Top.Mail.Ru
архив

Буровая на Тверской, 13

Столичная нефтяная собственность продолжает гулять по рукам. После продолжительных подковерных баталий Московская нефтяная компания, принадлежащая известному предпринимателю Шалве Чигиринскому, взяла под контроль Центральную топливную компанию, где сосредоточены все нефтяные активы столичного правительства. Противник этой сделки – бывший глава ЦТК Юрий Шафраник ушел в отставку. «Акции ЦТК становятся своего рода лакмусовой бумагой, – мрачно прокомментировал это решение руководитель крупной нефтетрейдинговой структуры. – По тому, что с ними произойдет, можно судить, кто в Москве хозяин – Юрий Лужков или Роман Абрамович».

 

Прощание с Шафраником

Несколько лет столичное правительство заигрывало с «ЛУКойлом» и «Татнефтью», обещая обеим нефтеизбыточным компаниям включить их в состав акционеров городской Центральной топливной компании. Теперь стало ясно, что планы «ЛУКойла» и «Татнефти» уже не осуществятся. Просто потому, что в ближайшее время Центральная топливная компания окончательно прекратит самостоятельное существование, растворившись в недрах Московской нефтяной компании. А в МНК московские власти уже имеют частных партнеров. Это авторитетный столичный предприниматель Шалва Чигиринский и его группа компаний во главе с Sibir Energy. В свою очередь, у Чигиринского тоже есть партнеры из числа российского нефтяного «крупняка». Но это не «ЛУКойл», а «Сибнефть».

На прошлой неделе мэрия сделала еще один шаг навстречу Чигиринскому, назначив его президентом ЦТК. Раньше такой должности в ЦТК не было, а руководил всем коллегиальный орган – правление во главе с лоббировавшим интересы «ЛУКойла» Юрием Шафраником. Но 23 января собрание акционеров ЦТК (читай: московский департамент государственного и муниципального имущества) утвердило новую редакцию устава ЦТК, в котором правления больше не существует, а есть должность президента. Президентом избрали Чигиринского. Шафраник со своей командой покинул как ЦТК, так и МНК, в которой числился первым вице-президентом. Поскольку Шафраник был главным оппонентом слияния МНК и ЦТК, с его уходом уже не осталось никаких серьезных препятствий к переходу московской нефтяной собственности под контроль менеджмента Шалвы Чигиринского.

 

Дорогая матрешка

История короткой жизни ЦТК примерно такова. Компания, объединяющая принадлежащие московскому правительству контрольные пакеты акций (по 38% голосующих) Московского НПЗ и «Моснефтепродукта», появилась в 1997 году. У начинающих столичных нефтяников не было (и до сих пор нет) самого главного – нефти. Юрий Лужков явно не хотел следовать примеру нижегородских властей, которые пролоббировали создание аналогичной «недоделанной» компании «НОРСИ-Ойл». Всем известно, что нижегородские переработчики давно уже сидят на голодном пайке. Московская мэрия начала искать партнеров среди владельцев избыточной нефти и дружила с «ЛУКойлом» и «Татнефтью». Даже собиралась им по 13% акций ЦТК передать в обмен на ряд нефтяных месторождений. Но в начале 1999 года Юрий Лужков изменил свои планы. В столице появилась еще и Московская нефтяная компания, которая контролируется одним из крупнейших столичных девелоперов Шалвой Чигиринским (строительным бизнесом он занимается через «СТ-Групп»). Чигиринский, видимо, решил диверсифицировать бизнес и вложил доходы от недвижимости в компании «Эвихон» и «Югранефть», которые владели лицензиями на разработку месторождений в Ханты-Мансийском АО. Обе эти компании Чигиринский контролирует через британскую фирму Sibir Energy.

Через некоторое время Юрий Лужков распорядился передать все 100% акций ЦТК во вновь образованную МНК. После чего структура собственности московской нефтепереработки стала напоминать матрешку, внутри которой – дорогостоящие мощности МНПЗ, накрытые сначала ЦТК, а затем еще и МНК (с «невнятными» ООО «Бастон торг», «Марион» и «Остконтракт в составе учредителей). За акции ЦТК мэрия хотела получить 25% от уставного капитала МНК.

В мае прошлого года собрание акционеров МНК переиграло свой состав. Новыми учредителями стали все те же компании Чигиринского – «Югранефть», «Эвихон», «Ока-Ойл» и Sibir Energy. Но московская прокуратура обратилась в городской арбитражный суд с иском о признании недействительными действий московского правительства по внесению 100% акций ЦТК в уставный капитал МНК. Прокуратура считала, что городское имущество надо было отдавать в собственность частной компании не через постановление мэра Москвы, а посредством включения акций ЦТК в перечень собственности, подлежащей приватизации. Суд еще ничего не успел постановить, как акции Центральной топливной уже вернулись к московскому правительству. В середине января Московская нефтяная компания вернула правительству Москвы все 100% акций Центральной топливной компании. Некоторые СМИ тут же усмотрели в происходящем закулисные интриги. Поначалу высказывалась версия, что московское правительство решило отобрать у Чигиринского акции ЦТК, чтобы наказать бизнесмена за сотрудничество с «Сибнефтью». Напомним, что в конце прошлого года «Сибнефть» и «Югранефть» создали СП по совместному освоению двух месторождений в Ханты-Мансийском АО. Якобы теперь московское правительство подумывает вернуться к сотрудничеству с «ЛУКойлом» и «Татнефтью». Однако вскоре стало ясно, что возврат акций не более чем техническая мера со стороны московского правительства и МНК. По словам вице-президента МНК Евгения Савостьянова (по общему мнению, этот топ-менеджер представляет в нефтяной компании интересы мэрии и непосредственно Юрия Лужкова), очередное воссоединение МНК и ЦТК произойдет в ближайшее время. Только уже не в скрытой форме поглощения московской собственности компанией Чигиринского (75% уставного капитала у МНК, 25% – у ЦТК), а на паритетных началах – 50 на 50. 16 января уже вышло распоряжение Юрия Лужкова о приобретении 25% акций МНК. Предполагается, что акции будут приобретаться не через дополнительную эмиссию уставного капитала МНК, а через выкуп доли у одного из нынешних акционеров – компании «Бастон торг».

