Быстрые снимки
Звезда советского баскетбола Сергей Тараканов занялся бизнесом на излете спортивной карьеры. Созданная им компания «Мета» владеет 80 кабинами моментального фото в московском метро и является безусловным лидером этого сегмента рынка. Фотоуслуги приносят Тараканову стабильный доход, однако есть у него еще один бизнес – «для души».
Баскетбольная карьера Сергея Тараканова была феерической. За 15 лет он семь раз становился чемпионом страны, трижды побеждал на чемпионатах Европы, в 1982 году стал чемпионом мира, а в 1988-м – Олимпийских игр. Начинал Тараканов нападающим в ленинградском «Спартаке», заканчивал карьеру – в ЦСКА. В сборную СССР Тараканов попал в 1979-м, когда ему был всего 21 год, а с 1986 года был ее капитаном.
Последние свои матчи Тараканов сыграл в зарубежных клубах. В августе 1990 года он уехал играть за немецкий «Штутгарт», но на шестой день порвал на тренировке связки, так что доигрывать тот сезон пришлось с травмой. В следующем году Тараканов переехал в Бельгию, где стал форвардом клуба высшей лиги «Сан-Луи», но и здесь его настигли травмы. А чуть позже, в 1992 году, бывший капитан советской сборной всерьез решил заняться бизнесом. «Мне было интересно попробовать себя в качестве легионера в западном клубе, но после полученных травм особого выбора у меня не осталось», - говорит баскетболист. Он мог еще пару лет поиграть не в лучших клубах Франции или Израиля, но уже отчетливо понимал, что больших денег на спорте не заработать. К тому же к Тараканову все чаще стали обращаться российские знакомые, которые просили найти в Бельгии какой-нибудь товар для продажи на родине.
«В тот день я решал, ехать ли мне в Израиль, - вспоминает Тараканов. - Налил себе стакан отвратительной греческой анисовой водки – единственное, что нашлось дома, – выпил, позвонил своему агенту и сказал, что никуда не поеду». Следующие два с половиной года бывший спортсмен вместе с тремя московскими компаньонами занимался поставками продуктов питания из Бельгии. В начале 1995 года партнеры разошлись во взглядах на развитие бизнеса, и Тараканову пришлось снова выбирать, чем заняться. Сначала он подумывал о продолжении торгового бизнеса, для чего зарегистрировал новую компанию «Мета», но судьба распорядилась иначе.
Подземка
Идея установить фотоавтоматы в метро родилась в спорах между Сергеем Таракановым, его другом Михаилом Кричевским, который к тому времени владел десятью аптечными киосками в московском метрополитене, и знакомым Кричевского Эдуардом Донцисом.
В августе 1995 года бизнесмены скинулись по $50 000 и приобрели во Франции у компании Soft сразу десять кабинок. Оборудование было сделано специально для России с ее бешеной инфляцией и работало не от монет, как во всем мире, а обслуживалось оператором. Кроме того, партнеры остановили свой выбор на цифровой фотографии, и не ошиблись: возможностей у «цифры» оказалось больше, чем у традиционной фотографии, а главное, это решало проблему утилизации отходов, – их просто не было, что для работы в замкнутом пространстве метрополитена имело огромное значение.
Первые десять фотокабин фирма Тараканова установила за одну ноябрьскую ночь в 1995 году – на привокзальных станциях кольцевой линии метро. Проект практически не потребовал маркетинговых затрат – поначалу сотрудники фирмы раздавали листовки, но главной рекламой, по словам Тараканова, стало само метро.
Проекту «Меты» было легко обратить на себя внимание, поскольку стартовал он в фактически пустой нише. К тому времени во всей Москве было разве что два автомата – в подземном переходе станции метро «Арбатская» и на Киевском вокзале. К августу 1998 года компания Тараканова установила 80 фотоавтоматов. Похожие аппараты стали появляться и у конкурентов - в торговых центрах и других людных местах, – но по количеству точек «Мета» сохранила за собой лидерство.
Фото на паспорт
Недавно на рынке фотоуслуг начался легкий ажиотаж – шутка ли, миллионам россиян нужно менять паспорта. По оценкам Вадима Лунчева, директора по маркетингу российского представительства компании Polaroid, на паспортные фотографии сейчас приходится 60% оборота частных студий и ателье.
