Top.Mail.Ru
архив

Для маленьких...

банки, кредиты
В целом по стране объем кредитов, выданных банками малому и среднему бизнесу (МСБ), в 2012 г. вырос по сравнению с 2011 г. на 17% и составил, по данным "Эксперт РА", свыше 4,5 трлн руб., что на 6% выше результатов кредитования крупного бизнеса (+11%).

Как предполагают игроки и аналитики рынка, от 2013 г. также следует ожидать дальнейшего роста рынка кредитования МСБ. По словам заместителя председателя правления Инвестторгбанка Сергея Серова, хотя прогнозы на 2013 г. и разнятся, в целом экспертные оценки прироста по итогам года колеблются от 15 до 20%.

"Несмотря на то, что темпы роста в прошлом году были меньше, чем в 2011 г. (тогда этот банковский сегмент за год прибавил 29%. - Прим. "Ко"), в целом год для рынка МСБ был позитивным, - добавляет вице-президент, директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. - Если говорить о темпах роста 2013 г., думаю, эта цифра в годовом исчислении достигнет 17%. При этом величину роста определяют не только банки, но и господдержка. На прошедшем недавно в Минэкономразвития совещании по вопросам МСБ был озвучен комплекс мер, направленных на обеспечение доступности кредитов для предпринимателей". Эксперт уверен, что в случае реализации озвученных предложений доступность и, как следствие, объемы кредитования МСБ начнут расти опережающими темпами.

Большинство опрошенных нами участников рынка как раз считают, что существенное развитие кредитования сектора МСБ на текущем этапе возможно при активной государственной поддержке, в частности через предоставление гарантий для МСБ. При этом существующие фонды гарантирования, по их мнению, призванные решить проблему с обеспечением, ограничены размером максимального лимита на одного заемщика, который в среднем составляет 5-10 млн руб., что крайне мало и для производственных, и для торговых компаний. Вторым, по их словам, и не менее важным фактором является организация со стороны государства целевых программ по финансированию банковских программ кредитования предприятий МСБ. В случае получения относительно недорогих финансовых ресурсов российские банки будут иметь возможность осуществлять кредитование по ставкам, устраивающим обе стороны - заемщика и кредитора. При этом банку не придется минимизировать маржу при повышенном кредитном риске. Примером реализации такого подхода служат программы, предлагаемые МСП-банком. "Государственные инвестиции в отраслевые программы развития экономики стимулируют спрос предпринимателей на необходимость развития своего бизнеса, - поясняет Сергей Серов, - формируя, таким образом, необходимость в оборотных средствах или инвестиционном финансировании бизнеса". Кроме этого, по словам Сергея Серова, период деловой активности макроэкономики является существенным фактором для усиления деловой активности как крупного, так и среднего, и малого бизнеса. Причем последние в период стагнации экономики более способны оперативно оптимизировать текущие показатели бизнеса.

При этом, как предполагают аналитики рынка, несмотря на то, что сейчас лидерами по объему кредитов, выданных российскими банками представителям МСБ, по-прежнему остаются Сбербанк и ВТБ-24 (их рыночная доля составляет порядка 50%), динамика развития кредитования МСБ все же будет сдвигаться в сторону средних и мелких коммерческих банков, проявляющих больше гибкости и демократичности в вопросах взвешивания рисков таких клиентов.

Для кредитных организаций стимулирующим фактором остается достаточно высокая маржинальная доходность портфелей заемщиков МСБ. Так или иначе, но пока продукты для МСБ остаются высокодоходным сегментом для банков, игроков на этом рынке будет все больше, а конкуренция между ними возрастет.

По мнению вице-президента Московского кредитного банка Татьяны Плотниковой, конкуренция на рынке кредитования МСБ станет дальше только усиливаться. Ограничение ликвидности и необходимость поддержания доходности на определенном уровне будут подталкивать банки к приоритетному развитию продуктовой линейки для предприятий МСБ. Сегодня на рынке есть множество предложений, и клиенты имеют возможность выбирать и сравнивать не только условия по кредиту, но и уровень сервиса. Как следствие, клиенты становятся требовательнее и внимательнее - изучают условия кредитования, подают заявки в несколько банков, ведут переговоры об оптимизации условий и выбирают лучшее предложение.

"Сейчас основное пожелание малых и средних компаний - это возможность выбрать подходящие именно для них условия кредитных предложений, будь то сроки финансирования, залоговое обеспечение, условия погашения, сумма и цель кредита, форма подачи заявки или сроки ее рассмотрения", - подчеркивает Сергей Серов.

В этой ситуации банки вынуждены идти на определенные уступки. В целях сохранения привлекательности для клиентов банки вводят новые кредитные продукты, подстраивают их под конкретные потребности заемщиков. Конкуренция заставляет банки ослаблять требования к заемщикам, в частности, увеличивать сроки кредитования, расширять приемлемые виды обеспечения. А вот возможности для снижения ставок по кредитам у российских банков, по словам Татьяны Плотниковой, уже сильно ограничены, поэтому условия кредитования МСБ трансформируются сейчас в первую очередь все же по неценовым параметрам.

"Упрощение процедуры получения кредитов для МСБ стало сейчас ключевой тенденцией этого рынка, - рассказывает Кирилл Тихонов, - что, безусловно, отразилось как на продуктовых линейках банков, кредитующих МСБ, так и на требованиях, предъявляемых к заемщикам". Среди основных причин, по его словам, перенос розничных технологий на кредитные процессы, благодаря чему финансирование на короткие сроки стало возможным при минимальном пакете документов и без предоставления залога.

