Top.Mail.Ru
архив

Десант в Емельяново

Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» пытается нарушить монополию «КрасЭйр» на красноярском направлении, входящем в пятерку самых прибыльных в России. Красноярская авиакомпания отбивается изо всех сил. За их войной с интересом наблюдают крупнейшие российские авиакомпании – «Аэрофлот» и «Сибирь».

 

19 ноября в красноярский аэропорт Емельяново прибыл самолет Ил-96, принадлежащий ДАЛ. Это был первый рейс московской компании в Красноярск. Однако пассажиров ждал холодный прием. К лайнеру долго не подавали трап. По словам заместителя директора по производству АК «КрасЭйр» Евгения Рузаева, высадка из самолета была задержана по техническим причинам: «Самолетам такого типа не подходят ширина рулежных дорожек и размеры стоянки». Руководители ДАЛ не согласились с таким объяснением. Как заявил генеральный директор ДАЛ Александр Русс, претензии, предъявляемые представителями «КрасЭйр» по поводу несоответствия технических характеристик самолета Ил-96 параметрам красноярского аэродрома, необоснованны. «Мы подняли документы и выяснили, что аэропорт уже сертифицирован для приема таких самолетов, – заявил пресс-секретарь «Домодедовских авиалиний» Петр Худолей. Обратный рейс «Домодедовских авиалиний» в Москву также задержали на несколько часов, а пассажиры были отправлены самолетом «КрасЭйр».

Разгорелся скандал. Вначале гендиректор ДАЛ Александр Русс заявил, что задержка рейса принесла его компании около миллиона рублей убытка. В ответ на это красноярцы заметили, что договор между компаниями не подписан, а представители ДАЛ не удосужились даже совершить технический рейс. «На сегодняшний день в Красноярск летают порядка 10 авиакомпаний, и политика «КрасЭйр» направлена на привлечение партнеров для совместной реализации узловой схемы аэропорта «Красноярск», – заявили представители «КрасЭйр».

Следующим шагом ДАЛ стала жалоба в МАП на злоупотребление монопольным положением. Самолет ДАЛ отказались дозаправлять без письменного согласия руководства «КрасЭйр». У «КрасЭйр» нашлись свои «антимонопольные» претензии к новоиспеченному конкуренту. Они обвинили московскую авиакомпанию в демпинге.

 

Грачи прилетели

Конкурирующие компании всегда пытались выдавить «КрасЭйр» с красноярского направления. Например, «Трансаэро» осуществляла перевозки в Красноярск и Норильск, «Внуковские авиалинии» и «Аэрофлот» также пытались потеснить позиции «КрасЭйр» в различных регионах. Однако красноярцы смогли отбить атаки конкурентов и сохранить монопольные позиции. За это время в Красноярске появился региональный авиаузел с четко отлаженным веерным расписанием. То есть в аэропорту Емельяново одновременно собираются транзитные пассажиры восточного направления, а затем перераспределяются и через некоторое время отправляются по различным маршрутам. Планировалась международная интеграция: красноярцы собирались дозаправлять западные лайнеры и обслуживать их пассажиров.

Появление «Домодедовских авиалиний» на красноярском направлении оказалось неприятной неожиданностью для «КрасЭйр». Фактически это угрожает основам бизнеса красноярцев.

«Для ДАЛ новое направление – стратегически важное, и московские гости собираются остаться всерьез и надолго», – говорит информированный источник в одной из авиакомпаний. Во-первых, крупногабаритные лайнеры (ДАЛ эксплуатирует Ил-62), построенные еще в советские времена, могут полностью заполняться лишь на некоторых направлениях: Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Норильск, Хабаровск. Во-вторых, у Домодедовского авиаотряда, родоначальника ДАЛ, восточные маршруты всегда значились в числе приоритетных.

Очередное наступление на монополию «КрасЭйр» оказалось хорошо подготовленным и весьма агрессивным. В первую неделю своего присутствия на красноярском маршруте авиакомпания ДАЛ установила очень низкие цены – 3000 руб. за билет в один конец. Это вдвое ниже, чем у «КрасЭйр».

