Top.Mail.Ru
архив

Дракон впереди медведя

 Россия и Китай при всех очевидных различиях в экономике и социуме имеют много общего, причем роднят их не только огромные территории и большая численность населения. Обе страны относятся к «третьему миру», хотя и считают себя великими державами. Уровень развития современных технологий, стремление людей к получению образованию, а также стоимость «потребительской корзины» в крупнейших городах сопоставимы. Благодаря этому между основными этапами развития Интернета в Китае и в России можно найти много схожего. По многим параметрам Китай обгоняет Россию на шаг. Тем интереснее опыт наших соседей. Владельцам российских Интернет-ресурсов полезно присмотреться к цензуре в китайском секторе Сети. Как знать, быть может, в недалеком будущем это станет актуальным и для России.

Наиболее популярные китайские проекты опережают российские примерно на год-два. На ажиотажной волне в 1999-м – начале 2000-го четыре крупнейшие китайские Интернет-компании – Sina.com, Netease.com, Chinadotcom, Sohu.com успели выйти на NASDAQ и привлечь значительные инвестиции. А после кризиса компании смогли выжить вопреки мрачным прогнозам. Они провели внутреннюю реорганизацию, уменьшили количество филиалов, сократили численность сотрудников. Полученные же инвестиции позволили четырем компаниям стать бесспорными лидерами рынка по количественным показателям. Однако все они, за исключением Netease, продолжают приносить своим владельцам убытки. Плата за лидерство бывает непомерно высокой, в то время как компании с более скромными амбициями тем временем уже приносят доходы. ПЗ Неисчислимая страна В начале этого года China Internet Network Center (CNNIC) со ссылкой на газету Beijing Wanbao («Вечерний Пекин») сообщил, что количество пользователей Интернета в Китае превысило 20 млн человек. Причем динамика роста настолько впечатляющая, что напоминает отчеты времен «великого скачка»: в 1999 году пользователей было 8,9 млн, а в 1998-м – только 2,1 млн. По официальным данным, в Китае к Интернету подключено около 8 млн компьютеров. В зависимости от разных методик ответы на вопрос, сколько же китайцев находятся в Сети, сильно разнятся. Международное аналитическое агентство International Data Corp. (IDC) утверждает, что их около 9 млн. Представитель китайского сообщества пользователей Интернета Ву Цзицянь записал в ряды своей организации около 30 млн человек. Что касается темпов роста аудитории, то здесь разноголосица еще сильнее. Даже наиболее сдержанная IDC в начале прошлого года считала, что Китай обгонит по этому показателю Австралию в 2001 году, а Японию – в 2002-м, после чего займет лидирующую позицию в Азии. К 2005 году аналитики прогнозировали рост населения китайского Интернета до 85 млн человек (37,5% всех пользователей в Азиатско-Тихоокеанском регионе). Однако уже сейчас прогнозы сильно скорректированы в сторону уменьшения. На пути развития Интернета в Китае встали три проблемы: плохая связь (и как следствие – низкая скорость загрузки сайтов), высокая стоимость доступа к Сети и малое количество информации на китайском языке. При среднем уровне доходов жителя крупного города в $70 – 120 в месяц стоимость часа в Интернете варьируется от $0,5 до $1,2. Количество же сайтов намного меньше, чем в России: немногим более 30 тыс., причем в 1999 году их было всего около 15 тыс. В то же время благодаря развитой системе логистики и доставки быстро развивается электронная коммерция. В прошлом году китайцы приобрели через Сеть товаров на $62,9 млн. Люди предпочитают покупать товары через Интернет, поскольку там они дешевле, да и искать нужный товар в виртуальных магазинах легче, чем в реальных. По данным китайской ассоциации электронной коммерции, объем китайского рынка виртуальной торговли в этом году должен достичь $190 млн. А уже в 2004 году через Сеть, согласно прогнозам, будет продано товаров на сумму $3,2 млрд. Сейчас в Китае более 600 виртуальных магазинов. Наиболее популярные из них расположены в трех городах – Пекине, Шанхае и Гуаньчжоу ПЗ Под крылом цензуры Китайское правительство предпринимает огромные усилия для развития Интернета внутри страны. При активном участии западных компаний идет модернизация телекоммуникационной сети. В этом году несколько тысяч государственных организаций обязаны будут организовать свои представительства в Сети. Особенно подчеркивается, что материалы нужно представлять на двух языках – китайском и английском. Таким способом правительство Китая одновременно пытается решить две задачи: привлечь инвестиции для развития высокотехнологичного сектора экономики и ограничить идеологическое влияние американцев. Иногда это получается. Пример тому – Chinadotcom, где инвестиции поступили от AOL, а контент – от государственного информационного агентства Синьхуа. В свою очередь, американское правительство стремится контролировать финансовые потоки из Штатов в Китай, увязывая их с «гуманитарными проблемами». В США существует запрет на инвестиции в китайский Интернет. Китайские компании, выходя на IPO, вынуждены выводить свои активы за пределы Китая. В китайском секторе Сети вы не встретите ни эротических, ни порнографических сайтов. Запрос porno в поисковых машинах в Китае дает нулевой результат. Существует и цензура новостных лент. Однако государство никому не мешает заниматься бизнесом – в стране активно действуют предприятия с участием Yahoo! и AOL. Быстрый рост числа пользователей заставил правительство разработать нормативные документы, ставящие под контроль точки выхода в Сеть и содержание сайтов. Недавно появилось распоряжение, обязывающее все Интернет-кафе и подобные им организации до 5 июля 2001 года пройти перерегистрацию в местных органах власти. Официальная причина – возможность доступа через Интернет-кафе к ресурсам, содержащим порнографию, сцены насилия, азартные игры. По правительственным данным, через общественные точки доступа в Сеть выходят более 4,5 млн китайцев. Не получившие разрешительных документов кафе будут закрыты, их имущество конфисковано, а руководители «подвергнуты наказанию в соответствии с законом». Следующий шаг – контроль за содержанием сайтов, включая очень популярные доски объявлений. Контент-провайдеров обязали более строго относиться к содержанию размещаемых на их сайтах объявлений и к системе регистрации пользователей этой услуги. В китайском секторе Сети запрещена реклама табачных изделий, а также товаров, связанных с секс-услугами. Для рекламы лекарств, семян и саженцев, медицинского оборудования, акций и ценных бумаг требуется разрешение соответствующих органов. Вопрос о том, что именно считать рекламой, решается очень просто. Например, в Пекине вся Интернет-реклама должна быть согласована со специальным органом при муниципалитете. Предприниматели вынуждены принимать эти правила игры. И, демонстрируя свою лояльность, заявляют, что это идет на пользу Интернету. Выступая в апреле на конференции, посвященной развитию китайского Интернета, основатель и глава компании China Online Inc. Лирик Хьюз заявил, что западные СМИ уделяют непропорциональное внимание цензуре в китайском Интернете. Глава портала Netease.com Кин Лай отметил, что регулирование в Китае касается не Интернета, а его содержания, то есть ситуация точно такая же, как на телевидении, радио и в газетах. «Тем, кто не выступает против государства, не торгует его секретами, не возражает против принципа «единого Китая», бояться нечего, – утверждает Кин Лай. – Далеко не во всех странах доступ в Интернет так же прост, как в Китае. Здесь не нужна предоплата или регистрация. Если у вас есть модем и телефонная линия, то вам достаточно набрать три цифры – 163 – и вы оказываетесь в Сети». ПЗ Пример .cn для .ru наука Несмотря на продвинутость рынка, в Китае до сих пор очень высок уровень затрат на создание и поддержание Интернет-проектов. Инвестиционные средства «сгорают» быстрее, чем их удается зарабатывать. Для стабильного развития отрасли необходим постоянный приток инвестиций. Внутри страны средств в нужных объемах не хватает, поэтому все проекты-лидеры развивались за счет внешних заимствований. Падение NASDAQ поставило крест на первичных бизнес-планах Интернет-компаний, но они сделали надлежащие выводы из кризиса. Падение стоимости акции Chinadotcom с $80 в начале 2000 года до нынешних $2,5 не привели компанию к банкротству. Пока у нее еще хватает финансовых резервов для развития. Chinadotcom и другие лидеры учатся жить в соответствии с доходами и к четвертому кварталу 2001 года планируют выйти на безубыточное существование. Нового же подъема в китайской Сети ожидают во второй половине 2002 года, когда должна появиться вторая волна пользователей. Если сегодняшние тенденции сохранятся, то лидеры окажутся вне конкуренции и никто не сможет серьезно потеснить их: стоимость входа на рынок и риски будут слишком велики. Вопрос в том, действительно ли появится эта вторая волна и будет ли востребована модель универсальных порталов, под которые привлекались инвестиции. Лидеры Рунета – холдинги Rambler и Яndex тоже обещают до конца года выйти на самоокупаемость. В реальность этого поверить трудно, а проверить – невозможно: это не публичные компании. Тем не менее, если китайская модель бизнеса в Интернете покажет свою устойчивость, это будет означать, что она приемлема и для других стран с переходной экономикой, в том числе и для России.

