Top.Mail.Ru
мнения

Дальний Восток: форпост становится авангардом

Дальний Восток всегда был ключевым регионом для России. Но на фоне тектонических сдвигов в мировой политике и экономике изменилась роль этой территории: некогда форпост стал еще и авангардом российской экономики, разворачивая ее на Восток. Флагманами, локомотивами этого движения стали компании, несколько лет назад поверившие государству и инвестировавшие в проекты на Дальнем Востоке и в Арктике триллионы рублей. 

С экономикой Дальнего Востока и Арктики — геостратегических регионов нашей страны, занимающих более половины ее территории, — я связан уже больше двадцати лет. До назначения на государственную службу инвестировал частный и государственный капитал в инфраструктурные и промышленные проекты в широком диапазоне отраслей — от медицины до металлургии.

Отсмотрев за 20 лет инвестиционной практики сотни предприятий, понимаешь, когда перед тобой потенциальный чемпион. Среди 523 предприятий, уже построенных на Дальнем Востоке с использованием действующих в регионе механизмов государственной поддержки, таких потенциальных отраслевых чемпионов, по моей оценке, основанной на многолетнем опыте, — многие десятки. В дальневосточных и арктических регионах продолжается реализация более трех тысяч новых проектов, в которые вложено более 2,8 трлн рублей. И нет никаких сомнений в том, что в этой россыпи тоже найдется немало самородков.

За две пятилетки, прошедшие от старта на Дальнем Востоке механизмов новой экономической политики, главными из которых стали территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, — уже очевидно, что у нас могут запускаться проекты мирового уровня, успешно идут масштабные стройки, сопоставимые по своему размаху с легендарными советскими мегапроектами, а зачастую превосходящие их.

В этой обойме, например, крупнейшие горнорудные инвестиционные проекты, строительство горно-обогатительных комбинатов Баимский (Чукотка), Малмыж (Хабаровский край), Удокан (Забайкалье) и Озерное (Бурятия), газохимический кластер в Амурской области. Ряд компаний, уже вложив 100–150 млрд рублей, вышли на следующий этап и наращивают мощности.

Большинство инициаторов проектов смотрят на свою работу, как на динамичный процесс, на процесс роста. Ежедневные контакты как с крупнейшими промышленниками, так и с малым и средним бизнесом показывают: у всех присутствуют амбиции быстро расти, осваивать технологии, завоевывать рынки — как региональные, так и глобальные.

Так, например, резидент свободного порта Владивосток, камчатская компания «Сырман», за спринтерский отрезок времени наладила производство натуральных сыров, биойогуртов, экодесертов, ставших достойной, лучшей альтернативой импортной продукции. Аналогичные фермерские предприятия появились на Сахалине, в других регионах Дальнего Востока. В том числе — на дальневосточных гектарах. Активные люди используют бесплатную землю для самореализации, создания и развития небольших фермерских, туристических бизнесов.

Приморская компания «Арника» много лет подряд импортировала препараты для животных и изначально рассматривала создание собственного производства в Китае. От разрешения на строительство в 2018‑м до запуска на ВЭФ в 2021 году с участием президента России прошло всего три года. В проект вложили 4 млрд рублей. В компании работают 150 человек с высокой квалификацией и высокой зарплатой. В основном это выпускники Дальневосточного федерального университета, выпускники со степенями, отучившиеся уже и за рубежом, в Японии. Сейчас началась реализация второй очереди стоимостью более 15 млрд рублей. Заявленная цель — занять 10% мирового рынка пробиотиков для животных.

Этих и других историй успеха могло и не быть. Многие проекты состоялись благодаря лучшим в стране условиям для ведения бизнеса, созданным на территориях опережающего развития, при инфраструктурной и административной поддержке.

Государство обеспечивает проекты в ТОР земельными участками и необходимой инфраструктурой. Инвесторы уже получили от ключевого института развития региона — Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) — сотни мегаватт электрической мощности, десятки гигакалорий тепла, десятки тысяч кубометров газа и воды. Инвесторам доступна инфраструктурная субсидия по линии Минвостокразвития — государство компенсирует затраты на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, на технологическое присоединение. Инвесторы в строительство тепличных комплексов получают 20‑процентный кешбэк на капитальные затраты в приоритетные для продовольственной безопасности региона проекты.

Система преференций не является застывшей в камне — плотный контакт с бизнесом помогает ее постоянно усовершенствовать. Для современного бизнеса налоговые льготы — зачастую не самое главное. Гораздо важнее эффективные процедуры взаимодействия с государством в части оформления разрешительной документации, выделения земельных участков.

Одна из важнейших новаций этого года: пакет поправок в законодательство о территориях опережающего развития, позволяющих упростить процедуру изменения категории земли. Теперь, чтобы реализовать инвестиционный проект, не нужно проходить стандартный путь изменения категории земли (если это не особо охраняемые природные территории или сельхозземли), что сократит время согласования по каждому проекту. Эту новацию очень ждал и просил бизнес.

Дополнительный стимул получит жилищное строительство: открыта возможность привлекать инвесторов в проекты строительства жилья по конкурсу. В обмен на землю, инфраструктуру и преференции девелоперы будут строить и продавать жилье по доступным для дальневосточников ценам. Такие проекты мы называем «дальневосточными кварталами» — шесть регионов уже выделили площадки под строительство на них более 1,7 млн м2 нового жилья. Молодые семьи, врачи, учителя смогут улучшить жилищные условия с помощью самой дешевой в стране ипотеки — под 2% годовых.

Изменения в логистике, в финансировании, в доступных технологиях, импорте и экспорте, непростая геополитическая ситуация создают для дальневосточного бизнеса новые вызовы. Важно, что в новых условиях большинство дальневосточных инвесторов не споткнулись и не свернули работу. Те компании, которые были завязаны на технологии, оборудование, материалы из «недружественных» стран, переориентируются на альтернативы — российские, либо из дружественных азиатских стран.

Для инвесторов в активной инвестиционной фазе введены дополнительные меры поддержки. Одна из них — программа льготного кредитования, ставшая ответом на резкий рост ключевой ставки ЦБ РФ, который привел к резкому удорожанию кредитных ресурсов. На компенсацию ставок до приемлемого уровня правительством России было выделено 9,5 млрд рублей. В условиях высокого уровня ставок этот объем средств мог быть либо распределен между крупными приоритетными проектами с сильными «локомотивами», либо «размазан» по неограниченному количеству заемщиков с высокими рисками невозврата бюджетных средств и с неочевидными эффектами для экономики региона. Было принято решение сфокусироваться на поддержке ключевых для Дальнего Востока и Арктики проектов.

После снижения учетной ставки ЦБ РФ круг участников программы расширен, установленные ранее ограничения сняты. Уже одобрено 17 инвестиционных проектов с инвестициями 2 трлн рублей, которые дадут Дальнему Востоку более чем 22 тыс. новых рабочих мест. На рассмотрении — еще несколько десятков заявок.

Пока мы видим на Дальнем Востоке только первую главу нового экономического развития, должны быть и следующие. Будем продолжать делать все, чтобы оправдать доверие тысяч российских предпринимателей, инвестирующих в развитие нашей страны, создающих новое качество жизни в дальневосточных и арктических регионах.