Но, по словам Савостьянова, дополнительная эмиссия все равно состоится. После того как независимый аудитор завершит оценку стоимости активов ЦТК и МНК, капитал будет увеличен. Потому что сейчас он составляет всего 84 тыс. руб. Но еще до этого состоится серия собраний акционеров по утверждению результата деятельности оценщика и заключения консалтинговой фирмы.

 

И снова Роман

Любопытно, что состав учредителей со стороны группы компании Чигиринского может варьироваться. «У каждой компании есть партнеры: у «Эвихона» – Shell, у «Югранефти» – «Сибнефть». Выбор оптимальной схемы слияния будет зависеть от независимого консультанта. Как скажут, так и сделаем. Это вопрос математического моделирования», – говорит Савостьянов. Добавим, что теперь почти все лицензии на разработку нефтяных месторождений «Югранефть» и «Эвихон» передали совместным с партнерами предприятиям – «Салым Петролеум Девелопмент» (СП с Shell) и СП с «Сибнефтью». Так что с большой долей вероятности можно предположить, что Shell или «Сибнефть» косвенно попадут в состав акционеров МНК. Многие уверены, что в ближайшее время может возникнуть союз Юрия Лужкова и Романа Абрамовича. По крайней мере политически такому союзу сейчас ничто не препятствует. Влиятельность Абрамовича в Кремле может еще и помочь московскому мэру. В пользу этой версии свидетельствует и явное благоволение мэра к партнеру Абрамовича – Олегу Дерипаске, который активно внедряет автосборочные производства на московском рынке. Однако с экономической точки зрения союз Лужкова и Абрамовича выглядит уже не столь вероятным. Сейчас у «Сибнефти» просто нет лишнего сырья для московского рынка. Президент «Сибнефти» Евгений Швидлер недавно заявил, что нефть, добытую на месторождениях «Югранефти», компания будет поставлять не акционерам, а туда, куда экономически выгоднее. Разумеется, выгоднее поставлять сырье на свой же Омский НПЗ, потому что он расположен гораздо ближе к месту нефтедобычи. В пресс-службе «Сибнефти» «Ко» сообщили, что предложения через СП войти в состав акционеров МНК в компании не получали. К тому же перед «Сибнефтью» не стоит оперативная задача усиления на московском рынке, хотя компания к нему и присматривается.

В «ЛУКойле» тоже не стали давать оценку происходящему переделу собственности в ЦТК и МНК. В принципе публичная защита своих интересов на московском рынке компании Вагита Алекперова ничего не даст. Тот факт, что у «ЛУКойла» на руках блокирующий пакет акций МНПЗ (36% акций плюс 9% – у «Татнефти»), никак не отразится на планах реорганизации головной компании. Мнение «дочек» – а уж тем более их миноритарных акционеров – в московском правительстве никто учитывать не собирается. Впрочем, Евгений Савостьянов заверил «Ко», что у «ЛУКойла» есть шансы стать акционером уже после переоформления слияния МНК и ЦТК.

Один из экспертов нефтяного рынка считает, что на этом этапе верх не возьмет никто – ни «ЛУКойл», ни «Сибнефть»: «Сейчас мы наблюдаем уже третий этап попытки передела на московском рынке. Сначала в столице пытался утвердиться «Сургутнефтегаз», затем – «ЛУКойл», а вот теперь – «Сибнефть». Но это далеко не окончательный передел. Это похоже на отражение борьбы в окружении Лужкова. Сейчас одни говорят, что надо создавать вертикально интегрированную компанию, а другие хотят оставить все как есть, в том числе и прежних поставщиков нефти. Если произойдет усиление Абрамовича, ему будет сильно сопротивляться Юрий Шафраник. Сможет ли Роман выиграть борьбу? С одной стороны, московский рынок очень выгоден тем, что на нем можно «отбить» много «кэша». С другой стороны, Абрамович будет гнать всю нефть на экспорт и не сможет загрузить МНПЗ. Кроме того, при попытке серьезного передела на столичном нефтяном рынке может начаться большая стрельба. Потому что все АЗС кустами по 5 – 10 штук распределены между префектурами и другими чиновниками среднего ранга. Плюс кое-где имеют свой интерес бандиты. Никто все это просто так не отдаст».

Еще по теме