Top.Mail.Ru
архив

Чистка «перышек»

Сергей Кирюшин год назад вступил в должность заместителя генерального директора «Аэрофлота» по информационным технологиям. За это время в компании проведена инвентаризация ИТ-инфраструктуры и определены пути ее развития.

 

Первое, что предложил сделать новый CIO, – разработать единую ИТ-политику, которая позволила бы авиакомпании вывести бизнес-процессы на новый уровень, обеспечить более четкое взаимодействие между ИТ-департаментом и бизнес-подразделениями. С этой целью в «Аэрофлот» пригласили консалтинговую компанию Accenture (образовалась после распада Arthur Andersen). Консультанты проводили аудит при участии технического совета по информатизации «Аэрофлота» (в этот совет входят руководители практически всех основных бизнес-направлений либо их представители). «Это был не столько аудит, сколько инвентаризация, обмен мнениями и совместная выработка предложений по развитию», – говорит Кирюшин.

 

В Шереметьеве и за его пределами

 

Одна из приоритетных задач «Аэрофлота» – бесперебойная работа производственных подразделений, расположенных в зоне аэропорта Шереметьево. Здесь находится большинство технических служб авиакомпании и примерно 1000 человек персонала. В информационном центре в Шереметьеве сейчас ведутся работы по развитию системы оперативного управления полетами и планированию производственной деятельности. Кроме того, «Аэрофлот» ищет новую систему информационной поддержки технического обслуживания и ремонта самолетов.

ИТ-подразделения других служб авиакомпании – бухгалтерии, экономических отделов, коммерческих подразделений – разбросаны по московскому региону. Отсутствие единого центра обработки данных зачастую становится причиной несогласованности в работе служб.

Чтобы решить эту проблему, «Аэрофлот» взял в аренду у компании Equant часть площадей в новом современном центре обработки данных на улице Андропова в Москве. Здесь решено консолидировать серверное оборудование всех подразделений авиакомпании, работающих в московском регионе. В будущем, после того как «Аэрофлот» построит новое офисное здание в Шереметьеве, центр Equant сможет выполнять резервную роль.

Сегодня процесс консолидации оборудования и систем идет полным ходом. Партнером «Аэрофлота» в этом проекте выступает компания R-Style. «Мы понимаем, что нельзя переместить на новое место все оборудование сразу, – рассуждает Кирюшин. – Мы будем действовать постепенно, не создавая проблем бизнес-подразделениям. Надеюсь, что уже в июле обеспечим первое включение в центре Equant».

Ввод в действие центра обработки данных позволит решить и другие задачи, намеченные в ходе аудита. Так предполагается создать информационное хранилище и системы поддержки принятия управленческих решений на базе оборудования Hewlett Packard. Проект ведется при консультационной поддержке компании «Диасофт».

Необходимо также решить задачу по взаимной интеграции множества приложений, работающих в ИТ-инфраструктуре авиакомпании. Для этого будут использоваться программные продукты IBM WebSphere.

С целью усиления обратной связи между ИТ-департаментом и подразделениями «Аэрофлота» создается система поддержки пользователей (Help Desk на базе продуктов Service Desk и Open View от Hewlett Packard), позволяющая вести учет, анализ и контроль всех обращений бизнес-пользователей в ИТ-департамент. В рамках этой системы предусмотрена функция мониторинга и контроля оборудования, сетей, приложений – она поможет более оперативно решать проблемы ИT-инфраструктуры. Данный проект ведется при поддержке компании Tops BI.

Реализация этих проектов потребовала инвестиций, в результате чего бюджет ИТ-департамента в этом году увеличился в несколько раз (точные данные компания не предоставляет). «Мы пришли к выводу, что не можем экономить на ИТ-инфраструктуре, иначе бизнес-процессы просто не смогут развиваться», – убежден Кирюшин.

 

«Точка невозврата» позади

 

Обычно CIO мечтает о единой ERP-системе, охватывающей все бизнес-процессы, однако внедрить такую систему не всегда возможно. «Вопрос состоит в том, насколько полно система охватывает сферу деятельности заказчика, – говорит Сергей Кирюшин. – Программа SAP R/3, например, не рассчитана на сбор и анализ данных по всем направлениям деятельности авиакомпании. Есть масса данных, необходимых для принятия управленческих решений. К примеру, данные по пассажиропотокам, – без них невозможно рассчитать, какое количество пассажирских кресел следует разместить в бизнес-классе и какое – в экономическом. Или по какой цене нужно продавать билеты. Эти функции не заложены в SAPR/3, они есть в других, специализированных программах».

Решение о внедрении SAP R/3 принято «Аэрофлотом» в конце 1999 года. Программа была установлена в бухгалтерских подразделениях авиакомпании. Освоение шло непросто в том числе и потому, что «Аэрофлоту» пришлось перестраивать бизнес-процессы. «Одно время мы даже думали об использовании в низовых звеньях российского бухгалтерского пакета, – рассказывает Кирюшин. – Казалось, что за счет этого можно будет удешевить и упростить процесс. Однако мы поняли, что уже прошли «точку невозврата» и что нужно внедрять SAP R/3 до конца для того, чтобы получить все преимущества этой ERP-системы».

Параллельно с автоматизацией бухгалтерии шло внедрение модуля складского учета SAP R/3. Сейчас завершается переход к этой системе в авиационно-техническом комплексе, после чего практически весь складской учет «Аэрофлота» будет вестись в R/3. Внедрение SAP R/3 ведется при участии консультантов представительства SAP в России.

 

От Sita к Sabre

 

Главным проектом «Аэрофлота» в области информационных технологий является переход на систему бронирования и продажи билетов, разработанную компанией Sabre (США). При этом «Аэрофлот» намерен отказаться от созданной другой американской компанией Sita системы Gabriel, которая работает в «Аэрофлоте» еще с советских времен.

Sabre предоставит «Аэрофлоту» широкие возможности по сотрудничеству с другими авиакомпаниями в вопросах бронирования и продажи билетов. Новая система работает через Интернет и позволяет также бронировать гостиницы, заказывать туристические услуги, такси, приобретать билеты на железнодорожные маршруты. Авиакомпании предстоит заменить программы на 2000 терминалах, расположенных в офисах «Аэрофлота» по всему миру, и модернизировать 8000 агентских терминалов. От перехода на новую систему авиакомпания ожидает увеличения объема продаж на $10 млн в год.

«Мы меняем не только систему продаж, но и систему отправки пассажиров в аэропорту, – рассказывает Сергей Кирюшин. – Кроме того, авиакомпания переходит на новую программу Sabre для часто летающих пассажиров «Аэрофлот Бонус». При этом мы постараемся выстраивать бизнес-процессы таким образом, чтобы избежать сложных процедур по выписке бонусных сертификатов».

В рамках данного проекта «Аэрофлот» внедрит систему Интернет-бронирования и оплаты билетов.

«Нам предстоит переучивание людей, принятие новых регламентов, – говорит Кирюшин, – и компания Sabre будет нам в этом помогать. Мы планируем завершить «миграцию» 31 марта 2005 года».

Еще по теме