Top.Mail.Ru
архив

Чужие здесь не ходят

Попытка главы «Газпрома» Алексея Миллера добиться полного контроля над газовым холдингом привела к тому, что в основной экспортной «дочке» «Газпрома» – компании «Газэкспорт» постоянно меняются руководители. Среди участников рынка даже ходит присказка: «Кто назначает руководителя «Газэкспорта», тот и контролирует «Газпром».

 

«Газэкспорт» – самая прибыльная дочерняя структура «Газпрома», занимающаяся поставками газа на западноевропейские рынки. «Газэксопрт» фактически сам является монополистом по продаже природного газа и продуктов его переработки за рубеж. По словам ведущего эксперта инвестиционной компании «Финанс – Аналитик» Натальи Мильчаковой, для «Газпрома» очень важна деятельность «Газэкспорта», поскольку более 80% прибыли российский газовый концерн получает от экспорта. По сути дела, все остальные подразделения «Газпрома» не столь привлекательны.

 

Экспортная чехарда

История «Газэкспорта» началась в 1973 году. Правда, тогда это предприятие называлось «Всесоюзное объединение «Союзгазэкспорт». Осенью 1991 года ВО «Союзгазэкспорт» вошло в состав государственного газового концерна «Газпром» на правах государственного внешнеэкономического предприятия.

В 1993 году ГВП «Газэкспорт» было преобразовано в дочернее внешнеэкономическое предприятие РАО «Газпром» – ВЭП «Газэкспорт». В нынешнем же виде – как ООО «Газэкспорт» – предприятие было оформлено зимой 1998 года на основании решения совета директоров «Газпрома», который и является единственным учредителем «Газэкспорта».

От того, как будет поставлена работа «Газэкспорта», зависит существование самого «Газпрома», считает начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Выручка «Газэкспорта» от реализации газа составляет около $10 млрд в год, в то время как ежегодная выручка всего «Газпрома» – примерно $20 млрд. Поэтому вполне справедливым кажется выражение, приписываемое Рему Вяхиреву: «Кто руководит «Газэкспортом», тот контролирует «Газпром». Характерно, что когда «Газпромом» управлял сам Рем Вяхирев, руководителем «Газэкспорта» был назначен его сын Юрий. «Зачистку» же газовой монополии от представителей старой команды Алексей Миллер начал как раз с главы «Газэкспорта». Именно отставка Юрия Вяхирева считается переломным моментом в борьбе питерской команды против старой гвардии «Газпрома».

«Усиление роли правительства в управлении «Газпромом», ради чего и была заменена управленческая команда, требовало прежде всего кадровых перемен в «Газэкспорте», – говорит аналитик инвестиционной компании АВК Александра Вертлюгина.

Однако отставкой Юрия Вяхирева дело не ограничилось. Несколько месяцев компанией руководил Олег Сиенко, до этого возглавлявший ??? и пришедший в «Газэкспорт» по приглашению Миллера. Но в новой должности он проработал недолго – спустя четыре месяца сняли и его. На посту главы «Газэкспорта» Олега Сиенко сменил такой же далекий от газового рынка человек – Александр Медведев. Впрочем, и сам Миллер газовых академий не заканчивал.

 

Чего не понял Сиенко

«Все политические скандалы и интриги вокруг «Газпрома» связаны с борьбой за основной источник его доходов – экспорт, а также за доступ к газовой трубе и сохранение «газпромовской» монополии, – считает Наталья Мильчакова. – Поэтому высказывание «кто назначает руководителя «Газэкспорта», тот и контролирует «Газпром», следует подкорректировать: «Чей человек в «Газпроме», тот и управляет «Газэкспортом». Сейчас можно сказать, что «Газпромом» и соответственно «Газэкспортом» управляет так называемая питерская команда. Но, поскольку в ней самой нет единства, то и в «Газпроме», и еще в большей степени в «Газэкспорте» царит кадровая чехарда».

Такого же мнения придерживаются большинство экспертов газового рынка. Тем не менее аналитик банка «Зенит» Дмитрий Царегородцев уверен, что «на «Газэкспорте» «сидит» человек со всей полнотой доверия». Видимо, предыдущий глава «Газэкспорта» Олег Сиенко не обладал такой полнотой доверия или утратил ее. Среди экспертов ходят слухи, что Олег Сиенко не выполнил какого-то прямого указания из Кремля, за что и был уволен.

Назначенный Алексеем Миллером новый руководитель «Газэкспорта» Александр Медведев, как ожидается, будет куда более послушным. Один из аналитиков, пожелавший остаться неназванными, рассказал, что ни Олег Сиенко, ни Александр Медведев не являются креатурами Алексея Миллера – их кандидатуры предлагались напрямую из администрации президента. При этом главным требованием, которое предъявлялось к новому руководителю «Газэкспорта», – чтобы он был техническим директором.

Дело в том, что во времена Рема Вяхирева экспортное подразделение «Газпрома» было весьма самостоятельным. Контроль осуществлялся скорее по родственной линии (учитывая взаимоотношения Вяхирева-отца и Вяхирева-сына), нежели по административной. Но в новой политической ситуации такая самостоятельность просто непозволительна. Как утверждают анонимные источники, согласно замыслу администрации президента руководитель «Газэкспорта» должен лишь четко следовать указаниям сверху. Похоже, такой расклад не устроил Олега Сиенко, пересмотревшего многие до того незыблемые принципы, которым следовал холдинг, торгуя газом. Так, именно Сиенко официально поднял проблему газовых посредников. В Европе действуют несколько крупных и средних компаний, покупающих газ у «Газэкспорта», а затем перепродающих его на зарубежных рынках по более высоким ценам. Такого рода бизнес неизбежно связан с политикой и личными взаимоотношениями. Попытка пересмотра подобных соглашений была крайне болезненно воспринята некоторыми зарубежными партнерами монополии. Об их возмущении быстро стало известно и в Кремле.