Правда, руководство ДАЛ поясняло, что специальные цены будут увеличены примерно на 1500 руб. Учитывая, что средняя цена билета в «КрасЭйр» составляла около 5000 руб., победа в ценовой войне оставалась на стороне варягов. «Для нас не новое явление, что московский перевозчик пытается любыми путями, и прежде всего откровенным демпингом, показать свои преимущества. Мы это проходили уже со «Внуковскими авиалиниями» и «Трансаэро», – заявили «Ко» в «КрасЭйр».

Кроме того, москвичи настаивали на утренних рейсах, которые разбивали веерное расписание красноярцев. Неуступчивость ДАЛ в определении времени стыковок грозила срывом расписания и делала туманными перспективы развития всего авиаузла.

 

Эта земля была нашей

Но напористость ДАЛ грозила бывшему монополисту еще одной неприятностью. С начала 1990-х годов ГСГА стремилась к разделению связки «авиакомпания – аэропорт». Однако «КрасЭйр» при поддержке местных властей долгое время отстаивала свое право на «личный» аэропорт. По словам руководителей красноярской компании, это было залогом их финансового благополучия. Теперь руководство края сменилось, и в краевой администрации поддерживают как отмену монополии, так и разделение функций. По словам заместителя губернатора Сергея Сокола, будет рассматриваться вопрос отделения авиакомпании от аэропорта. «Все знают, что основной доход авиаторы имеют от инфраструктуры, а не от перевозок. Надо сделать так, чтобы «КрасЭйр» оказалась в конкурентной среде», – заметил Сокол. Несмотря на поддержку местных властей, ДАЛ вряд ли смогла бы диктовать свои условия. Позиции «КрасЭйр» в регионе очень сильны. К тому же «КрасЭйр» продемонстрировала свою готовность гибко реагировать на возникшие проблемы. После нескольких встреч представителям «КрасЭйр» и ДАЛ удалось договориться о ценовой политике и компромиссном варианте расписания рейсов. На сегодняшний день билет эконом-класса в одну сторону у обоих перевозчиков стоит от 3800 руб. до 4500 руб. Равенство не распространяется на объем перевозок: ДАЛ имеет квоту на продажу 1200 мест в неделю, а «КрасЭйр» в этом не ограничена (объем дневной перевозки составляет не менее 3000 пассажиров). Наметилась ясность и в вопросе с рейсами. Домодедовцы теперь летают в Красноярск четыре раза в неделю на Ил-62.

И все же конфликт не исчерпан. ДАЛ попыталась сменить тип самолета на красноярском направлении, используя более вместительный и комфортабельный Ил-96. Однако в Емельянове отказываются принимать этот самолет, ссылаясь на технические причины. «Существующая в нашем порту технология в принципе не исключает возможности обслуживания ДАЛ, и мы не против, чтобы ДАЛ летала в Красноярск. Но им следует учитывать особенности наших аэропортовых технологий. Для этого нужно пройти соответствующий переговорный процесс, достичь каких-то результатов и поменять тип самолета. Если эти договоренности будут достигнуты, мы будем работать и с ДАЛ, и с другими нашими партнерами», – заявил Евгений Рузаев. «Красноярск будет сражаться до последнего. На карту поставлена и судьба самой компании. Всем ясно, что чем больше игроков на одном направлении, тем меньше прибыль», – заявляет анонимный источник.

Между тем, как утверждают в «КрасЭйр», вслед за ДАЛ на красноярский рынок претендуют две другие авиакомпании, несоизмеримые с нынешними участниками конфликта. Крупнейшие авиакомпании России – «Аэрофлот» и «Сибирь», располагающие большими финансовыми и лоббистскими возможностями, тоже заинтересовались лакомым красноярским куском. Сладить с ними красноярцам будет гораздо сложнее.

Еще по теме