составлять до 10% покупок, так что для потребителей важно иметь возможность без труда вернуть не подошедший им товар.

Не приходится отрицать, что в повседневной жизни предпочтительным каналом удаленных коммуникаций как в бизнесе, так и в межличностном общении является электронная почта. И странно было бы не понимать, что и настоящее, и будущее почтовых услуг необходимо рассматривать в увязке с нарастающим доминированием цифровых каналов коммуникации, когда широкополосный доступ в Интернет приобретает характер все более универсальный, напрямую соединяя и офисы, и домохозяйства. При этом почтовикам приходится конкурировать с финансируемыми частными инвесторами интернет-компаниями, которым не нужен значительный штат сотрудников.

Первым практически повсеместно ощущаемым эффектом цифровой экспансии стало сокращение объемов почтовых отправлений - по мере роста объемов электронной переписки. Отчасти это сокращение удалось сгладить за счет увеличения в некоторых случаях масштабов прямых маркетинговых рассылок и доставок товаров, приобретенных по каналам электронной торговли. И все же, по данным исследования, проведенного BCG в 2010 г., к 2020 г. надо ждать, что, скажем, в США произойдет спад во всех почтовых сегментах, и повторение этого тренда прогнозируется и для развивающихся рынков.

Но пока это не значит, что на традиционной почте пора ставить крест. Более того, в некоторых случаях потребители отдают предпочтение именно ей. Примером может служить, скажем, доставка юридических документов - именно их бумажный, физически осязаемый вариант по-прежнему составляет фундамент функционирования юридического сектора и бизнеса в большинстве стран. Понятно, однако, что в перспективе и юридические документы "мигрируют" в цифровые способы передачи информации, повторяя тренд, который мы уже в полную силу видим в области личного общения. Но это дело перспективы.

Именно почтовые отделения ныне зачастую играют роль эффективного связующего звена между властями и гражданами, например, когда речь идет о сборе налоговых платежей, о получении пенсий, об осуществлении избирательного права путем голосования. "Почта России", в частности, выполняет и такую значимую функцию, как обеспечение электронных переводов денежных средств работающими в России мигрантами. Таким образом, почтовая сеть фактически представляет собой несущий элемент государственной системы коммуникации и торговой инфраструктуры.


Развивающиеся рынки

Особенно велика роль почтовых провайдеров на развивающихся рынках, где почтовикам необходимо прилагать усилия к тому, чтобы внести свой вклад в рост экономики. Например, преодолению отставания от развитых стран в области цифровых технологий почтовики могут способствовать, развивая собственные электронные порталы и услуги, а модернизации инфраструктуры - обновляя и расширяя собственную инфраструктуру. Именно почта может облегчить выход на новые рынки и процессы региональной интеграции. Не говоря уже о том, что, развиваясь, расширяясь, почтовые операторы могут создавать новые рабочие места, тем самым внося вклад в борьбу с бедностью.

Собственно, все это и многое другое - все способы и возможности диверсификации источников генерирования доходов - более чем соответствуют и интересам самих почтовиков в условиях падения оборотов. Так, China Post и India Post уже сейчас получают половину своих доходов от оказания финансовых услуг.

Что касается "Почты России", то в исследовании особо подчеркивается, что ее характерная черта - повышение пока не очень высокой эффективности использования человеческого ресурса. (Кстати, сравнительно малые показатели эффективности аналитики из Oxford Strategic Consulting относят на счет коммунистического прошлого страны.) Так, за период с 2007 г. по 2009 г. число посылок, обрабатывающихся одним сотрудником "Почты России", увеличилось на 11,3%, а писем - на 2,76%. Столь же стойкое и значительное улучшение зафиксировано у "Почты России" и по такому показателю, как эффективность сервиса: +9,3% с 2008-го по 2010 г.

Рэнкинг почтовых провайдеров стран G20 по эффективности почтового сервиса

Место

Провайдер

Cтрана

Эффективность почтового сервиса (показатель ВЭФ, 2010)

Изменение в % (2008-2010)

1

Japan Post

Япония

6,8

0

2

La Poste

Франция

6,6

6,45

3

Canada Post

Канада

6,4

3,23

4

Korea Post

Южная Корея

6,3

6,78

5

USPS

США

6,4

-1,54

6

Deutsche Post

Германия

6,4

-3,03

7

Australia Post

Австралия

6,3

-1,56

8

Correios Brazil

Бразилия

5,9

9,26

9

China Post

КНР

5,6

12

10

PTT

Турция

5,4

22,73

11

Royal Mail

Великобритания

5,7

0

12

India Post

Индия

5,2

6,12

13

Saudi Post

Саудовская Аравия

4,9

2,08

14

Russia Post

Россия

4,7

9,3

15

Poste Italiane

Италия

4,2

-16

16

Correo Argentina

Аргентина

3,8

11,76

17

Pos Indonesia

Индонезия

3,9

-4,88

18

SP Mexicano

Мексика

3

11,1

19

South African

ЮАР

3,1

-8,82

Источник: Delivering the Future: How the G20's Postal Services meet the challenges of the 21st century//Oxford Strategic Consulting

Рэнкинг почтовых провайдеров стран G20

Место

Провайдер

Страна

Число клиентов на почтовое отделение

Кол-во писем на одного сотрудника

Кол-во посылок на одного сотрудника отдела доставки

Эффективность почтовой службы в 2010 г.

1

USPS

США

8409

268894

2633

6,4

2

Japan Post

Япония

5213

103149

7975

6,8

3

Australia Post

Австралия

5573

166776

6633

6,3

4

Korea Post

Южная Корея

4065

41082

8919

6,3

5

Deutsche Post

Германия

6085

47670

4476

6,4

6

Royal Mail

Великобритания

5146

121418

845

5,7

7

La Poste

Франция

3638

67868

1184

6,6

8

Canada Post

Канада

1516

33420

1184

6,4

9

Correios Brazil

Бразилия

10278

72364

526

5,9

10

Russia Post

Россия

3484

4295

377

4,7

11

Poste Italiane

Италия

4227

41263

162

4,2

12

PTT

Турция

20375

37384

230

5,4

13

Correo Argentina

Аргентина

8910

37782

611

3,8

14

SP Mexicano

Мексика

13627

117707

45

3

15

India Post

Индия

7651

15956

438

5,2

16

Pos Indonesia

Индонезия

11836

18679

2747

3,9

17

South African PO

ЮАР

19871

33420

1184

3,1

18

Saudi Post

Саудовская Аравия

39275

38196

46

4,9

19

China Post

КНР

24828

8810

503

5,6

Источник: Delivering the Future: How the G20’s Postal Services meet the challenges of the 21st century//Oxford Strategic Consulting

Еще по теме