Top.Mail.Ru
архив

Бюджетный вариант

 

Падение российского автомобильного рынка, спровоцированное кризисом, вынудило чиновников признать отсталость отечественного автопрома и его менеджмента, а также развеяло эйфорию от легкости наживы на фоне галопирующего роста продаж у зарубежных производителей. В сложившейся ситуации каждый решил действовавать в свойственной ему манере. Первые, сохранив позицию пассивного участника, начали перекладывать убыточные активы на плечи опытных иностранцев и с верой в привлекательное инвестиционное будущее России подняли планку объемов производства до 300 000 – 350 000 авто в год в обмен на заманчивые таможенные льготы, ну а вторые учились работать на падающем рынке, становясь еще изощренее.

Обе стороны выиграли, но каждая по-своему. Чиновники добились обострения конкуренции среди иностранных компаний, а у автогигантов появились новые стимулы для расширения присутствия на перспективном рынке. Однако есть еще и третья сторона, самый главный участник авторынка – потребитель. Он тоже сделал свои выводы и стал задумываться о стоимости владения автомобилем. На фоне растущих налогов и цен на топливо его опыт принесет немалую экономическую выгоду.

 

Поумневший премиум

Автомобильный премиум-класс пережил общую рецессию с наименьшим падением продаж, а некоторые игроки уже в начале минувшей осени превысили показатели докризисного 2008-го. Но не без серьезных изменений в предпочтениях покупателей. Если у Mercedes-Benz в России до кризиса самыми востребованными были модели S-класса, причем компания поставляла их сюда с мощнейшими моторами (другие спросом не пользовались), то по итогам 2010-го куда популярнее больших представительских седанов оказались Е-класс и С-класс.

Снижение спроса на 7-ю серию отмечают продавцы BMW. «Богатые клиенты начали задумываться о величине транспортного налога и расходе топлива. Популярность более экономичных дизельных двигателей растет. Примерно из десяти проданных Х5 и Х6 шесть с дизелями. До кризиса модель X3 была наиболее востребована с бензиновыми двигателями объемом 2,5–3,5 л, а в 2010-м хитом стала ее модификация с 2-литровым дизелем», – говорят в «БорисХоф» (дилер BMW). Смещение выбора в пользу более экономичных и менее объемных двигателей подтверждают дилеры Infiniti, Audi и Porsche.

Правда, в премиум-сегменте данный тренд пока не стоит рассматривать в долгосрочной перспективе, поскольку прошло не так много времени с тех пор, когда российский клиент не утруждал себя размышлениями о расходах на эксплуатацию нового авто, чаще руководствуясь принципом «взять побольше и покруче». Поэтому не исключено, что при улучшении макроэкономической ситуации в нашей стране эта ментальная особенность может вернуться. Более того, если рост цен на солярку продолжится такими же темпами, как сейчас, то привлекательность дизеля снизится, поскольку он экономичнее, чем бензиновый, но дороже в обслуживании.

 

Рациональный средний класс

Дилеры из средних ценовых сегментов тоже подтверждают, что их клиенты стали заметно рациональнее. В компании «Рольф Импорт», реализующей на эксклюзивных правах в РФ автомобили Mitsubishi, рассказывают, что в 2009 г. произошло резкое снижение спроса на ранее очень популярную модификацию внедорожника Pajero с 3,8-литровым бензиновым двигателем. «Клиенты начали задумываться об эксплутационных расходах и транспортном налоге на подобную машину, а также о том, за сколько ее с таким большим двигателем можно будет продать через три года, – комментирует ситуацию маркетолог «Рольф Импорт» Илья Никоноров. – После того как мы в оперативном порядке вывели на рынок 3,0-литровую версию этой модели, последовал всплеск ее продаж. Сегодня такая модификация остается у нас наиболее востребованной».

Интересен тот факт, что рассматриваемая тенденция затронула не весь среднеценовой сегмент. Некоторые его игроки продемонстрировали в этом аспекте стабильность. Основана она на том, как изначально позиционирует свою продукцию производитель и какой политики продаж придерживается. Например, популярная у нас в стране Toyota Camry предлагается с двумя двигателями – объемом 2,4  и 3,5 л. Из них значительно большим спросом пользуется менее объемная модификация (цена с «автоматом» начинается от 987 000 руб.). Подобная зависимость как отмечалась до кризиса, так и сохранялась в его период, поясняют в «Toyota Центр Ясенево». Российская Toyota в условиях падения покупательской активности расширила линейку комплектаций отдельных моделей более доступными по цене вариантами. Но даже при их наличии основной спрос, как и ранее, приходится на долю комплектаций среднего уровня, констатирует дилер.

Ситуация со схожим результатом у Ford. Самой востребованной комплектацией модели Mondeo был и остается Titanium с 2,3-литровым двигателем и «автоматом» (900 000 руб.), рассказывают в компании «Независимость». Связано это с тем, что российский Ford позаботился о сохранении спроса на наиболее прибыльные вариации, выстроив специальную систему скидок, действующую по принципу: чем богаче комплектация, тем меньше за нее доплата. Подобная политика распространяется на весь модельный ряд, поэтому в целом по марке структура спроса за время кризиса не нарушилась, объяснили в «Major Сити» на Новорижском.

