Будущее с доставкой на дом
Развитие и распространение электронных каналов и форм коммуникации, электронной торговли, систем электронных платежей, широкополосного Интернета в целом, несомненно, приводит к вопросу: а выживет ли при подобном развитии событий старая добрая и привычная почта, не грядет ли конец традиционным почтовым империям?
Пытаясь найти ответ на этот вопрос, консалтинговая компания Oxford Strategic Consulting подготовила обширное исследование состояния, деятельности и перспектив национальных универсальных провайдеров почтовых услуг стран G20*. Выводы, сделанные на основе данных по этим странам, заслуживают доверия, поскольку именно на эти государства приходится около 90% глобального ВВП, 80% оборота мировой торговли и две трети населения планеты.
К своим выводам аналитики Oxford Strategic Consulting пришли, взяв на вооружение не только и не столько традиционные показатели деятельности почтовых служб, а предложив и приняв за основу иные критерии оценки структурной эффективности почтовиков 20 богатейших экономик мира с учетом следующих факторов. Во-первых, обеспечение доступа к жизненно важным сервисам. По существу, речь идет о том, до какой степени почтовый провайдер позволяет потребителям проявлять гражданскую и экономическую активность. Во-вторых, в зачет шла эффективность использования человеческого ресурса. В-третьих, отношение общества к своей почте - позитивное или негативное, исходя, конечно, из эффективности оказываемых услуг. Такой подход дает возможность не абсолютизировать, например, имеющее место в некоторых случаях уменьшение объемов почтовых отправлений, сокращение финансирования почтовиков и штатов почтовых служащих и даже в какой-то мере выводить подобного рода параметры за скобки, чтобы ярче было видно главное.
В результате в подготовленном Oxford Strategic Consulting рэнкинге почтовиков стран G20 на первом месте стоит почтовая служба США, несмотря на то, что ей не хватает денег, она никак не научится обеспечивать собственное финансирование и не может выйти в другие, непочтовые сегменты рынка, а также на долговое бремя и стремительное наступление электронных коммуникаций. United States Postal Service вышла в фавориты, поскольку в высшей степени эффективна в решении своей главной задачи - именно доставке почты: объем доставляемых писем в США в расчете на одного штатного сотрудника вдвое выше, чем в других членах G20. А "Почта России" отнесена аналитиками Oxford к лидерам среди стран БРИК (Бразилия, РФ, Индия, Китай, в самое последнее время к этой группе стали относить и Южно-Африканскую Республику. - Прим. "Ко") по скорости позитивных перемен, внедрения улучшений, особенно в том, что касается доставки посылок.
Скорость и масштаб улучшения работы "Почты России" при этом таковы, что, по оценке директора Oxford Strategic Consulting профессора Уильяма Скотт-Джексона, занимающегося также исследованиями в Университете Оксфорда, "американская почта, возможно, и утратит свои позиции лучшего почтового оператора в мире. Почтовики Бразилии и России уже обходят почтовые службы некоторых европейских стран, и мы ждем сохранения этого тренда на фоне сокращений инвестиций в почту со стороны властей западных государств".
Вообще, как можно видеть из данных Oxford Strategic Consulting, "Почта России" с 2007 г. неуклонно улучшает показатели своей работы, причем делает это стремительнее почтовых служб всех развитых стран мира.
Цифровая экспансия
В целом авторы Delivering the Future: How the G20's Postal Services Meet the Challenges of the 21st Century констатируют, что немало слышно разговоров о закате традиционной почты, и разговоры эти не беспочвенны. Конкуренция со стороны цифровых технологий и в самом деле необычайно остра и становится все острее, а растущие цены на топливо - фактор повышения и стоимости доставки почтовых отправлений. Однако на самом деле на данный момент именно почта сохраняет за собой ключевую роль в качестве ядра системы коммуникаций во всех странах. Более того, на многих развивающихся рынках почта - единственный реальный канал отправления и получения товаров, электронной торговли, идет ли речь о сделках между отдельными людьми или о покупках у электронных ритейлеров.
