Top.Mail.Ru
архив

Что русскому – хорошо…

КОМПАНИЯ Мetro запустила своей проект по строительству шести магазинов как раз в тот момент, когда московские чиновники решили упорядочить ситуацию с массовым строительством торговых сетей в столице. В результате «Москомархитектура» разработала долгосрочную программу размещения торговых объектов, согласно которой Москва поделена на некие условные зоны с отмеченными в них конкретными местами, где хорошо было бы поставить некие торговые комплексы. Впрочем, бизнес и без этих рекомендаций благополучно изыскивал объекты под розничную торговлю и в поддержке столичных властей как-то не нуждался. Так, одной из первых в Москве сетей стал «Перекресток», раньше других освоивший московские окраины. Как известно, несколько лет назад одна из компаний, входивших в консорциум «Альфа», прикупила сразу с десяток объектов незавершенного строительства в районах новостроек. Расчет на рост цен на недвижимость не оправдался, зато помещения прекрасно подошли под розничную торговлю. Подобным образом вели дела и другие известные московские компании, такие как «Торговый дом», «Тринити» (крупнейший объект – «Электронный рай»), «Ключ» (сеть магазинов «Стройарсенал»), построившие свои центры. Любопытно, что отечественные ритейлеры – это категория бизнеса, которая легко входит в девелоперские проекты, почти не оглядываясь на экономическую ситуацию. Практически вся современная торговля размещается во вновь созданных помещениях, поскольку исторические советские магазины страдают очень малой долей собственно торговых площадей и соответственно крайне неудобны для современного ритейла. Как выразился однажды директор компании «Ключ» Сергей Рудницкий, «строить мы начали не от хорошей жизни». Так или иначе, московская ритейлерская среда, может быть, и не способна пока создавать сети, по масштабу сравнимые с западными, но в сфере недвижимости все равно является наиболее активной. Самый свежий тому пример – крупнейшая земельная сделка последних лет, в результате которой компания «Гипермаркет» приобрела крупный участок под торговый центр на Ярославском шоссе. В противоположность отечественному бизнесу иностранные компании, пришедшие в Москву во второй половине 1990-х годов, прежде всего пытаются наладить добрые отношения с правительством Москвы. Возможно, иностранцев впечатляет активность власти на ниве ритейла, выражающаяся в проектах вроде Манежной площади или Курского вокзала, но, скорее всего, главный стимул – стремление договориться с главным хозяином недвижимости. Классический пример подобного рода – сеть «Рамсторов», осваивающая районы внутри МКАД. «Рамсторы», принадлежащие компании «Рамэнка», относятся к бизнесу, вплотную работающему с московскими чиновниками – руководство стройкомплекса даже включило открытие новых магазинов в число поводов для PR-акций. В результате «Рамэнка» получила дополнительные возможности для развития – площадок и объектов для открытия новых магазинов турецкой компании хватит на несколько лет вперед. По такому же пути совместного с властями бизнеса пошла и компания Мetro. Одной из основных проблем стал подбор площадок для размещения магазинов. Это места на крупных городских магистралях (как в случае с Ярославской трассой), часто на пересечении их с окружной дорогой (как на Ленинградском шоссе). Компании удалось попасть в струю одной из столичных программ борьбы с долгостроями, а попросту говоря – перераспределения объектов. Тем не менее резкие телодвижения правительства Москвы, по мнению представителей власти, пожелавших остаться неизвестными, чреваты неприятными юридическими последствиями, поскольку под видом долгостроев выбирались не брошенные еще при советской власти стройплощадки, а действующие бизнесы. Исключением среди крупного иностранного торгового бизнеса является компания IKEA. Ее географические предпочтения аналогичны подходам Мetro. IKEA пыталась начать бизнес в Москве с давних времен, но при этом вести его по общим правилам и не покупая прав на дорогую московскую землю, что, по мнению главы российской IKEA Леннарта Дальгрена, не позволило бы удерживать принятую компанией ценовую политику. Для шведской компании было важно, чтобы ее объекты находились за кольцевой дорогой. Соответственно большая часть проблем, связанная с правами на недвижимость, решается уже не с правительством Москвы, а с администрациями районов Подмосковья, в имущественном отношении являющихся своего рода независимыми удельными княжествами Московской области. Первый опыт в Химках, надо заметить, удался, и теперь IKEA готовит к вводу в эксплуатацию следующий объект, расположенный на Калужском шоссе.

Еще по теме