Top.Mail.Ru
архив

Чиновники добавили физической нагрузки

Правительство определилось с главными направлениями налоговой реформы. Как следует из заявлений двух ключевых фигур нового кабинета министров – главы Минфина Алексея Кудрина и руководителя Минэкономразвития Германа Грефа, обещанное снижение налогового бремени для предприятий будет проводиться за счет повышения налогов для физических лиц. Хотя приоритеты реформы существенных изменений вроде бы не претерпели (количество налогов должно сократиться, а налоговое бремя сделаться легче), смещение акцентов приведет к тому, что большинство россиян облегчения не почувствуют. Более того, в результате этой чиновной коррекции для них налоговая нагрузка покажется даже тяжелее прежней.

Свой план представители Минфина и МЭРТ огласили на совместном заседании коллегии министерств, проходившем в присутствии Владимира Путина. Чиновники начали коллегию с новостей, приятных для бизнеса. Во-первых, правительство, кажется, отказалось от идеи введения спецсчетов НДС. Напомним, что суть идеи спецсчетов состояла в том, что все компании, даже те, которые НДС не платят, обязаны открыть в дополнение к своему расчетному счету еще один, специально предназначенный для зачисления сумм НДС. Деньги с НДС-счета можно будет списать либо контрагенту в рамках взаимозачетов по НДС, либо в бюджет. Таким образом, 18% денежных средств российских компаний оказались бы заморожены. Похоже, после годичного обсуждения правительство прислушалось к критикам этой идеи, полагавшим, что введение спецсчетов приведет к уменьшению оборотов российских компаний и ударит прежде всего по среднему и мелкому бизнесу. Одновременно, правда, правительство отказалось и от снижения НДС до 16% как минимум до 2006 года.

Во-вторых, Алексей Кудрин заявил о готовности правительства снизить ставку единого социального налога (ЕСН). В настоящий момент выплаты ЕСН – обязанность работодателя. Ставка налога составляет 35,6%. Поступления от ЕСН распределяются между внебюджетными фондами – пенсионным, социального страхования и обязательного медицинского страхования. С 2005 года ставка налога должна быть снижена до 26%, что, по замыслу чиновников, заставит работодателей отказаться от серых зарплатных схем. В настоящее время главной причиной ухода от налогов и существования второй, теневой бухгалтерии компаний эксперты считают именно высокую ставку ЕСН. По оценкам Минфина, компаниям это позволит сэкономить приблизительно 280 млрд руб. Однако эксперты скептически настроены в отношении этого шага. «По нашим оценкам, подкрепленным и результатами опросов предприятий, основная часть высвободившихся от снижения ЕСН средств превратится не в дополнительную прибыль (и затем инвестиции), а в повышение зарплаты», – считает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Этого не произойдет только там, где нет конкуренции за рабочую силу: в депрессивных регионах или там, где действуют «градообразующие предприятия», выступающие как монополисты на рынке труда. Так что реформа ЕСН, по моему мнению, не достигнет тех целей, ради которых она проводится».

Выпадающие доходы внебюджетных фондов правительство рассчитывает компенсировать за счет самих граждан. Начиная с 2005 года всем наемным работникам придется самим делать взносы в накопительную часть пенсии. Фактически эта мера будет означать для россиян увеличение ставки подоходного налога с 13% (сегодняшняя ставка) до 17%. А с 2006 года, когда ставка добровольных отчислений на накопительную часть пенсии будет увеличена до 6%, гражданам придется отчислять 19%. «Фактическое изменение ставки подоходного налога – шаг, безусловно, непопулярный. Но он, скорее всего, оправдан, – считает управляющий партнер юридического бюро «Альтор» Ольга Дмитриева. – 13% – явно заниженная ставка. Вполне возможно, что в свое время ее ввели для того, чтобы некоторое число россиян вышли из тени, продемонстрировав реальный уровень своих доходов. Теперь им уже будет непросто скрывать свои заработки, даже если налоговые ставки будут повышаться». Гурвич же настаивает на том, что говорить об увеличении подоходного налога вообще некорректно. «Во-первых, налог – это по определению всегда обязательный платеж. Добровольных налогов не бывает, – объясняет Гурвич. – Во-вторых, здесь не только отчисления идут на личный накопительный счет работника, а не в бюджет, но к ним еще добавляются обязательства бюджета по выплате будущих пенсий (то есть работник получает даже больше, чем сам вкладывает). Так что проблема вовсе не в «дополнительной налоговой нагрузке» на работников, а в том, что вряд ли в ближайшее время многие согласятся участвовать в этой схеме добровольного пенсионного страхования».

Второй инструмент компенсации потерь бюджета от снижения ЕСН – изъятие пресловутой природной ренты. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и схема расчета экспортной пошлины на нефть будут изменены. Сделано это будет для того, чтобы налоговые отчисления были более точно дифференцированы: в том случае, если цена одного барреля нефти марки Urals будет превышать $18, они увеличатся; если же цена опустится ниже указанного уровня, сократятся и налоговые отчисления. «Принятое решение об изменении налогообложения нефтяников считаю разумным, – комментирует ситуацию Евсей Гурвич. – Оно предусматривает повышение нагрузки при высоких ценах в реалистичных размерах. Что же касается конкретного механизма, думаю, что сегодня мы действительно не готовы использовать более совершенную и сложную систему налогообложения в сырьевом секторе».

Одновременно с изменением ставок и принципов фискальной системы правительство намерено ужесточить борьбу с налоговыми нарушениями и схемами оптимизации налогов. Так, кабинет министров внесет в Госдуму поправки в Налоговый кодекс (НК), направленные на борьбу с трансфертным ценообразованием (намеренным завышением или занижением цены сделок между взаимозависимыми или заинтересованными лицами с целью увода прибыли от налогообложения). Минфин планирует вынести их на рассмотрение правительства ко второму апреля. Эти поправки подразумевают уточнение перечня лиц, которые могут считаться взаимозависимыми, сужение 20-процентного коридора допустимого колебания цен, а также уточнение методов, которые могут использоваться налоговиками для определения реальной рыночной цены сделок. Иными словами, теперь ситуация, при которой добывающие подразделения почти всех нефтяных холдингов продавали сырье головным компаниям или связанным с ними офшорам по заниженным ценам, станет незаконной. «Я не считаю этот ход по-настоящему оправданным, – говорит аналитик ИГ «Атон» Дмитрий Лукашов. – Государство мало что сможет выиграть в борьбе с трансфертными ценами. Стоит иметь в виду, что трансфертными ценами помимо TNKP пользуются только госкомпании. К тому же в России нет механизма фиксации цен на нефть. А если нет критериев, то каким образом можно определить, что цена занижена?»

Изменения коснутся и малого бизнеса. Для него будет отменена упрощенная схема взимания НДС, но, чтобы подсластить пилюлю, ставка основного налога для них будет снижена. Начиная с января 2003 года ПБОЮЛы и малые предприятия вместо ЕСН, НДС, налога на прибыли и налога на имущество платили либо 6% от своей выручки, либо 15% от разницы между доходами и расходами. По мнению чиновников, такое положение вещей создавало лазейку для махинаций: крупные компании выводили часть своих сотрудников за штат и за счет этого получали налоговые льготы. Теперь же предприятиям, работающим по упрощенной схеме налогообложения, придется платить ЕСН в полном объеме. «Мы категорически против этой инициативы Минфина, – заявляет заместитель руководителя центра экспертизы организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Наталья Ларионова. – Благодаря существующим льготам наметилась тенденция выхода малых предприятий из тени. Если же идеи Минфина найдут поддержку в Кремле, то этот процесс прервется».

Еще по теме