Недаром в 2007-2010 гг., которые были, как известно, очень трудными для глобальной экономики в целом, к значительному сокращению почтовой инфраструктуры прибег только один член G20 - Великобритания. В большинстве же других стран - членов G20 почтовая инфраструктура оставалась на более или менее одном уровне, а в Бразилии национальный поставщик почтовых услуг даже расширился на 55%, правда, за счет развития франшизы. "Почта России" - так исторически сложилось - имеет достаточно обширную структуру, адекватную территории страны, и за счет этого в принципе способна обеспечивать потребителям достаточно легкий доступ к важнейшим сервисам. В качестве примера таких сервисов в исследовании Oxford Strategic Consulting приводится возможность возврата товаров, приобретенных через Интернет. По данным некоторых исследований, подобные возвраты могут составлять до 10% покупок, так что для потребителей важно иметь возможность без труда вернуть не подошедший им товар.
Не приходится отрицать, что в повседневной жизни предпочтительным каналом удаленных коммуникаций как в бизнесе, так и в межличностном общении является электронная почта. И странно было бы не понимать, что и настоящее, и будущее почтовых услуг необходимо рассматривать в увязке с нарастающим доминированием цифровых каналов коммуникации, когда широкополосный доступ в Интернет приобретает характер все более универсальный, напрямую соединяя и офисы, и домохозяйства. При этом почтовикам приходится конкурировать с финансируемыми частными инвесторами интернет-компаниями, которым не нужен значительный штат сотрудников.
Первым практически повсеместно ощущаемым эффектом цифровой экспансии стало сокращение объемов почтовых отправлений - по мере роста объемов электронной переписки. Отчасти это сокращение удалось сгладить за счет увеличения в некоторых случаях масштабов прямых маркетинговых рассылок и доставок товаров, приобретенных по каналам электронной торговли. И все же, по данным исследования, проведенного BCG в 2010 г., к 2020 г. надо ждать, что, скажем, в США произойдет спад во всех почтовых сегментах, и повторение этого тренда прогнозируется и для развивающихся рынков.
Но пока это не значит, что на традиционной почте пора ставить крест. Более того, в некоторых случаях потребители отдают предпочтение именно ей. Примером может служить, скажем, доставка юридических документов - именно их бумажный, физически осязаемый вариант по-прежнему составляет фундамент функционирования юридического сектора и бизнеса в большинстве стран. Понятно, однако, что в перспективе и юридические документы "мигрируют" в цифровые способы передачи информации, повторяя тренд, который мы уже в полную силу видим в области личного общения. Но это дело перспективы.
Именно почтовые отделения ныне зачастую играют роль эффективного связующего звена между властями и гражданами, например, когда речь идет о сборе налоговых платежей, о получении пенсий, об осуществлении избирательного права путем голосования. "Почта России", в частности, выполняет и такую значимую функцию, как обеспечение электронных переводов денежных средств работающими в России мигрантами. Таким образом, почтовая сеть фактически представляет собой несущий элемент государственной системы коммуникации и торговой инфраструктуры.
Развивающиеся рынки
Особенно велика роль почтовых провайдеров на развивающихся рынках, где почтовикам необходимо прилагать усилия к тому, чтобы внести свой вклад в рост экономики. Например, преодолению отставания от развитых стран в области цифровых технологий почтовики могут способствовать, развивая собственные электронные порталы и услуги, а модернизации инфраструктуры - обновляя и расширяя собственную инфраструктуру. Именно почта может облегчить выход на новые рынки и процессы региональной интеграции. Не говоря уже о том, что, развиваясь, расширяясь, почтовые операторы могут создавать новые рабочие места, тем самым внося вклад в борьбу с бедностью.
Собственно, все это и многое другое - все способы и возможности диверсификации источников генерирования доходов - более чем соответствуют и интересам самих почтовиков в условиях падения оборотов. Так, China Post и India Post уже сейчас получают половину своих доходов от оказания финансовых услуг.
Что касается "Почты России", то в исследовании особо подчеркивается, что ее характерная черта - повышение пока не очень высокой эффективности использования человеческого ресурса. (Кстати, сравнительно малые показатели эффективности аналитики из Oxford Strategic Consulting относят на счет коммунистического прошлого страны.) Так, за период с 2007 г. по 2009 г. число посылок, обрабатывающихся одним сотрудником "Почты России", увеличилось на 11,3%, а писем - на 2,76%. Столь же стойкое и значительное улучшение зафиксировано у "Почты России" и по такому показателю, как эффективность сервиса: +9,3% с 2008-го по 2010 г.
