Top.Mail.Ru
архив

Нефть потекла по паутине

Две крупнейшие нефтяные компании России внедрили у себя Интернет-технологии для оптимизации менеджмента. Корпоративный портал Тюменской нефтяной компании сделала российская компания «Город-Инфо», а сайт «Сибнефти» – американская UnitSpace. Их примеру готов последовать ЮКОС.

 Назовите пароль

С мая информационный оборот ТНК идет через Интернет-портал. В ТНК говорят, что идеологом проекта выступила консалтинговая PriceWaterhouseCoopers, обладающая обширным опытом применения веб-технологий в бизнесе, и давний партнер ТНК. Генеральный подрядчик проекта ТНК – компания «Город-Инфо». Зайти на этот сайт может любой пользователь Интернета, однако далеко не все ресурсы выложены для свободного пользования. Система открывает сотрудникам ТНК только те документы, которые они должны знать в зависимости от своей должности. Наряду с документами на сайте публикуются новости рынков, корпоративные новости, ведется мониторинг СМИ. Здесь же размещены форумы по темам, актуальным для ТНК. Корреспонденция между штаб-квартирой компании и ее филиалами также ведется через портал. В результате сотрудникам и партнерам компании мгновенно становится доступна корпоративная информация в том объеме, в каком ТНК считает нужным ею делиться. Сеть компании позволяет четко разделять эти группы пользователей. Так, например, расписание заседаний комитетов или правления компании формально присутствует на корпоративном портале. Однако увидеть их может только тот сотрудник, у которого есть допуск к подобной информации. То же самое можно сказать и о других информационных ресурсах портала. Система ведет постоянный мониторинг транспортировки нефти и состояния скважин. На сайте находится структурированное хранилище документов ТНК. Но доступ к этим данным регламентирован. Праздные визитеры и конкуренты с ними познакомиться не смогут.

Это больше чем сайт

Как рассказал технический директор «Город-Инфо» Кирилл Вавилов, то, что получилось у «Город-Инфо», внешне очень похоже на сайт. Однако на самом деле является чем-то большим. Эти приложения реагируют на запросы пользователей портала и выдают именно ту информацию, которая нужна данному конкретному пользователю. ИТ-менеджер ТНК Александр Блох говорит, что компания хочет охватить системой не менее семи тысяч пользователей в аппарате компании и дочерних структурах. В перспективе через портал можно будет получить исчерпывающую информацию о результатах деятельности каждого из 50 тыс. сотрудников ТНК и ее дочерних компаний. Бизнес-эффект от внедрения портала в компании даже не просчитывался. По словам Блоха, сегодня просто невозможно вести бизнес без Интернет-технологий. Перевести весь персонал в Интернет очень сложно. Далеко не все из них готовы к работе с компьютером. Поэтому в ТНК организовали курсы для сотрудников по обучению работе с порталом. Планируют до конца лета подключить к порталу до 80% рабочих мест. Пока в компании не видят каких-либо признаков сопротивления сотрудников внедрению новых технологий. В дальнейшем в ТНК намечают практически полностью отказаться от бумажного документооборота и на этой стадии, по мнению руководства компании, может возникнуть некоторая напряженность: ведь сотрудники привыкли к тому, что все документы должны быть на бумаге, и сломать этот стереотип будет непросто.

Информационные дочки

ТНК – не единственная компания, внедрившая у себя Интернет-технологии. Сходные задачи поставила перед собой «Сибнефть». Здесь также решили создать инструмент, отражающий весь спектр действий корпорации. Проект был запущен в июне. «Перед нами стояла цель создать не просто сайт, а мощную систему управления, способную помогать менеджерам компании», – сказал директор компании UnitSpace Леонид Исаев. (UnitSpace выполнила этот проект по заказу «Сибнефти».) Специалисты UnitSpace интегрировали в сайт инструменты, которые дают возможность менеджерам компании «Сибнефть» точно знать положение дел в компании и управлять ситуацией. Подобные проекты не очень дороги. Крупные проекты по web-интеграции для корпораций масштаба страны оцениваются в пределах от десятков тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Между тем вложения эти себя окупают. По словам президента ЮКОСа Михаила Ходорковского*, экономия от внедрения корпоративного Интернет-портала и системы управления знаниями оценивается в $10 млн в год. Кроме того сокращаются и административные расходы, которые в нефтяных компаниях обычно составляют не менее 5-6% от оборота. А оборот такой компании, как ЮКОС, например, более $7 млрд. В результате ЮКОС тоже решил создавать корпоративный портал. Этим будет заниматься дочерняя компания ЮКОСа «Сибинтек». Свою информационную «дочку» создала и американская Shell. В Японии же нефтяные компании переросли стадию внутренних информационных проектов и приступили к межкорпоративным проектам. Весной этого года Showa Shell Sekiyu KK, Japan Energy Corp, Mitsubishi Corp и Mitsui & Co Ltd. договорились о создании Интернет-биржи, на которой будут торговать нефтепродуктами. Оборот биржи в первом же году должен составить $1,5 млрд.

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме