Top.Mail.Ru
расследования

Чрезвычайная национализация

Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва» Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

После аварии в котельной «Климовского специализированного патронного завода» (КСПЗ) 4 январяостались без тепла 173 многоквартирных дома, а также подразделение клинической больницы. Пострадавшими стали тысячи человек. Два дня спустя, когда стало понятно, что быстро купировать последствия не получится, в городском округе был введен режим ЧС локального характера. Через четыре дня — задержаны трое подозреваемых и вскрылись интересные подробности судьбы предприятия

Оборонный завод в частных руках

Как стало известно во вторник, 9 декабря, по решению главы государства был запущен механизм национализации КСПЗ. «Два собственника находятся за границей. Мы получили право в рамках чрезвычайной ситуации взять в управление котельную», — цитирует канал 360 заявление Воробьева на заседании подмосковного правительства. «После того, как котельная перейдет в муниципальную собственность, мы сможем начать ее модернизировать и укомплектовать квалифицированными кадрами», — добавил глава региона.

В Следственном комитете ранее сообщили о задержании гендиректора «Климовского специализированного патронного завода», начальника котельной, а также замглавы администрации Подольска. Задержания связаны с расследованием «уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей», уточняет ТАСС.

Что КСПЗ — легендарное во всех отношениях предприятие, как говорится на официальном сайте, спорить не приходится. Загибавшийся в начале 2000-х завод подхватили частные владельцы. На сайте этот период описывается так: «В 2001 году на базе ОАО “Климовский штамповочный завод” было создано ЗАО “Климовский специализированный патронный завод”. Владельцы предприятия пришли с намерением спасти завод и стали вкладывать финансовые средства в оборонную мощь своей страны, в производство боеприпасов, оружия, необходимых для безопасности России, хоть это и не приносило быстрых денег».

Согласно данным сервиса «Контур Фокус», ЗАО «КСПЗ» зарегистрировано в августе 2001 года, с 2015 года юридический адрес компании —  в г. Таруса Калужской области. У компании два филиала, один из которых находится в подмосковном Подольске, второй — в немецком городе Фульдаталь. Это при том, что предприятие фигурирует в санкционных списках США.

С ноября 2023 года, согласно данным ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании — «производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными». Дополнительные виды разнообразны: производство взрывчатых веществ и драгоценных металлов, обработка металлолома, оптовая торговля драгметаллами и камнями, образование в области спорта и отдыха.

Историю приватизации оборонного завода, которая впоследствии обернулась скандалом, приводят многие СМИ.

Ростех претендует на актив

Выяснить истинных владельцев КСПЗ достаточно проблематично. Предприятие имеет статус ЗАО и может не раскрывать состав акционеров. Ряд источников указывали, что собственники находятся за границей. По информации госкорпорации Ростех, которая заявила о готовности взять завод под полный контроль, мажоритарными владельцами выступают частные лица. 

Сама госкорпорация в настоящий момент — миноритарий. Но от ее имени уже подготовлено обращение к главе государства о необходимости национализировать активы. «С учетом того, что Ростех сегодня объединяет порядка 90% предприятий боеприпасной отрасли, а часть акций завода уже принадлежит госкорпорации, мы готовы взять ситуацию в свои руки и обеспечить контроль над активом в интересах государства», — приводит РИА Новости позицию Ростеха.

Юристы напоминают, что национализация — это исключительная мера, а порядок и перечень оснований принудительного изъятия у собственников имущества определяется 2-м пунктом 235-й статьи Гражданского кодекса.

«Если мы говорим об общих случаях национализации или обращения в государственную собственность имущества, то это должно быть на основании закона.

В 235-й статье Гражданского кодекса содержится несколько оснований, по которым фактически можно обратить в доход Российской Федерации имущество граждан и организаций. Одним из них является нарушение антикоррупционного законодательства, когда собственник не может представить доказательства приобретения имущества на законные доходы. Второе основание — нарушение законодательства о противодействии терроризму», — комментирует  партнер юридической компании «Интерцессия» Эмиль Юсупов.

Также он подчеркивает, что существует такая мера, как конфискация — предусмотренное законодательством безвозмездное изъятие имущества у собственника в виде санкций за совершение преступления или иного правонарушения. Все три описанных случая обращения в доход Российской Федерации имущества граждан и организаций возможны только по решению суда. 

В случае с Климовским заводом, отмечает Эмиль Юсупов, можно ожидать обращения в суд со стороны прокуратуры с иском о нарушении антикоррупционного законодательства, либо нарушения законодательства о противодействии терроризму, либо приватизационного законодательства, либо в целом «будут ничтожить сделку как противную основам правопорядка и нравственности» согласно статье 169 Гражданского кодекса.

Криминальные истории

В Ростехе отмечают, что к назначаемому менеджменту КСПЗ накопилось много вопросов. Про нынешнего генерального директора Игоря Кушникова, первые сведения о котором появляются в ЕГРЮЛ в мае 2023 года, известно, что ранее он возглавлял ГУП Велозаводский рынок.

До этого компанией руководил Игорь Рудыка, член Международной ассоциации ветеранов «Альфы» ФСБ и сотрудник ФСО. Наследство он принял у Ивана Дорогих, который также стал фигурантом уголовного дела за то, что при устройстве на пост топ-менеджера использовал подложный диплом о высшем образовании. Также, по информации «Коммерсанта», у следствия были вопросы по части сделок с аффилированными юрлицами, благодаря которым были утрачены или сданы в аренду по заниженным ценам активы предприятия.

Кроме того, в 2020 году полиция нашла на территории завода подпольный цех по производству алкоголя.

Холодное отношение

На сайте КСПЗ указывается, что завод остается градообразующим предприятием и поставляет в жилой фонд тепло и электроэнергию. «В перспективе в заводской котельной будет установлено современное немецкое оборудование по производству электроэнергии», — утверждается на официальном ресурсе предприятия. Вместо этого компания спровоцировала ЧП локального масштаба. 

Претензии к предприятию были и раньше. В 2013 году «Газпром Межергионгаз Москва» пытался обанкротить компанию из-за коммунальных долгов, но Арбитражный суд Калужской области отказал в иске по причине того, что истец сам отказался от заявленных требований.

В 2015 году с аналогичным иском выступил МУП Водоканал г. Подольска и также сам отказался от заявленных требований.

За последний год компания выступала ответчиком по 12 арбитражным делам на общую сумму 3,9 млн рублей, в том числе по десятку исков о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам энергоснабжения для МУП «Водоканал г. Подольска».

Депутат Госдумы Алексей Журавлев (партия «Родина») уверен, что ни в коем случае нельзя считать причиной аварий морозы, которые накрыли большую часть европейской России: они для нашей страны точно не аномальные, и уж ЖКХ-то должно быть готово хоть к минус 25, хоть к минус 50.

«Понятно, что не выдержала система, но и здесь, кстати, сразу же обнаружились виновные, причем, есть конкретные имена, фамилии, а главное — задержания тех, кто, очевидно, получая взятки, подписывал липовые отчеты о том, что трубы заменены, и отопление работает, как нужно. Лишь бы это были не назначенные стрелочники, на которых пытаются все переложить», — подчеркнул Журавлев.