Рэнкинг почтовых провайдеров стран G20 по эффективности почтового сервиса |
||||
Место |
Провайдер |
Cтрана |
Эффективность почтового сервиса (показатель ВЭФ, 2010) |
Изменение в % (2008-2010) |
1 |
Japan Post |
Япония |
6,8 |
0 |
2 |
La Poste |
Франция |
6,6 |
6,45 |
3 |
Canada Post |
Канада |
6,4 |
3,23 |
4 |
Korea Post |
Южная Корея |
6,3 |
6,78 |
5 |
USPS |
США |
6,4 |
-1,54 |
6 |
Deutsche Post |
Германия |
6,4 |
-3,03 |
7 |
Australia Post |
Австралия |
6,3 |
-1,56 |
8 |
Correios Brazil |
Бразилия |
5,9 |
9,26 |
9 |
China Post |
КНР |
5,6 |
12 |
10 |
PTT |
Турция |
5,4 |
22,73 |
11 |
Royal Mail |
Великобритания |
5,7 |
0 |
12 |
India Post |
Индия |
5,2 |
6,12 |
13 |
Saudi Post |
Саудовская Аравия |
4,9 |
2,08 |
14 |
Russia Post |
Россия |
4,7 |
9,3 |
15 |
Poste Italiane |
Италия |
4,2 |
-16 |
16 |
Correo Argentina |
Аргентина |
3,8 |
11,76 |
17 |
Pos Indonesia |
Индонезия |
3,9 |
-4,88 |
18 |
SP Mexicano |
Мексика |
3 |
11,1 |
19 |
South African |
ЮАР |
3,1 |
-8,82 |
Источник: Delivering the Future: How the G20's Postal Services meet the challenges of the 21st century//Oxford Strategic Consulting |
Рэнкинг почтовых провайдеров стран G20 |
||||||
Место |
Провайдер |
Страна |
Число клиентов на почтовое отделение |
Кол-во писем на одного сотрудника |
Кол-во посылок на одного сотрудника отдела доставки |
Эффективность почтовой службы в 2010 г. |
1 |
USPS |
США |
8409 |
268894 |
2633 |
6,4 |
2 |
Japan Post |
Япония |
5213 |
103149 |
7975 |
6,8 |
3 |
Australia Post |
Австралия |
5573 |
166776 |
6633 |
6,3 |
4 |
Korea Post |
Южная Корея |
4065 |
41082 |
8919 |
6,3 |
5 |
Deutsche Post |
Германия |
6085 |
47670 |
4476 |
6,4 |
6 |
Royal Mail |
Великобритания |
5146 |
121418 |
845 |
5,7 |
7 |
La Poste |
Франция |
3638 |
67868 |
1184 |
6,6 |
8 |
Canada Post |
Канада |
1516 |
33420 |
1184 |
6,4 |
9 |
Correios Brazil |
Бразилия |
10278 |
72364 |
526 |
5,9 |
10 |
Russia Post |
Россия |
3484 |
4295 |
377 |
4,7 |
11 |
Poste Italiane |
Италия |
4227 |
41263 |
162 |
4,2 |
12 |
PTT |
Турция |
20375 |
37384 |
230 |
5,4 |
13 |
Correo Argentina |
Аргентина |
8910 |
37782 |
611 |
3,8 |
14 |
SP Mexicano |
Мексика |
13627 |
117707 |
45 |
3 |
15 |
India Post |
Индия |
7651 |
15956 |
438 |
5,2 |
16 |
Pos Indonesia |
Индонезия |
11836 |
18679 |
2747 |
3,9 |
17 |
South African PO |
ЮАР |
19871 |
33420 |
1184 |
3,1 |
18 |
Saudi Post |
Саудовская Аравия |
39275 |
38196 |
46 |
4,9 |
19 |
China Post |
КНР |
24828 |
8810 |
503 |
5,6 |
Источник: Delivering the Future: How the G20’s Postal Services meet the challenges of the 21st century//Oxford Strategic Consulting |