Top.Mail.Ru
архив

Будущее в кармане

Как показала прошедшая в мае в Лос-Анджелесе выставка E3 (Electronic Entertainment Expo), в ближайшее время рынок мобильных электронных развлечений ждут серьезные перемены. Главные причины – не cлишком впечатляющий старт мобильной консоли N-Gage от Nokia и намерение Sony побороться за часть этого рынка.

 

С 1989 года, когда Nintendo выпустила тяжелый «кирпич» с монохромным экраном и логотипом GameBoy, и до последних лет у нее практически не было конкурентов: все начинания компаний-соперниц неизменно заканчивались финансовыми катастрофами. За последние 14 лет GameBoy стала цветной, обзавелась встроенной подсветкой экрана и разъемом для подключения трех других аналогичных приставок и превратилась из детской игрушки в «мужской аксессуар». Только в прошлом году было продано 15,6 млн экземпляров (в разных странах мира приставка стоит по-разному: в США, например, $100). В этом финансовом году Nintendo планирует продать уже 20 млн GameBoy.

«Монстры» входят в игру

Тем временем успел наступить и пойти на убыль бум мобильной связи – как известно, в 2002 году впервые в мире упали продажи «трубок». Компания Nokia, озабоченная поисками новых потребительских групп, 5 февраля 2003 года объявила о своем намерении выпускать портативную игровую консоль N-Gage. Приставка поступит в продажу осенью 2003-го и позволит своим владельцам играть в многопользовательские игры с помощью GPRS-протокола, то есть без проводов (владельцы GameBoy такой возможности лишены).

Немногие сомневающиеся в потенциале рынка мобильных развлечений умолкли после пресс-конференции, проведенной Sony на Е3. Разрабатываемая компанией карманная консоль носит кодовое название PlayStation Pocket и обладает такими конкурентными преимуществами, как LCD-экран 480х272 пикселя, оптический диск емкостью 1,8 Гб и уникальные возможности по отображению трехмерной графики – проще говоря, устройство на голову выше того, что готовится предложить Nokia и на две головы выше продукта Nintendo. Кен Кутараги, президент и CEO Sony Computer Entertainment, был лаконичен: «Перед вами walkman XXI века» (walkman – это первый в мире кассетный портативный плейер, изобретенный и выпущенный Sony. – Прим. «Ко»).

Впрочем, N-Gage на бумаге и на словах представителей Nokia тоже выглядела последним словом техники, однако пресса, получившая на Е3 возможность испробовать в действии работающие прототипы, осталась разочарованной: экран финской игрушки размерами и яркостью уступал экрану GameBoy, представленные же компанией игры (в том числе и N-Gage-версия культовой Tomb Raider) выглядели откровенно слабо. Как сказал в неофициальной беседе представитель одного из крупнейших игровых издательств, «пока это выглядит как телефон с продвинутыми встроенными играми, а не как полноценная карманная консоль». Шансы, что до осени Nokia удастся что-то радикально поменять в N-Gage, очень невелики.

Есть и еще один спорный момент – розничная цена. Если GameBoy Advance SP продается в розницу примерно за $100, то продукт Nokia можно будет приобрести за $300, а это уже совершенно другой сегмент рынка. Цена изделия Sony пока не анонсирована, но если она будет превышать цену GameBoy Advance более чем в два раза, Nintendo «сможет спать спокойно» – покупать карманную забаву по цене приличного домашнего DVD-проигрывателя решатся далеко не многие. Под вопросом пока и розничная цена картриджей с играми, которые у консолей Sony и Nokia будут неизбежно дороже носителей GameBoy Advance ($35) – хотя бы в силу своей технологичности и по этой причине дороговизны в производстве.

 

Старшие братья

 

Важность выбора грамотной ценовой политики на старте новой игровой консоли лучше всего демонстрирует пример «старших братьев» – видеоигровых приставок последнего поколения от Sony, Nintendo и Microsoft, стартовавших в разное время с ценниками в $299, $199 и $299 соответственно и продающихся сейчас в рознице за $199, $149 и $199 соответственно. Специфика видеоигровой экономики в том, что сама приставка – «железо» для воспроизведения игр – обходится своему производителю очень дорого: фактически покупку каждой приставки производитель на 30 – 50% субсидирует из своего кармана. Эти деньги возвращаются в виде обязательных отчислений от продажи игр, на которых и выстраивается прибыль. Кстати сказать, именно поэтому ни Nintendo GameCube, ни Sony Playstation 2 так и не получили пока большого распространения в России, а Microsoft Xbox и вовсе до недавнего времени поступала в страну исключительно по «серым» каналам. Причина – в повальном российском пиратстве. Продажи легальных игр в России пока просто не могут покрыть расходы на производство приставок и обеспечить сколько-нибудь заметную прибыль.

Во всем остальном мире ситуация прямо противоположная: при общей стагнации экономики мировой рынок видеоигр в 2002 году, по данным агентства DFC Intelligence, вырос более чем на 20%, сейчас его объем составляет $20,7 млрд. Однако продажи игровых приставок цикличны, и их производителям приходится постоянно подстегивать спрос. Главным маркетинговым инструментом остается регулярное (примерно раз в полгода) снижение цен на консоли, хотя Sony, чья приставка уже много лет остается абсолютным лидером продаж, с 2001 года от такого шага воздерживалась.

Одной из основных интриг выставки Е3 2003 года стало намерение Sony все-таки снизить розничную цену PlayStation 2 (PS2) – на пресс-конференции, посвященной этому событию, царил форменный ажиотаж. Компания объявила о следующем решении: базовая версия приставки дешевеет на $20 (вместо всеми ожидаемых $50), но уже осенью ей на смену придет обновленная версия PS2 со встроенным модемом, которая будет стоить по-прежнему $199. В тот же день решение о снижении цены Xbox на те же $20 приняла и Microsoft.

 

Скандал в игровом семействе

 

Бобби Котик, CEO Activision (компания является одним из главных мировых издателей игр), дал агентству Reuters интервью, в котором крайне резко отозвался об инициативе Sony: «Решение Sony напрямую скажется на продаже игр, а следовательно, на наших прибылях. Они должны были снизить цену приставки не на $20, а на $50, а то и на $70!» Котик отметил еще, что запуск слегка модифицированной PS2 по цене $199 – «первый в истории случай, когда производитель не снижает, а повышает цену на приставку четырехлетней давности» (продажи PS2 начались в Японии в 1999 году).

На следующий день публичное недовольство выразил Джефф Лапин, CEO другого издателя игр – компании Take Two. «Все издатели ждали более радикального снижения цены, но Sony предпочла сконцентрироваться только на росте собственных прибылей», – сказал Лапин CNN. Разумеется, Sony нельзя винить в таком желании, но видеоигровая индустрия основана на симбиозе. Издатели игр и производители «железа» обладают мощными рычагами давления друг на друга – в частности, Take Two может пересмотреть политику своей приверженности PS2 и выпустить следующую серию своего бестселлера Grand Theft Auto для одной из конкурирующих консолей.

Кроме того, для успешного запуска портативной Play Station Pocket компании Sony необходимо будет получить поддержку большинства (если не всех) крупных издателей, что в свете последних событий может оказаться не так просто.

Ясно одно: таким, каков он есть сейчас, рынок электронных игр далее оставаться не может. В любом случае в 2003 – 2004 годах ландшафт индустрии ожидают серьезные перемены.

Еще по теме