Top.Mail.Ru
архив

Человек без должности

Александр Мамут покинул пост председателя Наблюдательного совета МДМ-банка. В официальную мотивировку – истечение срока трудового контракта – никто не поверил, и Александр Мамут вновь оказался героем сплетен и слухов. «У Мамута разногласия с Мельниченко (один из владельцев и председатель правления МДМ-банка)», «Мамут подался в политику и хочет подсидеть Вольского» (имеется в виду пост президента РСПП), «Мамут хочет стать председателем Банка России» и т.д. Все это одновременно и верно, и неверно. Весь фокус в том, что по существу Александр Мамут ниоткуда никуда не ушел. В том смысле, что, поменяв формальный статус, он ничуть не изменил свой род занятий и свои коммерческие и политические интересы. Будучи с середины 90-х весьма заметной фигурой в российском бизнесе, Мамут никогда жестко не связывал свое имя с какой-то одной организацией. По свидетельству хорошо знающих его людей, «Мамут всегда считал, что большие компании только обременяют». Одно время у него даже визитки были без указания компании и должности – не из пижонства, а по делу. Все должности, которые Мамут занимал в разное время – советник банка «Лефортовский», председатель правления банка КоПФ, член совета директоров Собинбанка, пост в МДМ-банке, – были лишь своеобразным прикрытием. Раз все считают, что у человека должна быть должность, Мамут ею обзаводился, выбирая тот пост, который в максимальной степени соответствовал его текущим бизнес-интересам. Собственно, и его сотрудничество с МДМ-банком возникло в связи с тем, что круг вопросов, которыми занимался г-н Мамут, на определенном этапе максимально полно пересекся с деятельностью банка. Обслуживание «Сибнефти», затем интерес друга и партнера Романа Абрамовича к алюминиевой промышленности, активные контакты с металлургами – совладельцами банка, интерес к финансовым потокам в атомной промышленности и т.д. Сейчас часть этих проектов завершена, к другим потерял интерес Мамут, что-то перестало быть интересно МДМ-банку. В то же время стороны стали друг друга слегка компрометировать. Александр Мамут вошел в жесткий конфликт с Банком России по вопросу реформирования банковской системы. С точки зрения МДМ-банка – да, пожалуй, и любого другого банка, – это не очень хорошо, когда председатель Наблюдательного совета собачится по принципиальным вопросам с руководителем надзорного органа. С другой стороны, и сам банк, и контролирующие его компании начали втягиваться в весьма жесткие конкурентные войны, имеющие к тому же политическую подоплеку. У осторожного и не любящего без особой нужды ни с кем ссориться Мамута перспектива оказаться без вины виноватым едва ли вызывала восторг. Так что расставание было по большому счету взаимовыгодным и вполне мирным. Возможно, у Мамута и Мельниченко и возникли какие-то трения, но они наверняка носили частный по отношению к вышеописанным противоречиям характер. Что же до будущего Александра Мамута, то здесь возможны варианты. В конце концов, за полгода до его прихода в МДМ-банк едва ли кто-то мог спрогнозировать такой поворот событий. Позволим себе предположить, что у г-на Мамута нет специальных амбиций затоптать «старичка Вольского» и во что бы то ни стало возглавить РСПП. Хотя если случай представится, то не исключено, что Мамут и возглавит РСПП. А вот в Центробанк он вряд ли пойдет – да и вряд ли его позовут. Впрочем, если нынешняя власть предложит г-ну Мамуту работу, это будет интересно и полезно и для Мамута, и для власти. Так что даже оставшись без должности, Александр Мамут без дела точно не останется и едва ли уединится на своей новой, построенной в итальянском стиле, даче. Кстати, не на Рублевке.