 

Наша ультрапрактичность

В РФ большой неудовлетворенный спрос в сегменте бюджетных автомобилей. Этот факт обеспечивает «АвтоВАЗу» безоговорочное лидерство на отечественном рынке, поскольку основным конкурентным преимуществом его продукции остается доступная цена. Как известно, до кризиса наиболее продаваемой машиной волжского автогиганта была одна из самых последних его моделей в производственной линейке – Lada Priora (от 304 300 руб.). Однако после начала действия в марте прошлого года утилизационной госпрограммы, предоставляющей в обмен на «автохлам» скидку в 50 000 руб., ее закономерно опередила ультрабюджетная «классика» (от 178 000 руб.).

Аналитики агентства «Автостат» отмечают, что доля продаж завода снижается в наиболее богатых регионах страны – ее вытесняют иномарки, но увеличивается в городах с невысоким уровнем доходов населения. За счет такого замещения спрос на ВАЗы будет по-прежнему оставаться стабильно высоким. Правда, жить данным моделям в их нынешнем варианте осталось несколько лет. После этого судьба «АвтоВАЗа» останется в руках альянса Renault-Nissan. К вышесказанному необходимо добавить, что, согласно статистике «Автостата», покупатели ВАЗов также стали рациональнее, поскольку чаще останавливают свой выбор на модификациях с практичным универсальным кузовом.

 

Народный седан

Наиболее яркой тенденцией отечественного рынка сегодня можно назвать стремление ряда игроков развивать сегмент автомобилей с низкой ценой, ориентированных на массового покупателя. Успех этой инициативы подтвердил еще в прошлом году седан Volkswagen Polo (412 800 – 583 700 руб.), став после первого месяца продаж самым востребованным в продуктовой линейке компании. В этом феврале на рынок выходит его непосредственный конкурент – седан Hyundai Solaris (379 000 – 604 000 руб.), а ближе к концу года появится еще один корейский автомобиль, разработанный специально для россиян, от KIA. Подробная информация о нем пока не известна, но официальные лица говорили, что этот автомобиль, как впоследствии и Solaris, будет выпускаться в двух вариациях – седан и хэтчбек.

Наиболее востребованная комплектация седана Volks­wagen Polo – самая доступная по цене Trendline 1,6 с МКПП. Однако сегодня в общем объеме выпуска модели она занимает наименьшую долю, говорят дилеры, объясняя это тем, что производитель лучше зарабатывает на более дорогих комплектациях. Оценивая рост спроса на этот автомобиль, продавцы также отмечают, что запланированный годовой объем его производства не так уж и велик. Он составляет 35 000 единиц. Из-за спроса, превышающего предложение, срок ожидания седана Polo в базовой комплектации составляет у дилеров уже около года.
У продавцов Hyundai наблюдается обратная ситуация. Компания сразу наметила высокий годовой объем производства (70 000), поэтому сегодня у нее срок реализации заказа приходится на II квартал. При этом по сравнению с седаном Polo Solaris имеет более доступные цены, в связи с чем он по преимуществу востребован в максимальной и средней комплектациях – Comfort и Optima соответственно. В Genser-Hyundai отмечают, что до 70% заказов на Solaris располагается в ценовом диапазоне 450 000 – 550  000 руб.
Согласно «помодельному» рейтингу продаж за 2010 год, самая востребованная иномарка в России – Ford Focus. По данным «Независимости», основная доля продаж модели приходится на комплектации Comfort с 1,6-литровым мотором и «механикой» (от 525 000 руб.) и Titanium 2,0 с «автоматом» (от 663 000 руб.). Исходя из этого, можно предположить, что будущая структура спроса у нас в стране будет близка к докризисной, а не сместится в сторону низкобюджетных автомобилей, как это прогнозировали в прошлом году многие эксперты. В целом тренд такой, что покупатели начинают ориентироваться на комплектации, цена которых с хорошим набором опций превышает 600 000 руб., анализировал в октябре минувшего года генеральный директор Ford в России Марк Овенден.
Однако директор «Автостата» Сергей Целиков полагает, что в 2011 г. на российском рынке основная конкуренция развернется среди машин ценового диапазона 400 000 – 650 000 руб., поэтому он не уверен в том, что по итогам нынешнего года Focus сохранит свое лидерство. Он также считает, что хотя Focus и Solaris принадлежат к разным габаритным классам, новый «народный седан» отнимет у первого некоторую часть покупателей.
Среди иномарок смещение спроса в сторону более бюджетных моделей сейчас действительно есть, подтверждает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Вместе с тем он напоминает, что в середине нынешнего года у Ford появится сильный козырь – на рынок выйдет новый Focus третьего поколения. «Он будет немного крупнее и, с великой долей вероятности, дороже, что позволит Ford еще сильнее дифференцироваться с новомодными российскими «спецмоделями». Исходя из этого, вторая половина нынешнего года станет во многом определяющей покупательную способность и будущую структуру спроса на автомобильном рынке РФ», – заключает эксперт. В этом с ним соглашается глава российского представительства JATO Dynamics Владимир Видулов.

Между тем в «Рольфе» после проведения собственных маркетинговых исследований уверены, что многие из тех клиентов, которые начали более рационально мыслить, уже не откажутся от этого в будущем. Кризис совершил революцию в их головах.

 

Самые продаваемые модели в России, шт.

Модель

2010 год2009 год2008 год

Lada 2105/2107

136 00667 216168 176

Lada Priora

125 235
99 473128 175

Lada Kalina

108 98960 74694 094

Lada Samara

101 95890 428167 441

Ford Focus

67 04152 10893 496

Renault Logan

62 86253 86974 300

Lada 4x4  

44 63526 72624 349

Daewoo Nexia

43 94328 23350 814

Chevrolet Niva

35 38024 52047 486

Chevrolet Lacetti

31 88529 36281 656

Источник: AEB


 

Еще по теме