Дмитрий Кобяков: «Выход в лидеры premium banking — закономерность»
ВТБ каждый год входит в ТОП лучших банков для состоятельных клиентов и в 2024 году занял второе место в рейтинге Premium Banking от Frank Research Group. О том, что стало драйвером развития и какие продукты и услуги обеспечивают лидерство на рынке, рассказал вице-президент, начальник управления по работе с состоятельными клиентами ВТБ Дмитрий Кобяков.
В 2023 году мы впервые за долгое время активно участвовали в исследовании рынка премиального банковского обслуживания Frank Research Group и вошли в тройку лидеров. В этом году нам удалось занять второе место. На мой взгляд, это закономерно, так как мы существенно расширили продуктовую и сервисную линейки, оптимизировали процессы управления операционными задачами, улучшили клиентский опыт, в том числе в цифровых каналах, смогли адаптироваться к изменениям в экономике. В настоящее время в ВТБ обслуживается более 1 млн состоятельных клиентов, и их количество увеличилось с начала года более чем на 20%, наш портфель пассивов увеличился почти на 40%, инвестиционных продуктов — практически на 10%.
Наблюдая курс Центробанка на таргетирование инфляции и вектор на ужесточение денежно-кредитной политики, ВТБ запустил облигации-флоатеры и вклады-флоатеры, доходность которых привязана к уровню ключевой ставки. Это очень удобно: инвесторам и вкладчикам не приходится «перекладываться» в другие продукты ради повышения доходности. Такие продукты позволяют при любом развитии ситуации на финансовом рынке нивелировать риски инфляции и приумножить вложенные средства.
Продолжение эволюции инвестиционного блока — появление «легких» форматов Advisory. Клиентам «Привилегии» стало доступно инвестиционное консультирование по диверсификации портфеля, а также приобретение инвестиционных бриллиантов и бриллиантовых корзин АЛРОСА с опцией обратного выкупа. Кроме того, для них расширены крайне востребованные в последнее время услуги семейного финансового офиса, который оказывает помощь по вопросам налогообложения и юридического сопровождения активов.
Если говорить о депозитных продуктах, то, конечно, мало предлагать просто высокие ставки. Они достигают у нас 24% по ВТБ-Вкладу и накопительному счету. Мы хотели сделать решение кастомизированным, дать клиенту выбор, как управлять параметрами продукта, что и было реализовано на вкладе-конструкторе, и альтернативу по валюте вклада. Наш вклад в юанях, позволяющий диверсифицировать портфель и хэджировать валютные риски, — один из лучших на рынке, ставка по нему достигает 8%.
Одним из ключевых событий года для всего банка и сегментов, работающих с состоятельной аудиторией в том числе, стало обновление программы лояльности. Мы перешли к начислению кешбэка до 25% в самых востребованных категориях рублями, а не баллами или бонусами. Важно, что рубли поступают сразу на счет без округлений и по честному курсу 1:1. Для максимального попадания предложения в запрос аудитории мы ежемесячно анализируем множество факторов, в том числе транзакционную активность пользователей, и даем опцию самостоятельного выбора категорий. Важным решением, повышающим лояльность клиентов, стало снижение комиссии за пакет услуг, а также введение компенсации поездок на такси в ежемесячном, а не ежеквартальном режиме, как было раньше.
Интересной коллаборацией уходящего года стала кобрендинговая карта «ВТБ – Аэрофлот», расплачиваясь по которой за любые покупки можно получить мили в системе «Аэрофлот бонус» и кешбэк. По нашей новогодней карте из лимитированной коллекции доступны такие привилегии, как скидки до 30% в популярных медицинских центрах, отелях, клубах, ресторанах и магазинах: «МЕДСИ», RODINA Grand Hotel & SPA Sochi, Vladivostok Grand Hotel & SPA, «Целеево Гольф и Поло Клуб», VALDAY HUNTING & COUNTRY CLUB, Sea, Signora, TIMELESS, Zuma, VIPAVENUE, «Дом Фарфора», «Читай-город» и многие другие. Мне кажется, это поможет создать праздничное настроение для всей семьи.
Семейное обслуживание сейчас очень актуально не только потому, что 2024 год был объявлен годом семьи, но и потому, что мы как банк можем дать больше преференций при обслуживании всех членов семьи. Наша программа «Семейный банк» позволяет при подключении близких получать повышенный кешбэк в программе лояльности. Дополнительно мы даем 5% кешбэка на очень востребованную категорию «Супермаркеты», что уникально на рынке. Объединившись с родственниками, можно выбирать все больше и больше категорий, а зарплатные клиенты и обслуживающиеся в ВТБ пенсионеры получают повышенные ставки по вкладам и дополнительные категории кешбэка на выбор.
Подводя предварительные итоги года, всегда хочется заглянуть за горизонт, увидеть тенденции, которые будут укрепляться в ближайшем будущем. С уверенностью могу сказать: будем наблюдать высокие значения ключевой ставки, а значит, развитие рынка сбережений и консервативных инвестиционных инструментов, таких как облигации, драгоценные металлы, например. На рынке акций продолжится тренд на бумаги бенефициаров импортозамещения, а также компаний потребительского, финансового и IT-сектора. В части фокуса, уверен, будет развитие семейного банка, экосистем нефинансовых сервисов и инвестиций в образование. В любом случае для клиентов банк уже не просто продавец отдельных финансовых продуктов, а платформа комплексного обслуживания, «одно окно» решения стратегических и ежедневных задач.