В свою очередь, Александр Медведев – абсолютно лояльная кремлевской власти фигура. По словам аналитика банка «Зенит» Дмитрия Царегородцева, руководитель «Газэкспорта» должен быть, с одной стороны, тонким дипломатом, а с другой – аккуратным исполнителем. «Поскольку «Газэкспорт» помимо чисто экономических задач выполняет и ряд политических функций, то идеальным кандидатом на роль руководителя компании является чекист-мидовец со вторым высшим экономическим образованием. А знать о свойствах газа ему необязательно», – утверждает Дмитрий Царегородцев.

 

Образцовый руководитель

В биографии Александра Медведева, представленной самим «Газэкспортом», говорится, что он работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР, был директором совзагранбанка «Донау-Банк АГ» (Вена, Австрия), управляющим директором дочерней фирмы банка «Интер Трейд Консалт ГмбХ». Последнее место работы – директор компании «ИМАГ Инвестмент Менеджмент энд Эдвайзори Груп ГмбХ» (Вена, Австрия).

Что касается фирмы «ИМАГ», то, согласно официальной справке, полученной из «Газэкспорта», эта компания была основана в 1991 году в Вене «по мандату Высшего Экономического Совета при Президиуме Верховного Совета Российской Федерации в целях привлечения кредитов и инвестиций в российскую экономику».

Основным направлением деятельности «ИМАГ» декларировался «поиск стратегических инвесторов и производственных партнеров, организация иностранных кредитов в виде внешнеторгового, корпоративного и проектного финансирования». С момента основания по сегодняшний день компания привлекла кредитов на сумму, равную приблизительно $2,5 млрд.

По мнению Натальи Мильчаковой, глава «Газэкспорта» – политически значимая фигура. Но только для самого «Газпрома» и для его внутренней и внешней политики. «Он, конечно, оказывает влияние на принятие решений, – комментирует Мильчакова, – но в целом экспортная политика определяется правлением «Газпрома». Что же касается политических кругов, то для них более важно иметь своего человека в руководстве «Газпрома», который, в свою очередь, может повлиять на «Газэкспорт» в нужном направлении».

Схожего мнения придерживается и начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин: «Глава «Газэкспорта», скорее всего, номинальная фигура. Сейчас политическим силам важнее иметь «своего» человека у руля «Газпрома», так как именно он волен назначать руководителя «Газэкспорта».

«По сути дела, сейчас «Газэкспорт» является подразделением «Газпрома», которое занимается технической реализацией экспортной политики, разработанной в головной компании», – говорит Владислав Метнев, аналитик компании «Ренессанс Капитал».

 

Фондовое фиаско

Интересно отметить, что с приходом Миллера в «Газпром» в холдинге сменились приоритеты экспортной деятельности – с Запада на Ближний и Дальний Восток. Однако это нельзя объяснять исключительно политическими причинами. «Поиск новых, еще не освоенных конкурентами рынков сбыта есть объективное требование времени, – говорит Наталья Мильчакова, – поскольку политика Вяхирева была более консервативной».

Смена власти в «Газэкспорте» неблагоприятно отразилась на курсе акций самого «Газпрома». Кадровые перестановки в «Газэкспорте» тут же отражались на поведении акций «Газпрома», которые находились в так называемой консолидации. «Рынок долгое время не имел четкой направленности. Акции «Газпрома» стояли на месте, зарабатывать на них было весьма трудно», – поясняет Наталья Мильчакова. Инвесторы связывали перестановки в «Газпроме» с недостаточной уверенностью «газпромовского» руководства в том, что компания «Газэкспорт» эффективно управляется.

После неожиданной отставки Олега Сиенко котировки акций «Газпрома» больше не вернулись к уровням выше 30 руб. за акцию. «Очевидно, руководство «Газпрома» не так уж заинтересовано в повышении эффективности компании, раз Олега Сиенко, пытавшегося оптимизировать экспортные поставки и поставить под жесткий контроль дочерние предприятия в Европе, отстранили от должности», – считает Максим Шеин. Известно, что «Газпрому» требуются огромные капитальные вложения – компания с трудом удерживает объем добычи газа на уровне 520 млрд куб. м в год, а оптимизация экспорта помогла бы увеличить ее рентабельность. «Естественно, что инвесторы негативно воспринимают малоэффективный менеджмент», – делает вывод Шеин.

В свою очередь, Дмитрий Царегородцев связывает падение акций «Газпрома» с разочарованием инвесторов в методах руководства компанией. «От Миллера ждали кавалеристских наскоков и достижений в стиле первого года Путина – к примеру, оперативности в вопросе либерализации торговли акциями. Но мы этого еще долго не увидим. До выборов – точно. Те, кто покупал «под Миллера», сейчас избавляются от «газпромовских» бумаг. Если бы не общее падение «Газпрома», то восстановление контроля над «Газэкспортом» имело бы позитивный эффект».

Еще по теме