Еще по теме

архив
«Агрессивная ценовая политика в наши планы не входит»
Крупнейшая корейская автомобилестроительная компания Hyundai активно готовится к новому наступлению на российский рынок. Реформирована дилерская сеть, обновляется модельный ряд. Этим летом стартовал производственный проект Hyundai в Таганроге, где на заводе ростовской ФПГ «Донинвест» будут собирать седаны Accent. Рассказать о планах корейской компании в России обозреватель «Ко» Андрей Цыбульский попросил главу представительства Hyundai Motor Хюн Ки Байка.   «Ко»: В первом полугодии продажи Hyundai составили всего 357 автомобилей. Результат весьма скромный. К примеру, дилеры вашего дочернего предприятия Kia продали в России гораздо больше машин. Чем это объясняется? Хюн Ки Байк: Как вы, должно быть, знаете, Hyundai Motor Company начала продавать свои автомобили в России еще в 1992 году. Торговля велась через международный торговый дом Hyundai Corporation. К 1997 году Hyundai продавал на российском рынке до 4 – 5 тыс. машин ежегодно. Однако экономический кризис 1998 года серьезно ухудшил наши позиции в России. Фактически мы смогли возобновить деятельность лишь в конце 1999 года, когда открылось российское представительство Hyundai Motor. Московский офис координирует работу не только российских дилеров, но и партнеров Hyundai на Украине, в Белоруссии, странах Балтии и других республиках бывшего СССР. Минувший год прошел в заботах о создании дилерской сети, и реальные продажи начались лишь в этом году. Результаты первых шести месяцев, действительно, скромны, однако мы уверены, что со временем дилеры смогут продавать больше машин. «Ко»: Сколько автомобилей Hyundai Motor намерена продать в России в этом году? Х.Б.: В этом году наша цель – продать 2,5 тыс. автомобилей. А в 2002 году Hyundai планирует довести российские продажи до 10 тыс. машин. Естественно, эти цифры включают в себя и автомобили местной сборки. «Ко»: Сколько дилеров имеет Hyundai на российском рынке, планируется ли дальнейшее расширение сети? Х.Б.: На сегодняшний день в России у Hyundai Motor Company семь официальных дилеров: три в Москве, два в Санкт-Петербурге и еще по одному партнеру в Саратове и Екатеринбурге. Все эти компании имеют солидный опыт в автобизнесе, и мы уверены, что совместными усилиями нам удастся поднять продажи и укрепить рыночные позиции Hyundai в России. Мы не думаем, что существующую дилерскую сеть необходимо расширять, однако всячески приветствуем попытки дилеров создавать собственные субдилерские сети. «Ко»: Отличается ли ценовая политика Hyundai в России от ценовой политики, проводимой компанией на других рынках – в частности, существуют ли специальные цены для российских дилеров? Х.Б.: Hyundai Motor ежегодно экспортирует около миллиона автомобилей. Благодаря образцовому соотношению цены и качества наши машины пользуются заслуженным признанием у автомобилистов 180 стран. Тем не менее мы постоянно работаем над дальнейшим повышением качества производимых автомобилей, создавая новые модели с использованием самых современных технологий. В этой связи мы не рассматриваем агрессивную ценовую политику в качестве определяющего фактора в борьбе за клиента. «Ко»: Этим летом ваша компания договорилась с ФПГ «Донинвест» о сборке автомобилей Hyundai в Таганроге. Сколько машин вы планируете собирать? Х.Б.: Соглашение с ФПГ «Донинвест» было подписано в феврале 2001 года, а реальное производство начато в середине июля. До конца года ТагАЗ планирует собрать примерно 3,5 – 4 тыс. автомобилей модели Hyundai Accent, а в 2002 году ожидаемый объем выпуска составит 8 тыс. автомашин Accent. «Ко»: Откуда приходят в Таганрог сборочные комплекты? Будет ли локализовано производство комплектующих? Х.Б.: Сегодня комплектующие для сборки производятся в Корее, однако с течением времени «Донинвест» планирует частично локализовать их производство. «Ко»: Планируете ли вы расширять модельный ряд на ТагАЗе? Х.Б.: В будущем мы не исключаем возможности появления новых моделей. Однако сегодня говорить об их выпуске на ТагАЗе, боюсь, рано. Если проект будет развиваться успешно, мы обязательно обсудим этот вопрос с нашим ростовским партнером.
«Агрессивная ценовая политика в наши планы не входит»
архив
Серп и доллар
За то, что Россия поддержала позицию Ирака относительно новых условий программы «Нефть в обмен на продовольствие», Саддам Хусейн пообещал предоставить российским нефтяным компаниям особые привилегии. Воистину друзей в международной политике нужно выбирать с умом: нефтяные ресурсы Ирака неисчерпаемы, а Запад из-за абстрактных политических и моральных соображений сам ограничивает себе доступ к этим богатствам. Коммерсантам даже на руку то обстоятельство, что Хусейн диктатор, а экономика Ирака не отличается либерализмом: раз выполнение контракта контролируется самим диктатором, то чиновники не будут вымогать взяток, рабочие не потребуют повышения зарплаты, а попытки конкуренции будут задушены в самом зародыше. Гением такого рода был Арманд Хаммер – американец, который воплотил в жизнь мечту любого бизнесмена о монополии не где-нибудь, а в тоталитарной советской России.
Серп и доллар