Top.Mail.Ru
архив

Окна в каждый дом

В строительном секторе вновь звучит слово «дефицит». Пластиковые профили для производства евроокон не задерживаются на складах: спрос растет быстрее предложения. Российские производители рассчитывают отвоевать у основных конкурентов – немцев – значительную долю клиентов. Но компании из Германии вряд ли сдадут позиции. Они стремительно увеличивают объемы производства своих предприятий на территории России.

 

После объединения Германии западные немцы пришли в ужас от домов по ту сторону Стены. Из-за сквозняков восточные соседи постоянно пользовались обогревателями. Бережливым западникам пришлось реконструировать «хрущевки», меняя деревянные окна на пластиковые. Этот опыт очень помог немецким производителям профилей для окон приспособиться к российскому рынку.

Компании Profine и Veka построили в России собственные производства четыре года назад. По слухам третья крупная немецкая компания – Rehau – намерена открыть здесь предприятие. Правда, работа в Восточной Германии не дала производителям представления о реалиях российского бизнеса. Впервые немцы столкнулись с проблемой копирования их технологий. Дилеры компании Profine (владеет брэндами KBE, Kommerling и Trocal) открыли собственное производство профилей почти на год раньше бывших партнеров.

 

Было ваше – стало наше

Немецкие производители профилей начали поставки в Россию девять лет назад. Тогда выяснилось, что о пластиковых окнах знают лишь единицы, и рынка не существует в принципе. Отечественных производителей не было, заградительные меры никто не лоббировал. «В Европе фирмы по производству профилей развивались в совершенно другой ситуации. Постоянно шел спор между производителями окон, из чего их лучше делать – из пластика, дерева или алюминия. Доказывать преимущество пластиковых профилей нам пришлось почти тридцать лет – первое окно из ПВХ было выпущено в 1954 году, и только в 1980-е годы пластику удалось занять лидирующие позиции на рынке. А в России нам не пришлось никого убеждать в том, что пластик – это хорошо», – отмечает глава российского представительства компании Profine Кристоф Вайер. Чиновники также не строили немцам барьеров: стандарта для пластиковых окон не существовало. Госстрой разрабатывал ГОСТы для новой продукции совместно с Profine. Российским производителям, которые появились в конце 1990-х, приходится соответствовать немецким нормам. 

Одна из проблем, с которой столкнулись немцы, придя в Россию, – отсутствие фурнитуры. «В первое время работы на российском рынке мы не только доставляли сюда свой пластик, но и выступали в качестве транспортной компании для производителей фурнитуры. Грузили в Германии профили, а вместе с ними и все необходимые детали: ручки, петли, подоконники, крепления», – вспоминает Вайер. Кстати, вслед за Profine в Россию вышла немецкая компания Roto, специализирущаяся на фурнитуре. Если у производителей профиля появились российские конкуренты, то в сегменте фурнитуры с немцами до сих пор никто не соперничает.

В 1999 году Veka первой из иностранных компаний запустила свое производство в подмосковном Троицке. Примерно тогда же собственное предприятие открыли и дилеры ProfinePromo и Simplex. Они стали выпускать отечественные профили под брэндом Proplex. В 2000 году сама Profine построила завод в Воскресенске.

Немцы обвинили бывших партнеров в нечестном копировании их моделей – профилей KBE. Россияне вину отрицают. «О копировании речь может идти лишь в том случае, если незаконно используется запатентованное изделие. Наша компания переделала около 20 параметров профиля, и он отличается от немецкого. Свое изделие мы запатентовали», – говорит генеральный директор компании Proplex Михаил Бирюков.

Более того, российские игроки считают, что Profine сам вынудил их производить профиль самостоятельно. Крупные дилеры не раз предлагали немецким поставщикам создать совместное предприятие в России, чтобы не зависеть от импорта. Спрос рос: многие девелоперы предпочитали изначально строить дома со стеклопакетами, увеличивалось и количество частных заказов. Однако предложение не было воспринято с должным энтузиазмом: бизнесмены из Германии настороженно отнеслись к нестабильному российскому рынку и не были готовы в тот момент к крупным инвестициям. «Поскольку немцы не принимали наши предложения, мы решили сами построить завод», – констатирует Бирюков.