СПРАВКА

 Who is who в Китае

По данным опроса Horizon Marketing Research Inc., лидерами китайского Интернет-рынка являются четыре компании: Sina.com, Sohu.com, Netease.com и китайская Yahoo!. Другие источники утверждают, что наиболее мощная компания – Chinadotcom. Sina.com появилась в конце 1998 года в результате слияния собственно китайского сайта и сайта китайской общины в Калифорнии. Sohu.com создали китайские выпускники Массачусетского технологического института в конце 1997 года. Обе компании зарегистрированы в США. В число учредителей Chinadotcom входят America Online, агентство Синьхуа, инвестиционный фонд Edelson Technology Partners и несколько технологических и информационных компаний. В отличие от двух предыдущих компаний Netease.com полностью «материковый» проект, созданный инженером Динь Ли – сотрудником компании, разрабатывающей программное обеспечение. Появившись в середине 1997 года в качестве контент-провайдера, компания предложила ряд удобных сервисов, включая первую бесплатную электронную почту, полнотекстовую поисковую машину на китайском языке, хостинг для домашних страниц и возможность персональных настроек. Проект был принят на ура и через некоторое время стал настолько популярен, что страна как бы оказалась поделена между Sohu (на севере) и Netease (на юге). По данным CNNIC, бесплатная почтовая служба Netease является второй по популярности. На ресурсах компании зарегистрированы 1,7 млн пользователей. Положение лидера – Chinadotcom – гораздо сложнее. Компания работает по схеме AOL, и ее основной бизнес связан с предоставлением услуги доступа в Интернет. Расходы Chinadotcom в четвертом квартале прошлого года составили $133,2 млн (из них операционных расходов – около $30 млн). Доход же равнялся только $34,4 млн. В первом квартале компания провела глобальную реструктуризацию, отказавшись от многих проектов и значительно сократив штат.

Еще по теме