Top.Mail.Ru
рынки

Дефицита бензина нет, но контроль усилят

Фото: Ilya Galakhov / Global Look Press Фото: Ilya Galakhov / Global Look Press

14 мая в Москве под председательством заместителя председателя правительства Александра Новака состоялось заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Ключевой темой совещания стали риски топливного дефицита на фоне сезонного роста спроса и логистических вызовов

 В обсуждении приняли участие представители Минэнерго, ФАС, Минсельхоза, Минтранса, ОАО «РЖД», Петербургской биржи, крупнейших нефтяных компаний и депутаты Госдумы.

По представленной на заседании информации Минэнерго и ФАС, внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом, дефицит отсутствует, а розничные цены остаются стабильными и не превышают уровень инфляции. Поставки сельхозпроизводителям в период посевной кампании идут по плану, все заявки аграриев удовлетворяются.

Накануне совещания в СМИ появилась информация о том , что по итогам апреля показатели прокачки нефти по трубопроводной системе «Транснефти» существенно упали. Настолько, что эксперты увидели риски топливного дефицита в стране. Снижение прокачки уменьшает инвестиционную привлекательность отрасли, приводит к задержке модернизации заводов, что в перспективе может снизить качество и объемы производства нефтепродуктов. И главное — создает риски дисбаланса между экспортом и внутренним снабжением, что чревато дефицитом топлива и ростом цен для потребителей.

Сегодня рентабельность реализации нефтепродуктов в России для вертикально-интегрированных компаний отрицательная: акцизов (эта величина постоянная) они платят больше, чем получают возмещения по демпферу (этот гибкий механизм нивелирует разницу между ценой на внешнем и внутреннем рынках). Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу падают с начала года: в январе 2025 года они составили 156,4 миллиарда рублей, в феврале — 148,3 миллиарда, в марте — 100,3 миллиарда, в апреле — всего 62,7 миллиарда рублей.

При этом фискальная нагрузка на нефтяную отрасль выросла. С 1 января 2025 года увеличились акцизы на нефтепродукты: на бензин АИ-95 — с 15,65 до 17,09 тысячи рублей за тонну, на дизтопливо — с 10,84 до 12,12 тысячи рублей за тонну. По предварительным расчетам, в апреле 2025 года размер демпфера для бензина может составить 7,65 тысячи рублей.

В то же время стоимость  российской нефти на мировом рынке опустилась ниже ценового потолка, установленного западными санкциями — и это облегчает российским нефтедобывающим компаниям экспортные поставки.

Во всей этой ситуации многие компании могут предпочесть снижать загрузку своих перерабатывающих мощностей. 

Ряд экспертов отмечают, что проблемы с обеспечением топливом отдельных регионов России возникают из-за трудностей с логистикой, а именно — из-за заторов на железной дороге. Это ведет к повышению цен на бензин для населения. По системе «Транснефти» транспортируется до 50% производимого дизельного топлива, и примерно 10% от производимого в России бензина. Остальной объем нефтепродуктов направляется по системе РЖД и автомобильным транспортом.

Александр Новак поручил профильным ведомствам — Минэнерго и ФАС — продолжить мониторинг цен на топливо по всей стране, включая отдельные регионы и Дальневосточный федеральный округ, а также обеспечить регулярность и равномерность продаж топлива на Петербургской бирже. Особое внимание уделено своевременной доставке нефтепродуктов по железной дороге и проблеме простоев вагонов. Новак призвал определить ответственных за задержки и наладить механизм своевременной доставки грузов покупателям.