Top.Mail.Ru
архив

Элитность без излишков

Далеко не все российские девелоперы могут похвастать десятилетней историей своего бизнеса. Как правило, жизненный цикл компаний имеет четкое разделение на «докризисный» и «посткризисный» периоды. Начало и середина 1990-х – это бум офисного строительства, за которым последовали резкий спад и замораживание строящихся объектов. С 1999 года наступает время подъема в жилищном строительстве. В число немногих компаний, которым удается органично и быстро вписываться в меняющуюся конъюнктуру, входит и «Капитал Груп» – одна из крупнейших частных строительных компаний столицы. Об опыте выживания и о путях к успеху на рынке коммерческого жилья в интервью «Ко» рассказал Сергей Шмаков, генеральный директор компании «Капитал Груп».

 

«Ко»: Компания «Капитал Груп» долгое время была ведущим игроком на рынке офисной недвижимости. Однако в 1999 году вы начали активно заниматься жилищным строительством. Чем была вызвана смена приоритетов?

Сергей Шмаков: Логикой развития нашей компании. Западный холдинг «Капитал Груп» пришел на российский рынок в 1991 году. На первом этапе его бизнес был связан в основном с фондовой и инвестиционной деятельностью. Недвижимость уже тогда являлась привлекательной сферой капиталовложений, а в 1993 году она стала для «Капитал Груп» приоритетной. Этому способствовало и то обстоятельство, что российская законодательная база стала больше отвечать рыночным условиям.

Компания специализировалась на привлечении средств и их инвестировании в точечную застройку в центре Москвы. В течение нескольких лет мы построили более 100 000 кв. м офисных и торговых площадей. К 1997 году компания вошла в тройку ведущих офисных застройщиков в Москве.

Среди арендаторов построенных нами зданий такие известные компании, как IBM, Philip Morris, Monsanto, «Славнефть», Reemtsma, Skadden ARPS, «Сиданко», Seiko Epson Corporation и др.

«Ко»: Как вы прошли через кризис 1998 года?

С.Ш.: В тот период у многих компаний возникли трудности с финансированием строительства. В результате ряд застройщиков обанкротились и были вынуждены уйти с рынка. «Капитал Груп» оказалась одной из немногих компаний, продолживших и успешно завершивших все начатые в период кризиса проекты.

«Ко»: То есть переориентация с офисного строительства на возведение жилых домов была обусловлена не кризисом?

С.Ш.: Выход на этот рынок планировался и раньше. В 1996 году компания успешно реализовала свой первый жилищный проект: в Подмосковье был построен коттеджный поселок с большим спортивным комплексом. Одновременно шла работа над проектами более крупных жилых комплексов – таких, как «Соколиное гнездо», «Поселок художников», «Тимирязевский» и «Северные ворота».

Послекризисное изменение конъюнктуры поставило перед нами задачу по поиску собственной ниши. С одной стороны, было очевидно, что рынок панельного домостроения уже достаточно насыщен. С другой – было ясно, что требования, предъявляемые покупателями к жилью, несколько изменились. На первый план вышли такие характеристики, как удобство и практичность, а не престиж и роскошь. Сегодня покупатель ориентирован на поиск наиболее выгодного предложения. Так у нас возникла концепция «разумной элитности». Она подразумевает, что дом обладает полным комплектом, как сейчас принято говорить, «элитных» качеств, но все это без излишеств и за разумные деньги.Всего такого жилья мы построили более 300 000 кв. м. В течение этого года осваиваем 316 000 кв. м.

Для нас одним из самых важных принципов работы является современная технология строительства. Она позволяет строить здания любой архитектуры. Очень важно местоположение дома. Мы стараемся строить в центре или в престижных, любимых москвичами районах. Мы не считаем себя вправе навязывать им боулинг «по территориальному принципу». Что касается инфраструктуры, то мы исходим из принципа уважения к покупателю. Наши клиенты – состоявшиеся и состоятельные люди со сложившимся кругом общения. Поэтому не очень красиво увеличивать стоимость квадратного метра на восемьсот или даже на полторы тысячи долларов просто из-за того, что сейчас в моде те или иные «новшества». И хотя в «Соколином гнезде» и «Тимирязевском» проектом предусмотрены крупные торговые центры, наши покупатели могут быть уверены, что стоимость жилья не вырастет из-за этого ни на копейку.

«Ко»: Насколько опыт офисного застройщика применим при осуществлении жилищных проектов?

С.Ш.: Опыт, полученный в ходе реализации офисных проектов, позволил руководству компании осознать необходимость полного контроля над процессом строительства – от инвестирования и разработки проекта до эксплуатации возведенного здания. Наш холдинг построен таким образом, чтобы мог работать на покупателя, предлагая ему выгодный продукт, отличающийся оптимальным соотношением цены и качества.

Достаточно вспомнить первый же крупный жилой объект, построенный нами, – дом на ул. Климашкина. На стадии нулевого цикла квадратный метр стоил $850; ровно через год, на момент сдачи дома в эксплуатацию (май 2000 года), – $1400; сегодня, на вторичном рынке, – уже $1800 и выше. Мы следуем принципу плавного повышения цены и при продаже других объектов. Например, в «Соколином гнезде» и в «Поселке художников», строительство которого завершается, практически все квартиры проданы.

«Ко»: Ваша компания активно увеличивает количество строящихся объектов. Реализацией каких проектов вы намерены заниматься в ближайшее время?

С.Ш.: Одна из площадок находится в центре Москвы – на Шаболовке. Это жилой комплекс «Созвездие Капитал». Район Шаболовки сочетает в себе преимущества центра, района со сформировавшейся инфраструктурой, с обаянием тихой московской улицы. «Созвездие Капитал» будет состоять из пяти башен неправильной формы и разной этажности. А из окон будет открываться вид на Кремль, Москва-реку, Воробьевы горы.

Другой адрес в престижном Северном округе – Астрадамский проезд. Это жилой комплекс «Северные ворота». Традиционно север – один из самых экологически чистых районов столицы, поэтому жилье здесь пользуется неизменным спросом. «Северные ворота» отличаются динамичной и выразительной архитектурой, которую прекрасно дополняет находящийся рядом Тимирязевский парк.

При этом мы продолжаем работать и на рынке коммерческой недвижимости. В начале года были разработаны проекты трех новых офисных зданий класса «А», и сейчас компания приступила к их строительству. Два объекта будут находиться в районе станций метро «Маяковская» и «Белорусская», а третий бизнес-центр мы построим на Страстном бульваре. Площади в этих бизнес-центрах можно арендовать или купить уже сейчас.

Из последних наших предложений самое интересное, на мой взгляд, пентхаусы. Это роскошные двухуровневые апартаменты со свободной планировкой и высокими потолками (4 метра на первом уровне и 3,6 метра на втором). Особенность пентхаусов – панорамное остекление, когда окна занимают всю стену от пола до потолка. С 90-метровой высоты открывается потрясающий вид – в этом уже все убедились, потому что строительство «Соколиного гнезда» завершено, а «Поселок художников» находится на завершающей стадии. Нам удалось предложить уникальные для пентхаусов цены – от $1500 за 1 кв. м. Так что даже при создании самого престижного жилья мы остаемся верны принципу «разумной элитности»: строить современное качественное жилье и продавать его по «правильным» ценам.

Еще по теме