История с моделями KBE – не единственная. Участники рынка считают, что профили Montblanc, которые производит российская фирма STLExtrusion, основаны на моделях Rehau. Veka с местными конкурентами повезло больше – ее опыт пытались перенять предприниматели из Стерлитамака, но неудачно. Проект пришлось свернуть.

Финансовые потери от копирования моделей никто не озвучивает. Немцы утверждают, что, несмотря на напряженные отношения с некоторыми конкурентами, сейчас они пытаются выстроить единый рынок профилей и единую информационную политику.

 

Война на два фронта

Игроков на рынке оконных профилей становится все больше. Объем рынка растет на 30% в год. По данным представителей российской фирмы Weltplast, 31 российская компания в 2003 году произвела в общей сложности 40 000 тонн профилей из ПВХ. Михаил Бирюков из Proplex считает, что отечественные игроки уже завоевали около 60% рынка. Однако по другим данным, Profine, Veka и Rehau контролируют более 50% профильного сегмента.

И отечественные, и немецкие компании озабочены наращиванием мощностей. По словам Михаила Бирюкова из Proplex, объемы производства отечественных и немецких заводов в России сопоставимы. Proplex в 2003 году выпустила 12 000 тонн профиля, у Profine – немногим больше. «Самарские оконные конструкции» рассчитывают к концу года увеличить производство с 8000 до 15 000 тонн. Weltplast, выпустивший в прошлом году 6000 тонн профилей, сейчас приступает к строительству нового завода (его мощности пока не раскрываются).

И немцы вынашивают наполеоновские планы по расширению производства в России. Profineв 2004 году планирует инвестировать 13 млн евро во вторую очередь завода в Воскресенске. По мнению представителей компании, к 2007 году они смогут удвоить объемы производства в России. Veka собирается расширяться не только в объемах, но и географически – около 15 млн евро потратят на завод в Новосибирске. «Этот город удобен нашим партнерам в Сибири и на Дальнем Востоке. К тому же он расположен недалеко от Казахстана, а рынок этой республики один из самых быстрорастущих. Сейчас много заказов идет из новой столицы республики – Астаны», – говорит директор по маркетингу VekaRus Сергей Ельников.

Отечественные компании вряд ли располагают ресурсами для реализации подобных стратегий. Они утверждают, что и административный ресурс, который теоретически можно использовать в игре на своем поле, несопоставим с возможностями иностранных конкурентов. «Все зависит от позиции администрации и предложения коммерческой структуры. Любая администрация заинтересована в формировании и развитии местных предприятий. Но это нельзя сравнить с той поддержкой, которую оказывают головные западные компании дочерним фирмам, разместившим производства в России. Это финансовые, товарные и кредитные линии, консалтинговые и рекламные программы», – говорит коммерческий директор Weltplast Евгений Черненко.

Основное оружие российских «профильщиков» – цена (как правило, она на 15-20% ниже, чем у немцев). По словам Сергея Ельникова из VekaRus, в Москве большинство потребителей не стремится сэкономить доллар на евроокне, но на юге или в Поволжье даже небольшая разница в цене может иметь решающее значение для потребителя.

Впрочем, независимо от того, на чьей стороне окажется перевес сил, тяжелая артиллерия в виде пошлин и ограничений в бой не вступит: «профильных» россиян и иностранцев объединяют общие проблемы. Сырье для производства – ПВХ-смола и так называемые присадки обе стороны получают по одним и тем же каналам. Присадки производятся только в Европе и от импорта игроки зависят в равной степени.

Не исключено, что общие проблемы у производителей профиля могут возникнуть и с закупкой российской ПВХ-смолы. Раньше ПВХ можно было закупить у трех предприятий: в Саянске, Стерлитамаке и Волгограде. По словам участников рынка, не так давно все три предприятия были объединены в Единую торговую компанию (ЕТК). Автоматически она превратилась в монополиста на этом рынке и начала диктовать цены. Условия сотрудничества становятся все более жесткими, а заявления о повышении цен – более частыми. Пока и у российских, и у немецких компаний терпения хватает.

Еще по теме