К тому же за последнее время увеличилось и число желающих заняться фотобизнесом. «Цифровое оборудование для мини-студии Polaroid стоит около $2000, Mitsubishi предлагает мини-студии за $2500, а Sony - за $2900», - говорит Лунчев. Такие аппараты можно окупить за три – шесть месяцев, в то время как сеть фотоавтоматов «Меты» (каждый из которых стоит примерно $12 000) стала приносить прибыль лишь через три года. Другое дело, что оператор, обслуживающий более дешевые студии,должен обладать определенными навыками фотографа. Да и саму кабину нужно заказывать отдельно, на что потребуются дополнительные деньги.
Если сравнивать компанию Тараканова с традиционными студиями, то основное преимущество «Меты» - скорость печати. Сделать фото за 1 минуту в автомате стоит 140 руб. Расценки у владельцев отдельных фотоавтоматов, стоящих в метро или в торговых центрах, примерно на том же уровне. А частные фотоателье или фотолаборатории предлагают срочное фото в среднем за 100-120 руб. В случае, когда заказ выполняется более суток, клиент платит вдвое меньше.
Однако возможности «Меты» и других студий моментальной фотографии ограничены. Например, участвовать в паспортизации населения они не могут, так как не сертифицированы для этого Министерством внутренних дел.
Так что хоть рынок и растет, оборот «Меты» (по нашим оценкам, он составляет около $1,2 млн - 1,3 млн в год) практически не меняется с 1998 года. Тараканов предпринимал несколько попыток расширить спектр оказываемых услуг. Например, осенью 1999-го совместно с компанией «Риан-фото», эксклюзивным дистрибутором фотопленки Agfa, он открыл в 60 московских аптеках секции, торгующие фототоварами. Однако идея оказалась неэффективной, и партнеры проект свернули. Также «не пошла» торговля фототоварами непосредственно у кабинок в метро.
Возвращение в спорт
Занимаясь фотобизнесом, Тараканов вплоть до 1999 года продолжал играть в баскетбол во второй бельгийской лиге. «Слишком долго я играл в баскетбол, чтобы бросить его раз и навсегда, - говорит он. - К тому же мой уровень позволял мне играть без тренировок».
И вот как-то в марте 1999-го после чемпионата Европы во Франции Тараканов разговорился с братьями Пашутиными, игравшими тогда в саратовском «Автодоре». «Оказалось, что у ребят даже контрактов не было, - рассказывает предприниматель, - за них было просто обидно». Тогда бизнесмен решил помочь российским игрокам сменить клуб. Через год с помощью Тараканова Евгений Пашутин уехал играть в Израиль, а Захар отправился в Турцию. После этого к Тараканову стали обращаться и другие баскетболисты.
В 2000 году Тараканов окончательно переехал из Бельгии в Москву и, открыв спортивное агентство, начал заниматься подбором игроков для различных баскетбольных клубов. Сначала у него было восемь клиентов, но уже к 2001 году их число выросло почти до тридцати. Среди них - капитан сборной России Евгений Пашутин, капитан «Урал-Грейта» Валентин Кубраков, капитан ЦСКА Игорь Куделин.
Сейчас Сергей Тараканов продолжает вести контракты со многими звездами российского баскетбола, одновременно управляя сетью фотокабин в метро. Спортивный бизнес, по словам предпринимателя, - «для души», а основные деньги приносит фотография.
В штате компании «Мета» работают 14 человек, еще 150 операторов обслуживают фотоавтоматы. За семь лет клиентами «Меты» стали более 2 млн россиян. Бизнесмен все так же ездит на фотовыставки и следит за новинками фоторынка. Его фирма уже меняла «начинку» некоторых фотокабин, но конкретных планов по расширению сети у Тараканова пока нет. Возможно, он упускает хорошую возможность для развития своего бизнеса. «В Европе одна фотостудия обслуживает в среднем 10 000 человек, - говорит Лунчев из Polaroid. - В Москве же этих студий только 450 – как минимум в два раза меньше, чем должно быть».
Тем временем на пятки «Мете» наступают молодые конкуренты. Два месяца назад в той же нише стартовала компания «Новоком XXI». Ее сеть «Минутка» уже насчитывает 11 салонов – в переходе метро «Пушкинская», магазинах «Седьмой континент» и т.д. По словам гендиректора «Новокома» Мецо Игитяна, в планах компании открыть до конца года 35 точек, а в 2003 году – еще 100, не считая франчайзинговых салонов в регионах. У «Минутки» есть серьезное конкурентное преимущество – возможность печатать фотографии на паспорт.