"На мой взгляд, если у предприятия хорошее финансовое положение, как таковых проблем быть не должно, - поясняет Кирилл Тихонов. - Что касается одной из основных сложностей - отсутствия обеспечения, то данную проблему нам удалось решить. Отсутствие залога для своих клиентов мы компенсировали возможностью получения беззалогового финансирования. С 1 апреля в Промсвязьбанке была повышена сумма такого финансирования, и теперь клиенты могут получить до 5 млн руб. без предоставления залога или не предоставлять залог на 5 млн руб., если речь идет о более крупных займах".

В любом случае сейчас программы кредитования МСБ представлены на рынке достаточно широко и охватывают большинство основных потребностей малых и средних предпринимателей. Это беззалоговое кредитование, кредитование на различные цели - от пополнения оборотных средств до покупки недвижимости, ссуды под всевозможные формы обеспечения, кратко- и среднесрочное кредитование, овердрафты. Однако среди перечисленных продуктов нет программ кредитования стартапов (на открытие нового бизнеса) и долгосрочного кредитования, что обусловлено объективными причинами, ведь кредиторы рискуют столкнуться с просроченной задолженностью, да и сами заемщики не всегда уверены в своем будущем и потому не готовы к долгосрочным инвестициям в развитие бизнеса.


Татьяна Плотникова, вице-президент Московского кредитного банка (МКБ):

"Наш банк, занимающий в рейтинге "Эксперт РА" 12-е место по объему кредитов, выданных столичному малому и среднему бизнесу, предлагает субъектам МСБ всю линейку кредитных продуктов, принимая в расчет специфику этого сегмента. За более чем двадцатилетнюю историю работы МКБ не только сформировал большую базу клиентов - субъектов МСБ, но и хорошо изучил потребности каждого из них. Мы сегментировали клиентов по отраслям, направлениям деятельности, проанализировали наиболее востребованные для них кредитные продукты и выявили потенциальные потребности предприятий МСБ. Это позволило нам сформировать отраслевые пакеты предложений, где условия кредитных продуктов формируются с учетом специфики сегмента и его целей - финансирования текущей деятельности либо развития. Например, предприятиям розничной торговли мы предлагаем два вида беззалоговых кредитов для пополнения оборотных средств: овердрафт и кредит под инкассируемую выручку. Срок по обоим видам кредитования - до одного года в пакете с инкассацией, эквайрингом и РКО (расчетный счет + услуга дистанционного банковского обслуживания). Расширение розничной сети также финансируется в рамках пакетного предложения: инвесткредит на недвижимость или ремонт новых арендованных площадей сроком до пяти лет вместе с кредитом под инкассируемую выручку с максимальной отсрочкой начала погашения основного долга - для закупки товара. Сроки и графики погашения кредитов привязаны в этом случае к срокам бизнес-плана. Таким образом, клиент получает гарантированное финансирование по минимальным ставкам на всех этапах проекта. Предложения для дистрибьюторов формируются аналогично: лимиты овердрафта и факторинга позволяют увеличивать объем оборотных средств. Пакетное предложение делает кредитные продукты конкурентными по стоимости и позволяет нашим клиентам - субъектам МСБ - формировать наиболее эффективные ссудные портфели".


Кирилл Тихонов, вице-президент, директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка:

"Начав работать с малым и средним бизнесом более шести лет назад, сегодня мы готовы закрыть максимум кредитных потребностей МСБ. С весны этого года наши клиенты - представители МСБ могут получить финансирование на сумму до 5 млн руб. и на срок до 36 месяцев по продуктам "Кредит-Бизнес", "Кредит на кредит" и "Кредит-Инвест" без предоставления залога. При получении кредита на большую сумму не обеспеченная залогом часть основного долга также может составлять до 5 млн руб. В стремлении стать поставщиком лучших решений для предпринимателей мы уделяем серьезное внимание не только качеству продуктовой линейки, но и тем подходам, которые используются в работе с клиентом. Мы применили лучшую мировую практику определения стоимости риска, так как уверены, что, оформляя кредит, "хороший" заемщик не должен платить за "плохого". Уже успешно используя дифференцированное ценообразование в микрокредитовании, мы внедряем аналогичный подход для других кредитных продуктов банка. Благодаря технологии Risk-based pricing процентная ставка для каждого клиента формируется индивидуально, исходя из его кредитной истории и финансового положения. Отсутствие просрочек, позитивные финансовые показатели - все это позволяет серьезно минимизировать проценты по кредиту, делая ставки ниже, а условия по кредитному договору - лучше".


Сергей Серов, заместитель председателя правления Инвестторгбанка:

"В Инвестторгбанке представлен полный спектр кредитных продуктов, рассчитанных на любой бизнес, от микро до среднего. Но рамки продуктовой линейки обладают определенной гибкостью, банк готов в известной степени менять продукт под клиента, подстраиваться под потребности бизнеса. Это и есть основное конкурентное преимущество - высокая степень гибкости, индивидуальный подход, сервис - те базовые отличия, которые выделяют наш банк среди конкурентов. Особенно активно идет кредитование под залог недвижимости. Инвестторгбанк кредитует предприятия в рамках программы МСП-банка
"ФИМ Целевой", и средства размещаются под залог коммерческой и личной недвижимости. Также пользуются определенным спросом кредиты на развитие бизнеса и пополнение оборотных средств. Возможности клиентов фактически ограничены только финансовым состоянием бизнеса и его масштабом. Банк заинтересован в долгосрочных отношениях с клиентом, кредитование - это зачастую только первый шаг к партнерству на годы. Бизнесом весьма востребована инкассация, эквайринг, размещение депозитов, зарплатные проекты. Выстраивание диалога с предприятиями малого бизнеса - задача непростая, требуется много усилий, чтобы заложить фундамент доверия. Эта задача успешно нами решается".


Еще по теме